Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;
Re: [2VASILIY BARDOV] Интервью Василия...
СКРИПКО: «…гитлеровцы … прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы. Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных:
- не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт,
- даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы.
Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался. Вскоре получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев».
ДОЛГУШИН: «В результате этого налета Ме-110, машинам они ничего не сделали, но:
- командира дивизии ранили в живот и он через 2 часа скончался,
- его заместителя п-ка Михайлова ралили в ногу,
- и убили одного из летчиков - командира звена Огнькова Петра прямо в кабине его СЛ, застав его на рулежке (это был тот самый, Петька Огоньков кто первый на рассвете взлетел в Лиду, чтобы связаться с командиром дивизии и доложить какое состояние полка, когда оказалось 22-го июня что вся (телефонная – В.Б.) связь была порезана а радио и никакой другой связи небыло. Он прилетел успешно, доложил, какое состояние полка, но не вернулся в полк и так и остался там, а когда был первый налет на лидский аэродром, когда мы СЛ-ты разруливали и когда ранили командира дивизии и его заместителя – пуля попала Огонькову прямо в висок /1,8/).
Глеб Бараев (26.04.2004 00:27 http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=10&id=6622
Могло быть и такое, хотя и маловероятно.
Но скорее всего список Долгушина просто не исчерпывающ: он назвал тех, кого запомнил. Кстати, Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию:
«В военном воздухе суровом» 30.04.2004 17:52 http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6622
В.Емельяненко. В военном воздухе суровом.М,1985, с.94
Дальше я копирвю текст с сайта "Военная литература".
Там выложено издание 1972 года. От издания 1985 года отличается тем, что не указана дата 20 июня и тем, что отсутвует фраза о том, что вылететь в дивизию Кравченко было приказано немедленно. Свадьба была назначена на воскресенье 22 июня, а назначение состоялось не позднее пятницы 20 июня.
.
Итак, вот что пишет Емельяненко:
«С ноября сорокового Григорий Пантелеевич Кравченко учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба. В июне сорок первого его срочно вызвали в Кремль.
— Какое бы назначение вы желали получить теперь? — спросил его Сталин. Кравченко доводилось с ним встречаться не раз.
— Товарищ Сталин, пошлите на дивизию, попробую потянуть...
— Ну что ж, поезжайте принимать дивизию».
Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики — сначала дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич, а затем Герой Советского Союза П. В. Рычагов, отличившиеся в боях в Испании и в Китае, были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо низвергнуты и осуждены по наговору.
Из Кремля Кравченко вернулся к себе на дачу, в Серебряный бор. За большим столом сидели его родители, четыре брата (два Ивана и два Федора) и сестра Ольга.
— Свадьбу придется отложить, — сказал он. — А это письмо передайте ей завтра, — и положил на стол запечатанный конверт. На нем было крупно написано: «Большой театр» и имя известной балерины. Распростился, взял походный чемодан и уехал на аэродром. — До скорой встречи»!
Глеб Бараев Re: Но как Вы узнали номер дивизии? 30.04.2004 23:40 http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=10&id=6628
«Так Кравченко и принял 11-ю дивизию де-факто.
Об этом пишет и Емельяненко, и в других местах можно прочесть».
БАРДОВ: «А как же средства ПВО: пулеметы…»
ДОЛГУШИН: «…стояла одна пушка 76 мм-вая, но что на малой высоте она сделать могла?!
После этой штурмовки в Лиде мы полетели в Черлену к полку – полк-то там... Но откровенно скажу:
- «женатики»(у которых жены были)пошли к женам,
- а мы – холостяки – улетели.
Я счас не помню, сколько».
БАРДОВ: «Так получается, у вас к моменту этого налета 110-х в Лиде в полку было порядка 70-ти ваших машин и + штабная эскадрилья лидская»?!
ДОЛГУШИН: «Там штабной эскадрильи в дивизии не было. В (штабе – В.Б.) дивизии было 4 СЛ-та И-16 и все, а транспортных не было».
БАРДОВ: «А кто стал командовать дивизией после гибели Ганичева»?
ДОЛГУШИН: «Так дивизией никто не командовал: дивизия осталась «без руля, без ветрил» - командир умер, Михайлов ранен».
БАРДОВ: «А начальник штаба»?
ДОЛГУШИН: «А начальника штаба я и не знал.
Прилетели мы и сели в Черлену, где стояли на вооружении истребители И-153 «Чайка» 127-го полка, вооруженные только пулеметами ШКАС, а у нас эскадрилья (кроме 2-х пулеметов была вооружена еще и 2-мя – В.Б.) пушками ШВАК. А в Черлянах для пушек снарядов то нету (в результате чего пушки перезарядить там было нечем и некому, т.к. свои немногочисленные – В.Б.) техники добирались с Нового Двора своим ходом и к тому времени были еще в пути. Местные техники чем могли помогали нам, но в основном летчики сами все делали:
– и машины заправляли,
– и пулеметы перезаряжали
– и двигатели вручную сами запускали
(что хотя было довольно проблематично, но в принципе сделать было можно:
1) лопасти раскручиваешь, затем … соединяешь с валом и запускаешь мотор…
2) Еще были ручки – раскрутить можно было ручкой, вскочить в кабину и запустить мотор, но техсостава то нету/1/)».
«Боеприпасы для ШКАСов (пулеметов – В.Б.) есть, но они все замазаны так в (консервационной смазке, похожей на вазелин – В.Б.) типа тавота, что их даже бензин и тот почти не брал! Лучше всего было ленты с патронами мыть в горячей, кипящей на костре воде - эта смазка тогда быстро снимается и остается боеприпасы просто протирать и ставить…
Ну, в общем начали работать».
БАРДОВ: «И стали разводить костры, кипятить…»
ДОЛГУШИН: «Все там… И начали работать над мостами в Гродно: прикрыть мосты и прикрыть отход наших войск через мосты» (автомобильный, называемый теперь «Старым» и железнодорожный через реку Неман – В.Б.).
БАРДОВ: «А самому в городе Вам бывать не приходилось – вы что не ориентировались там совершенно»?
ДОЛГУШИН: «Нет, совершенно - ни разу не был в Гродно»!
БАРДОВ: «А когда вы прилетели – по мостам уже двигались наши войска»?
ДОЛГУШИН: «Войска переходили мосты, а немцы ходили на них девятками Ю-88, вначале без прикрытия, а потом – под прикрытием истребителей.
БАРДОВ: «А каким образом вы атаковали и сбивали бомбардировщики Юнкерсы-88»?
Мы их встречали и старались «расколоть» их боевой порядок (строй – В.Б.). Приходилось подходить очень близко».
БАРДОВ: «Но у них же сзади были на каждом по 2 огневые точки»!
ДОЛГУШИН: «Да».
БАРДОВ: «А по вам они пытались отстреливаться»?
ДОЛГУШИН (смеясь): «Так конечно! Удовольствия мало: девятка – 18 пулеметов крупнокалиберных бьют по тебе. А ты идешь один, потому что парой на таком расстоянии толку нету: один прицелится, а второй когда идет – ему трудно – он же может столкнуться, потому что ширина девятки ни такая уж и большая, чтобы можно было как-то ведомому отстать. А так ведомый шел метров 100…
Вот там – над мостами я и сбил свой первый бомбардировщик Ю-88».
AlexDrozd “Re: Правду ли говорил Резун о И-16” (форум www.rkka.ru 12.04.2004 15:03)
“>а по тебе бьют 18 крупноколиберный пулеметов.
Ну, положим, обычных, а не крупнокалиберных, но все равно не слабо. На "ишачке" атаковать и одиночный Ю-88 тяжело из-за малого преимущества в скорости”.
ДОЛГУШИН: «Пока мы «дрались» 22-го (июня – В.Б.) - мосты в Гродно были «живы» и войска переходили (по ним – В.Б.). Мы не дали мосты взорвать. Мы видели, как наши войска переходят по этим мостам – отходят на правый берег р. Неман и до конца дня мосты оставались целы»/1/.
И так до вечера».
БАРДОВ: весьма символично, что не так давно, одна из фирм в СНГ (изготавливающая для коллекционеров-авиамоделистов сборные вакуумные модели боевой техники) выпустила модель бомбардировщика (правда Юнкерс-87, а не 88) и на упаковке поместила рисунок с сюжетом похожим на вторую воздушную победу Долгушина: И-16 заходит в хвост бомберу летящему над мостом через реку на фоне небольшого древнего города с церковью на берегу вроде нашей Коложской. Я подарил Сегрею Федоровичу увеличенную картинку с упаковки этой модели и спросил, похожа ли она на то, как это у него выглядело.
ДОЛГУШИН: «Похоже: И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была. Догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Ю-87», конечно - все расстреливал».
(Когда) смерклось (стемнело – В.Б.) и ночь наступила, поступила команда: «Перелететь в Лиду»!
Глеб Бараев «Смотря к какой версии» 30.04.2004 23:46 http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6629
«У М.Солонина много версий:
- в том, что потерю боеспособности советской авиацией нельзя объяснить исключительно разбомбленными с утра 22 июня на аэродромах самолетами, безусловно можно согласиться,
- в том, что во многих случаях имела место потеря управления авиасоединениями – тоже,
- а вот с попытками объяснить все опять же одной-единственной причиной согласиться нельзя,
- и нельзя перехваливать рядовых авиаторов, мол, если б не начальство, они бы немцам показали»…
ДОЛГУШИН: «А теперь, вот вам ответ тем, кто говорит, что у нас были неподготовленные летчики: полк потерял машин 5 или 6, а больше 60 машин в полку были еще живые! И летчики»!
БАРДОВ: «А в 127-м»?
ДОЛГУШИН: «И 127-й - такое же явление.
Первыми (из аэродрома в Лесище - В.Б.) поднялись мы. Затемно самолеты, оставшиеся от 2-х полков (и я в том числе) прилетели в Лиду. «Пришли» садиться, а взлетное поле перекопано: там строили бетонную полосу, в связи с чем осталась узкая посадочная полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а тут половине летчиков, да еще и ночью, впервые в жизни пришлось садиться, включая меня самого. А прожектора тогда не такие были как счас, когда все видно: тогда стояли 4 лампы 500 Ватт или 1000 или 1500 - коробчатые. И рифленые стекла на них: еле-еле подсвечивали. Так вот, подготовка летчиков была такой сильной, что (при посадке мы –В.Б.) ни одной машины не поломали/1/)!
На аэродроме скопилось больше ста машин:
И-16 из 122-го ИАПа и И-153 из 127 ИАПа /4/».
БАРДОВ: «А от бомбардировщиков не осталось ничево»?!
ДОЛГУШИН: «Ничево! Но мы их и не видели: они были в г. Желудке».
БАРДОВ: «Но в Лиду никто из них не вернулся»?!
ДОЛГУШИН: «Не-ет! Мы сели в Лиду:
– без техсостава, без всево,
– машины пустые – боекомплект пустой,
– аккумуляторы сели,
– бензин есть, но он в цистернах под землей, достать нечем – даже альвееров нету.
БАРДОВ: «А канистры, шланги, насосы»?
ДОЛГУШИН: «А канистрами и ведрами - попробуй в СЛ 300 кг ведром залить! И не одного заправщика:
все же на аэродроме осталось в Новом Дворе и в Черлене. (Наземный персонал – В.Б.) обеих полков отстал и заправлять нечем – ни воронок нет, ни чево!
Вот и попробуй из под земли достань, принеси к СЛ… Тем более, что летный состав:
- целый день ничево не ели,
- сделали каждый по 5-6 вылетов и
- устали и измотаны так, что ни руки, ни ноги не действуют – уже еле ноги двигаем
- и потом, моральное состояние какое/7/!
Пошли кушать…/1/.
БАРДОВ: «А ночевали где»?
ДОЛГУШИН: «На аэродроме, в подвале своей же трехэтажной гостинницы где мы до этого жили, поставив туда двухэтажные кровати.
Рано утром (23-го июня – В.Б.), когда (было – В.Б.) темно еще, нас разбудили по тревоге. Мы прибежали на аэродром /7/,
где скопилось больше ста машин: И-16 из 122-го авиаполка и И-153 из 127-го /4/.
А што на аэродроме:
- СЛ-ты пустые - без боекомплекта,
- прикрытие зенитное – одна пушка 76-мм» /7/,
- у наших машин – пустые баки – ни взлететь, ни чево»/1/.
БОДРИХИН: «В очередной раз были повторены старые ошибки:
- самолеты не были правильно замаскированы и рассредоточены,
- не было (надежной – В.Б.) противовоздушной обороны\2\,
- есть горючее, но нет заправщиков, насосов»/4/,
- боеприпасы есть, но все они в смазке.
aces.boom.ru: «Наутро Лиду несколько раз проштурмовали Ме-110, и два полка перестали существовать».
БОДРИХИН: «И Ме-110 уничтожили все что было на земле».
ДОЛГУШИН: «Пошла волна за волной Ме-110 и 2 полка были разгромлены и перестали существовать! Нас посадили в машины и через Минск увезли в Москву за новой техникой /1,4/ .
И я не уверен, что там 50% СЛ-тов «живых» не осталось, а то и больше! Больше. И так они все и остались, обоих полков
(т.е. проще говоря, получается, что Д. уверен, что там 50% СЛ-тов «живых» осталось, а то и больше - В.Б.).
Вот так и прекратилось существование двух полков, а нас увезли в Москву.