От VASILIY BARDOV
К Архив
Дата 21.06.2004 23:44:57
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;

Re: [2VASILIY BARDOV] Интервью Василия...

СКРИПКО: «…гитлеровцы … прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы. Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных:
- не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт,
- даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы.
Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался. Вскоре получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев».

ДОЛГУШИН: «В результате этого налета Ме-110, машинам они ничего не сделали, но:
- командира дивизии ранили в живот и он через 2 часа скончался,
- его заместителя п-ка Михайлова ралили в ногу,
- и убили одного из летчиков - командира звена Огнькова Петра прямо в кабине его СЛ, застав его на рулежке (это был тот самый, Петька Огоньков кто первый на рассвете взлетел в Лиду, чтобы связаться с командиром дивизии и доложить какое состояние полка, когда оказалось 22-го июня что вся (телефонная – В.Б.) связь была порезана а радио и никакой другой связи небыло. Он прилетел успешно, доложил, какое состояние полка, но не вернулся в полк и так и остался там, а когда был первый налет на лидский аэродром, когда мы СЛ-ты разруливали и когда ранили командира дивизии и его заместителя – пуля попала Огонькову прямо в висок /1,8/).

Глеб Бараев (26.04.2004 00:27
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=10&id=6622
Могло быть и такое, хотя и маловероятно.
Но скорее всего список Долгушина просто не исчерпывающ: он назвал тех, кого запомнил. Кстати, Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию:
«В военном воздухе суровом» 30.04.2004 17:52
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6622
В.Емельяненко. В военном воздухе суровом.М,1985, с.94
Дальше я копирвю текст с сайта "Военная литература".
Там выложено издание 1972 года. От издания 1985 года отличается тем, что не указана дата 20 июня и тем, что отсутвует фраза о том, что вылететь в дивизию Кравченко было приказано немедленно. Свадьба была назначена на воскресенье 22 июня, а назначение состоялось не позднее пятницы 20 июня.
.
Итак, вот что пишет Емельяненко:
«С ноября сорокового Григорий Пантелеевич Кравченко учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба. В июне сорок первого его срочно вызвали в Кремль.
— Какое бы назначение вы желали получить теперь? — спросил его Сталин. Кравченко доводилось с ним встречаться не раз.
— Товарищ Сталин, пошлите на дивизию, попробую потянуть...
— Ну что ж, поезжайте принимать дивизию».

Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики — сначала дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич, а затем Герой Советского Союза П. В. Рычагов, отличившиеся в боях в Испании и в Китае, были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо низвергнуты и осуждены по наговору.

Из Кремля Кравченко вернулся к себе на дачу, в Серебряный бор. За большим столом сидели его родители, четыре брата (два Ивана и два Федора) и сестра Ольга.

— Свадьбу придется отложить, — сказал он. — А это письмо передайте ей завтра, — и положил на стол запечатанный конверт. На нем было крупно написано: «Большой театр» и имя известной балерины. Распростился, взял походный чемодан и уехал на аэродром. — До скорой встречи»!

Глеб Бараев Re: Но как Вы узнали номер дивизии? 30.04.2004 23:40
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=10&id=6628
«Так Кравченко и принял 11-ю дивизию де-факто.
Об этом пишет и Емельяненко, и в других местах можно прочесть».

БАРДОВ: «А как же средства ПВО: пулеметы…»

ДОЛГУШИН: «…стояла одна пушка 76 мм-вая, но что на малой высоте она сделать могла?!
После этой штурмовки в Лиде мы полетели в Черлену к полку – полк-то там... Но откровенно скажу:
- «женатики»(у которых жены были)пошли к женам,
- а мы – холостяки – улетели.
Я счас не помню, сколько».

БАРДОВ: «Так получается, у вас к моменту этого налета 110-х в Лиде в полку было порядка 70-ти ваших машин и + штабная эскадрилья лидская»?!

ДОЛГУШИН: «Там штабной эскадрильи в дивизии не было. В (штабе – В.Б.) дивизии было 4 СЛ-та И-16 и все, а транспортных не было».

БАРДОВ: «А кто стал командовать дивизией после гибели Ганичева»?

ДОЛГУШИН: «Так дивизией никто не командовал: дивизия осталась «без руля, без ветрил» - командир умер, Михайлов ранен».

БАРДОВ: «А начальник штаба»?

ДОЛГУШИН: «А начальника штаба я и не знал.
Прилетели мы и сели в Черлену, где стояли на вооружении истребители И-153 «Чайка» 127-го полка, вооруженные только пулеметами ШКАС, а у нас эскадрилья (кроме 2-х пулеметов была вооружена еще и 2-мя – В.Б.) пушками ШВАК. А в Черлянах для пушек снарядов то нету (в результате чего пушки перезарядить там было нечем и некому, т.к. свои немногочисленные – В.Б.) техники добирались с Нового Двора своим ходом и к тому времени были еще в пути. Местные техники чем могли помогали нам, но в основном летчики сами все делали:
– и машины заправляли,
– и пулеметы перезаряжали
– и двигатели вручную сами запускали
(что хотя было довольно проблематично, но в принципе сделать было можно:
1) лопасти раскручиваешь, затем … соединяешь с валом и запускаешь мотор…
2) Еще были ручки – раскрутить можно было ручкой, вскочить в кабину и запустить мотор, но техсостава то нету/1/)».
«Боеприпасы для ШКАСов (пулеметов – В.Б.) есть, но они все замазаны так в (консервационной смазке, похожей на вазелин – В.Б.) типа тавота, что их даже бензин и тот почти не брал! Лучше всего было ленты с патронами мыть в горячей, кипящей на костре воде - эта смазка тогда быстро снимается и остается боеприпасы просто протирать и ставить…
Ну, в общем начали работать».

БАРДОВ: «И стали разводить костры, кипятить…»

ДОЛГУШИН: «Все там… И начали работать над мостами в Гродно: прикрыть мосты и прикрыть отход наших войск через мосты» (автомобильный, называемый теперь «Старым» и железнодорожный через реку Неман – В.Б.).

БАРДОВ: «А самому в городе Вам бывать не приходилось – вы что не ориентировались там совершенно»?

ДОЛГУШИН: «Нет, совершенно - ни разу не был в Гродно»!

БАРДОВ: «А когда вы прилетели – по мостам уже двигались наши войска»?

ДОЛГУШИН: «Войска переходили мосты, а немцы ходили на них девятками Ю-88, вначале без прикрытия, а потом – под прикрытием истребителей.

БАРДОВ: «А каким образом вы атаковали и сбивали бомбардировщики Юнкерсы-88»?

Мы их встречали и старались «расколоть» их боевой порядок (строй – В.Б.). Приходилось подходить очень близко».

БАРДОВ: «Но у них же сзади были на каждом по 2 огневые точки»!

ДОЛГУШИН: «Да».

БАРДОВ: «А по вам они пытались отстреливаться»?

ДОЛГУШИН (смеясь): «Так конечно! Удовольствия мало: девятка – 18 пулеметов крупнокалиберных бьют по тебе. А ты идешь один, потому что парой на таком расстоянии толку нету: один прицелится, а второй когда идет – ему трудно – он же может столкнуться, потому что ширина девятки ни такая уж и большая, чтобы можно было как-то ведомому отстать. А так ведомый шел метров 100…
Вот там – над мостами я и сбил свой первый бомбардировщик Ю-88».

AlexDrozd “Re: Правду ли говорил Резун о И-16” (форум www.rkka.ru 12.04.2004 15:03)
“>а по тебе бьют 18 крупноколиберный пулеметов.

Ну, положим, обычных, а не крупнокалиберных, но все равно не слабо. На "ишачке" атаковать и одиночный Ю-88 тяжело из-за малого преимущества в скорости”.

ДОЛГУШИН: «Пока мы «дрались» 22-го (июня – В.Б.) - мосты в Гродно были «живы» и войска переходили (по ним – В.Б.). Мы не дали мосты взорвать. Мы видели, как наши войска переходят по этим мостам – отходят на правый берег р. Неман и до конца дня мосты оставались целы»/1/.
И так до вечера».

БАРДОВ: весьма символично, что не так давно, одна из фирм в СНГ (изготавливающая для коллекционеров-авиамоделистов сборные вакуумные модели боевой техники) выпустила модель бомбардировщика (правда Юнкерс-87, а не 88) и на упаковке поместила рисунок с сюжетом похожим на вторую воздушную победу Долгушина: И-16 заходит в хвост бомберу летящему над мостом через реку на фоне небольшого древнего города с церковью на берегу вроде нашей Коложской. Я подарил Сегрею Федоровичу увеличенную картинку с упаковки этой модели и спросил, похожа ли она на то, как это у него выглядело.

ДОЛГУШИН: «Похоже: И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была. Догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Ю-87», конечно - все расстреливал».
(Когда) смерклось (стемнело – В.Б.) и ночь наступила, поступила команда: «Перелететь в Лиду»!

Глеб Бараев «Смотря к какой версии» 30.04.2004 23:46
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6629
«У М.Солонина много версий:
- в том, что потерю боеспособности советской авиацией нельзя объяснить исключительно разбомбленными с утра 22 июня на аэродромах самолетами, безусловно можно согласиться,
- в том, что во многих случаях имела место потеря управления авиасоединениями – тоже,
- а вот с попытками объяснить все опять же одной-единственной причиной согласиться нельзя,
- и нельзя перехваливать рядовых авиаторов, мол, если б не начальство, они бы немцам показали»…

ДОЛГУШИН: «А теперь, вот вам ответ тем, кто говорит, что у нас были неподготовленные летчики: полк потерял машин 5 или 6, а больше 60 машин в полку были еще живые! И летчики»!

БАРДОВ: «А в 127-м»?

ДОЛГУШИН: «И 127-й - такое же явление.
Первыми (из аэродрома в Лесище - В.Б.) поднялись мы. Затемно самолеты, оставшиеся от 2-х полков (и я в том числе) прилетели в Лиду. «Пришли» садиться, а взлетное поле перекопано: там строили бетонную полосу, в связи с чем осталась узкая посадочная полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а тут половине летчиков, да еще и ночью, впервые в жизни пришлось садиться, включая меня самого. А прожектора тогда не такие были как счас, когда все видно: тогда стояли 4 лампы 500 Ватт или 1000 или 1500 - коробчатые. И рифленые стекла на них: еле-еле подсвечивали. Так вот, подготовка летчиков была такой сильной, что (при посадке мы –В.Б.) ни одной машины не поломали/1/)!
На аэродроме скопилось больше ста машин:
И-16 из 122-го ИАПа и И-153 из 127 ИАПа /4/».

БАРДОВ: «А от бомбардировщиков не осталось ничево»?!

ДОЛГУШИН: «Ничево! Но мы их и не видели: они были в г. Желудке».

БАРДОВ: «Но в Лиду никто из них не вернулся»?!

ДОЛГУШИН: «Не-ет! Мы сели в Лиду:
– без техсостава, без всево,
– машины пустые – боекомплект пустой,
– аккумуляторы сели,
– бензин есть, но он в цистернах под землей, достать нечем – даже альвееров нету.

БАРДОВ: «А канистры, шланги, насосы»?

ДОЛГУШИН: «А канистрами и ведрами - попробуй в СЛ 300 кг ведром залить! И не одного заправщика:
все же на аэродроме осталось в Новом Дворе и в Черлене. (Наземный персонал – В.Б.) обеих полков отстал и заправлять нечем – ни воронок нет, ни чево!
Вот и попробуй из под земли достань, принеси к СЛ… Тем более, что летный состав:
- целый день ничево не ели,
- сделали каждый по 5-6 вылетов и
- устали и измотаны так, что ни руки, ни ноги не действуют – уже еле ноги двигаем
- и потом, моральное состояние какое/7/!
Пошли кушать…/1/.

БАРДОВ: «А ночевали где»?

ДОЛГУШИН: «На аэродроме, в подвале своей же трехэтажной гостинницы где мы до этого жили, поставив туда двухэтажные кровати.
Рано утром (23-го июня – В.Б.), когда (было – В.Б.) темно еще, нас разбудили по тревоге. Мы прибежали на аэродром /7/,
где скопилось больше ста машин: И-16 из 122-го авиаполка и И-153 из 127-го /4/.
А што на аэродроме:
- СЛ-ты пустые - без боекомплекта,
- прикрытие зенитное – одна пушка 76-мм» /7/,
- у наших машин – пустые баки – ни взлететь, ни чево»/1/.

БОДРИХИН: «В очередной раз были повторены старые ошибки:
- самолеты не были правильно замаскированы и рассредоточены,
- не было (надежной – В.Б.) противовоздушной обороны\2\,
- есть горючее, но нет заправщиков, насосов»/4/,
- боеприпасы есть, но все они в смазке.

aces.boom.ru: «Наутро Лиду несколько раз проштурмовали Ме-110, и два полка перестали существовать».

БОДРИХИН: «И Ме-110 уничтожили все что было на земле».

ДОЛГУШИН: «Пошла волна за волной Ме-110 и 2 полка были разгромлены и перестали существовать! Нас посадили в машины и через Минск увезли в Москву за новой техникой /1,4/ .
И я не уверен, что там 50% СЛ-тов «живых» не осталось, а то и больше! Больше. И так они все и остались, обоих полков
(т.е. проще говоря, получается, что Д. уверен, что там 50% СЛ-тов «живых» осталось, а то и больше - В.Б.).
Вот так и прекратилось существование двух полков, а нас увезли в Москву.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 23:44:57)
Дата 21.06.2004 23:48:39

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: А вот еще одно свидетельство нашего летчика о зенитном прикрытии в начальный период войны:

Еремин Борис Николаевич
http://www.iremember.ru/pilots/eremin/eremin_r.html
До 1943-го года зениток на аэродромах не было. Не хватало зениток, а без них - как приходишь с задания, и он на посадке тебя бьет; а сделать так, чтобы прикрывать все время аэродром, у нас просто не было сил. Я помню, пришел с задания: горючее на исходе, боеприпасов нет. Наш "Ил" идет на посадку, так я чтобы спугнуть его, просто пошел.
Главным у нас были реактивные снаряды - хорошая штука. Прицельных устройств не было. Пускали навскидку. Я Седова потом спрашивал: "Как тебе удалось развалить Ю-88?". Я, говорит, не знаю - так, поближе подошел и пустил. Взрыватели были и ударные, и дистанционные

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 23:48:39)
Дата 21.06.2004 23:51:24

Re: [2VASILIY BARDOV]

www.aces.boom.ru : «В конце июля, Долгушин оказался в Рязани, в эскадрилье командиром которой был Герой Совет-ского Союза капитан А.Ф.Семенов.
Переучившись и получив на Центральном аэродроме МиГ-3, на аэродром Царево Займище, западнее Гжатска, села отдельная эскадрилья под командованием Героя Советского Союза капитана А.Ф.Семенова».

ДОЛГУШИН: «Там получилось так: 2 эскадрильи по 10 СЛ осталось. И вот 1-ю эскадрилью возглавил Семенов и начал отбирать себе пилотов. Ну Семенов в своей книге «На взлете» как пишет:
«Долгушин был небольшой, верткий такой, с голубыми глазами и я подумал: «Какой из него летчик-истребитель, из этого мальчишки»?!

БАРДОВ: «Но когда увидел Вас в воздухе, убедился, что первое впечатление бывает обманчивым»!

ДОЛГУШИН: «Ну, да».

aces.boom.ru: «Сергей Долгушин был в эскадрилье командиром которой был Герой Совет-ского Союза капитан А.Ф.Семенов, командиром звена. Начались тяжелые, но более успешные бои.
26 июля, сопровождая Пе-2, бомбившие войска под Ельней, Сергей вступил в бой с четверкой Me 109. Вообще-то, "пешек" прикрывали звеном, но, увидев противника, замкомэска капитан Шагин оставил бомбардировщики, за ним ушел и ведомый молодой летчик. С.Ф.Долгушин рассказывает: "Один Пе-2 сбили, двух других мне удалось прикрыть, и они ушли пикированием.
А меня загоняли, но к одному "мессеру" я пристроился: пулеметом «ШКАС» (винтовочного калибра/3/) навел, (пристрелялся, а на поражение уже/3/) бил из крупнокалиберного пулемета «БС» до тех пор, пока «мессер» не стал заваливаться. (В другой ситуации/3/) я бы сообразил, что хватит, пора самому уходить - летчика убил, машина неуправляема, а я продолжаю метров с двадцати бить по нему: под вечер уже было, пятый или шестой вылет – ополоумел и дождался, когда и по мне стукнули. Машина загорелась. Расстегнул ремни и не заметил, как отдал ручку от себя. Меня выбросило (из кабины/3/) и ударило о киль, при этом я разбил грудь. Рано распустил парашют - "мессера" стали стрелять по мне, но пробили только купол. Спустился рядом со сбитым "мессершмиттом", подошел к нему: меня интересовало, пробил ли я бронеспинку. Самолет вошел почти вертикально, в бронеспинке -
четыре сквозные пробоины. Вот тогда-то я окончательно понял, что летчик был убит в воздухе."
20 августа эскадрилья приземлилась на аэродроме Селы (70 км западнее Ржева)и вошла, как вторая, в 180 иап. Командовал полком капитан А.П.Сергеев /4/.
Полк состоял из 4-х эскадриль: 2 на МиГ-3, а две - на И-16. Так вот у ребят на И-16 было почти столько сбитых (самолетов противника/3/)сколько и у нас на МиГ-3. Так что в этом отношении летчики сильные (по летной подготовке/3/)и на И-16 дрались нормально и если бы мы не «потеряли» их (не дали немцам безнаказанно уничтожить эти И-16/3/)… Павлов виноват, что потеряли машины… /1/.
Здесь же в эскадрилью пришел тезка и близкий друг Долгушина по 122 иап Сергей Макаров, вместе с которым они проведут в воздухе немало удачных боев.
1 сентября при взлете на МиГе Долгушина отказал мотор. Планируя с высоты 30 метров, летчик с трудом перетянул овраг за окраиной
аэродрома, и ... машина врезалась в лес. Сергей был оглушен упавшим деревом, но уже на следующий день сел в кабину. Полк отходил на восток и 17 октября оказался на аэродроме Борки на северной оконечности канала имени Москвы. Наряду с чисто истребительными задачами чаще стали летать на штурмовку и разведку, а
к началу декабря уничтожение войск стало основным делом для полков авиации под Москвой. Этому способствовало снижение активности частей
Люфтваффе, которое советские летчики объясняли неготовностью немецкой техники к морозам.
В конце ноября истребители эскадрильи, обязанности командира которой уже исполнял С.Ф.Долгушин, вылетели на штурмовку аэродрома Лотошино. Самолетов противника там не оказалось, но на обратном пути встретились с группой Me-109, возвращавшейся после столь же неудачного налета на Борки. В районе Клина начался воздушный бой. В результате три "мессера" было сбито, но и самолет Макарова с остановившимся мотором стал снижаться. Летчик сел на полевом аэродроме вблизи Клина, где пока не было немецких самолетов. Прикрывавший друга Долгушин увидел, как к летному полю приближаются автомашины с (немецкими/1/) солдатами, и решил садиться. Сел. Макаров с трудом пристроился в кабине его МиГа (одна нога оставалась за бортом), и под автоматными очередями немцев самолет взлетел.
В начале января лейтенант Долгушин был официально назначен командиром эскадрильи, в которой теперь были не только МиГи, но и
ЛаГГ-3, а через месяц командир 180-го иап майор
И.М.Хлусович подписал на него представление к званию Героя Советского Союза. К этому моменту С.Ф.Долгушин имел 185 боевых вылетов, 39 - на
штурмовку и 24 - на разведку и в 29 воздушных боях сбил 7 самолетов лично (5 Me 109, 1 Ю 87 и 1 Ю 88) и 4 в группе. При этом не были учтены четыре победы, которые летчик имел до прихода в 180 полк – из-за не самых добрых отношений его с комиссаром полка В.И.Зиновьевым.
Бои под Москвой полк закончил 17 марта 1942 г., последние несколько самолетов сдали соседям и уехали в Иваново изучать (английские истребители/1/) "Харрикейны". Это время осталось в памяти С.Ф.Долгушина самым тяжелым за всю войну. Самолетов не хватало, доходило до того, что девятку СБ сопровождал один истребитель. МиГ-3 был тяжелым, маломаневренным и на высотах основных боев (до 4 тысяч метров)
"мессершмитта" не превосходил, к тому же фонари Мигов (верхнее остекление кабины /1/)нельзя было открыть в полете, и их пришлось снять вообще. ЛаГГи были еще хуже.
5 мая 1942 года С.Ф.Долгушину было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем же указом стал Героем и С.В.Макаров, но посмертно - он погиб в феврале, имея на счету 10 лично и 13 сбитых в группе. В начале июня 180 иап, имея 22 "Харрикейна", перелетел на Юго-Западный фронт на аэродром Волоконовка в 90 км восточное Белгорода, но не прошло и двух месяцев, как передав оставшиеся 5 машин в 436 иап, полк вновь отправился в Иваново:
- кроме численного превосходства немцев,
- малого опыта у большинства наших летчиков
(в эскадрилье из 10 человек 7 раньше не воевали), этому способствовало и
- незавидное качество английской техники.
Рассказывает С.Ф.Долгушин: " «Харрикейн» - Отвратительный самолет. Нет скорости, тяжелый. Вместо 12 малокалиберных Кольт-Браунингов поставили 4 пушки ШВАК. Оружие-то хорошее, но на этом аэроплане ведь ничего не догонишь. Ю-88 свободно уходит, не говоря уже о "мессере".
На "Харрикейне" я сбил 4 или 5 самолетов, но сбить можно было, только если подловишь. Один
раз - даже двух в одном бою: сопровождали девятку "Бостонов". Кучевая облачность, то нырнем в облако, то выйдем. В очередной раз выскакиваю - передо мной "мессершмитт". Ничего не оставалось, как нажать на гашетку, и он взорвался в воздухе. Подобным образом и второго сбил."
Дважды за эти два месяца пришлось покидать аэродромы под огнем немецких танков, во втором случае - садиться на аэродром Коротояк в темноте, на полосу, обозначенную керосиновыми лампами.
Много забот приносили «молодые» летчики, часто по возрасту бывшие старше командира, основной задачей которого стало не потерять их в бою, научить видеть в воздухе и воевать.
А когда в полку остались последние машины,
молодежь просто перестали пускать в воздух.
В августе в Иванове прилетел А.Ф.Семенов - бывший комэск Долгушина, работавший в Инспекции ВВС РККА. Он подбирал летчиков в 434 иап, которым командовал И.И.Клещев, а "шефом" был начальник Инспекции полковник В.И.Сталин. Этот полк был первым в советских ВВС превращен в элитный по своему составу. В него подбирались летчики не просто уже повоевавшие, но и опытные инструкторы из училищ (в основном из Качинского). Использовался он на самых тяжелых направлениях и очень активно, а потому нес значительные потери. Перевод в 434 иап был в тот момент своего рода признанием боевого мастерства, возможно не меньшим, чем Золотая Звезда.
Освоив в Люберцах Як-7Б, Сергей Долгушин в середине сентября вступил в бои под Сталинградом, командуя эскадрильей 434 иап.
За считанные дни он сбил несколько самолетов, но ему дважды не повезло: 19 сентября стрелок с Ю-88 попал в мотор его Яка. Двигатель заглох, но удалось под прикрытием ведомых спланировать на свою территорию и посадить машину на "живот". 21 сентября Сергей вылетел вновь, на этот раз на новейшем Яке со срезанным гаргротом
(на нем в полк прилетел из Инспекции А.Ф.Семенов).
Рассказывает С.Ф.Долгушин: "Яков было 16, "мессеров" около 60. Драка началась на трех тысячах метров. Облачность 5-6 баллов, нижняя кромка 600 метров, верхняя 1200, хорошая погода. Дрались за облаками. Кончился бой,
спустились под облака, я начал собирать группу идти домой. Думаю: "Что же я за хвостом-то не смотрю?" Оборачиваюсь - на меня уже пара пикирует. Я бы мог вывернуться, но решил ведущего сбить. Вижу: он - на дистанции огня.
Дал ногу, чтобы он по мне не попал. Потом выпустил щитки, и он, чтобы не врезаться, проскочил под Яком и оказался передо мной - растерялся, очевидно. Я ударил по нему, а ведомый - по мне, разбил левую плоскость и
бак. Ведущего я убил, но и моя машина загорелась. Высота - метров 600.
Перевернул Як, а ручку не отдал, и меня прижало к спинке. Вся кабина в огне. Земля рядом. Задрал машину, дал ей полный газ, набрал метров 600, встал, за антенну схватился и вывалился из кабины. Правда, ударился о стабилизатор. Спускаюсь, думаю как садиться - левая нога ранена, как бы не сломать. Смотрю, внизу солдаты. Они подходят, и я спускаюсь им прямо на руки."
Долгушин был ранен в левую ногу, получил ожоги лица и до конца октября выбыл из строя.
В ноябре-декабре 1942 г. - служба в Инспекции ВВС. Здесь работали опытнейшие летчики, прошедшие все конфликты конца 30-х годов и успевшие отличиться в начале войны. В их распоряжении были любые самолеты, стоявшие
на вооружении советских ВВС. Начальником Инспекции был Василий Сталин, что придавало ей особый вес. Однако в начале января 1943 г. Инспекция была расформирована, и капитан
Долгушин вернулся в свой полк, получивший к тому моменту звание «гвардейского» и новый номер – «32 гв.иап». Полк входил в состав 210-й истребительной авиационной дивизии 1-го истребительного авиационного корпуса 3-й воздушной армии и базировался на аэродроме Заборовье южнее Демянска (Калининский фронт). Через несколько дней его командиром стал полковник Сталин. Зимой 1943 г. в этом районе шли ожесточенные бои, и погода позволяла вовлечь в них авиацию. 32-й полк много летал на прикрытие войск.
Основная тяжесть боевых полетов лежала на Героях Советского Союза зам.командира полка В.П.Бабкове и комэсках С.Ф.Долгушине, А.Ф.Мошине и И.М.Холодове - гораздо более опытных, чем командир, но Василий Сталин тоже
поднимался в воздух.
Летал он обычно в звене Долгушина ведущим второй пары. Всего сделал 20-30 боевых вылетов и имел две или три победы. Об одном из тяжелых боев с участием В.И.Сталина вспоминает С.Ф.Долгушин: "Дело было между Демянском и Старой Руссой. Мы были восьмеркой или
десяткой, а немцев - штук тридцать. Я оттягивал бой на свою территорию. Вдруг замечаю, какому-то Яку "фоккер" заходит в хвост, вот-вот ударит. Я был в невыгодном положении и стрелять прицельно не мог. Даже сейчас не пойму, как я вывернул, чуть не сломал машину, но "фоккера" из хвоста выбил. Вгляделся - на Яке цифра 12 - Вася. Он погнался за немцем и оторвался от "каши", а его ведомый Володька Орехов, позже Герой Советского Союза, мой командир звена, отстал от него. Бой прошел нормально, никого не потеряли, у Василия даже пробоины нет. Когда сели, я доложил, как положено, потом отошли в сторону, и я ему высказал все, что думал, не стесняясь в выражениях. Василий слушал, слушал, потом говорит: "Сергей, может хватит?" А сам смеется."
Снимок, который вы видите, сделан вечером того дня.
На Калининском фронте С.Ф.Долгушин сбил 6 самолетов. Боевая работа и отношения с начальством складывались неплохо, что не всегда бывает, но в начале мая 1943 г. появился приказ, подписанный Верховным Главнокомандующим, о снятии В.И.Сталина с должности командира полка и переводе В.П.Бабко-ва и С.Ф.Долгушина в другую часть. Причиной послужили далекие от фронтовой жизни прегрешения Василия, к которым ни Бабков, ни
Долгушин отношения не имели/4/.
«Те, кто убрали меня с Бабковым из полка – говорит Долгушин,- потом разобрались, что то самое (злополучное/3/) «политдонесение о взрыве с Васей Сталиным» – это блеф. Я в это время «сидел» со своей эскадрильей и с пополнением полка под Тулой на аэродроме Барыково. И в этом деле (злополучной рыбалке/3/) не участвовал, а в политдонесение попал – это мои «друзья»-политработники (постарались/3/), хотя знали, что я «сижу» в Барыково. Я узнал на следующий день про это дело. Мне позвонили с Москвы и сказали, что Василий просит прилететь в Москву.
Я сел на Як свой и полетел. Приземлился на центральном аэродроме. Меня встречал там Васька Таран, ну и сказал, что поедем... И вот так я попал к нему (Василию Сталину/3/)в больницу – «Кремлевку», ну и там познакомился с профессором Бочкиным – который лечил его. Поэтому мне приказали – из полка я уехал, но/1/ 5 июля 1943 г. вернулся в свой 180-й иап, ставший теперь «30-м гвардейским»/4/ помощником командира полка»/1/.
Освоив новую для себя "Аэрокобру", он принял участие в боях под Курском и сбил два самолета,
а через два месяца в сентябре(в августе/1/)1943 г., С.Ф.Долгушин был отозван в Москву и
назначен командиром 156 иап, которым и командовал до осени 1946 г./4/ – разобрались, что я не виноват в этом деле(с рыбалкой/3/) – просто (был/3/)командиром эскадрильи, который воевал нормально, эскадрилья прекрасно воевала: из 12-ти летчиков 9 были Героями Советского союза. И мне сказали: «Ты не виноват в этом деле» и с меня эту как говорится (опалу/3/) сняли/1/.
Слева: С.Ф.Долгушин
Внизу: Ла-7 командира 156 иап
Героя Советского Союза подполковника
С.Ф.Долгушина. Слева направо:
механик самолета старшина Кисляков
А.Е., инженер полка майор Ваюков В.Д.,
подполковник Долгушин С.Ф начальник
штаба подполковник Клещев А.Е.,
техник звена управления
Щипаное А.В.. Аэродром Клюцов,
25 апреля 1945 г.
Полк переучивался в Сейме под Горьким с ЛаГГов на Ла-5. Получив Ла-5 и Ла-5ФН, перелетел в начале ноября на аэродром Агибалово и вошел в состав 215 иад (командир М.Н.Якушин) 8 иак (командир А.С.Осипенко). Еще несколько месяцев
корпус не вводили в бои, и лишь 20 июня 1944 г. его полки перебазировались в Белоруссию в 16 воздушную армию и участвовали в Бобруйской операции.
После нее участвовал в освобождении Белоруссии, вплоть до Бреста, в Первом Белорусском фронте, а потом, Когда Рокосовский перешел во Второй Белорусский фронт, наш корпус перевели вместе с ним в 4-ю воздушную армию из 16-й. И так я всю Белоруссию «прошел»/1/.
До конца войны 156-й иап в основном занимался прикрытием танковых и кавалерийских соединений, меньше - сопровождением. Потом была Польша, Германия, (Восточная Пруссия, северный Берлин/1/) и закончил бои в Северной Германии. За время командования С.Ф.Долгушина полк получил почетное наименование Эльбингский и был награжден орденом Суворова III степени.
В феврале 1945 г. летчик сделал вынужденную посадку на своей территории, поскольку над Данцигом мотор его Ла-7 разбила зенитка.
Командир полка продолжал летать, но менее интенсивно, чем в начале войны. Превосходство перешло к советской авиации, да и личное участие в боях командиров такого уровня в конце войны отнюдь не приветствовалось.
Свой последний боевой вылет подполковник Долгушин совершил 6 мая 1945 г.
После победы С.Ф.Долгушин продолжал командовать 156 полком, переведенным в 229 иад. В 1946-47 гг. учился на Высших летно-тактических курсах в Липецке и до 1949 г. командовал там полком, вооруженным Як-3, Як-9П и Ла-9.
С 1949 г. - командир 196 иап,
затем - 32 гв.иап, входивших в "парадную" дивизию в Кубинке.
196 полк переходил с Ла-15 на МиГ-15, 32-ий - имел их на вооружении.
С 1951 г, - командир бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нем осваивать Ил-28. Прошел ряд должностей вплоть до заместителя командующего воздушной армией. С 1967 г. - генерал-лейтенант авиации. Летал до 1970 г. Последние годы службы - начальник кафедры ВВИА
им.Жуковского. В 1976 г. ушел в запас.
Генерал-лейтенант авиации С.Ф.Долгушин награжден орденами:
- двумя Ленина,
- четырьмя Красного Знамени,
- Александра Невского,
- двумя Отечественной войны I степени,
- двумя Красной Звезды,
- "За службу Родине в Вооруженных Силах" 3-й степени.
Рисунок (на вышеуказанном сайте): Ла-7 командира 156 иап подполковника С.Ф. Долгушина. 215 иад 8 иак 4 воздушная армия. Аэродром Клюцов, Германия. Апрель 1945 г.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 23:51:24)
Дата 21.06.2004 23:56:50

Re: [2VASILIY BARDOV]

СКРИПКО: «Над аэродромами дивизии не прекращались упорные бои. В результате летчики 122-го и 127-го полков за первый день войны в воздушных боях сбили 35 немецких СЛ, в т.ч. 17 «Ме-109», 11 «Ме-110» и 7 «Ю-88» (по данным ЦАМО).

ДОЛГУШИН: «То, что Гордиенко поднимал (127-й – В.Б.) полк – я не знаю».

СКРИПКО: «К-р эскадрильи 127-го полка л-т Жуковский (впоследствии – генерал) … в течении 22-го июня сбил 4 СЛ врага (по данным ЦАМО)».

ДОЛГУШИН: «Не знаю. Скрипко тогда командиром корпуса был»?!

БАРДОВ: «Да, дальнебомбардировочного.
А Данилова Вы знали из 127-го ИАПа»?

ДОЛГУШИН: «Нет: я летчиков 127-го полка не знал абсолютно, не считая Кости Трещева – мы же вместе «Качу»
(авиашколу в Крыму у реки Кача – В.Б.) кончали и приехали… Получилось так: нас прибыло 23 человека качинцев. Когда начались полеты… Командир полка у нас был п-к Гиль. Он уехал поработать к военному атташе в Германию.
Какую должность он там занимал я не знаю, но улетели из Германии они только 21-го июня.
И вот после нево-то и был у нас Николаев.
А перед этим командовал Уханев – ево заместитель.
А 127-й полк я не знал. Трещева я знал, потому что «Качу» кончали в одном звене».

БАРДОВ: «А когда Вы из г. Лида перелетели на его аэродром, Вы случайно его не встречали там»?

ДОЛГУШИН: «Нет, куда там».

БАРДОВ: «А уезжали потом из Лиды все вместе – летчики 122-го и 127-го полков сели на машины и все уехали»?

ДОЛГУШИН: «Да».

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (21.06.2004 23:56:50)
Дата 22.06.2004 00:17:42

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: «А какова была судьба Николаева»?

ДОЛГУШИН: «Он тоже вместе с нами ехал в Москву и в Рязань когда уезжали – вместе. И он так и остался. Но в Рязани полк стал 30-тисамолетный вместо 72-х. Всех остальных летчиков отправили в Борисоглебск, а в Рязани осталось только 30 летчиков. В т.ч и я остался и Семенов меня взял».

БАРДОВ: «А Ваш напарник, с которым Вы пытались взлететь…»

ДОЛГУШИН: «Макаров? Получилось так: он был отправлен… Он летчик «сильный», но зимой перед войной, натворил («дел») и его чуть под суд не отдали».

БАРДОВ: «По молодости»?!

ДОЛГУШИН: «Ну, да. «Пятно» на него легло. А в 1941 г., когда мы «сидели» в Селах, после того как мы были отдельной эскадрильей, мы уже перешли в полк. С Рязани когда мы взлетели, полк сел в Монино тремя эскадрильями. А в Монино говорят: 2 эскадрильи в полку остается, а нашу эскадрилью сделали отдельной. Полк сел в район г. Белый, а мы – в Царево займище.
И только в августе наша эскадрилья перешла в…
Формировался 180-й полк в Туле. А потом эскадрили эти все разобрали и осталось управление полка. И вот в начале августа это управление полка перебросили в Селы (между Ржевом и Великими Луками), а нас собралось 4 эскадрильи: 2 на МиГ-3 (Семенов и Хлусов) и 2 на И-16 (Тимофеев и ст.л-т Копец). Вот эти 3 эскадрильи полковые «сидели» в Селах, а Копец «сидел» на И-16 в Панифоль (это недалеко, почти на ж/д – километров 8 от нас). И вот как то «пришел» гофрированный разведчик, кажется Як-22. Сошел уже садиться к нам, а МиГ-3 его перехватил и гоняет по аэродрому».

БАРДОВ: «Не давал даже сесть»?!

ДОЛГУШИН: «Не дает – стреляет. Семенов мне говорит: «Взлети и отгони»!

БАРДОВ: «Истребитель»?!

ДОЛГУШИН: «Ну да. А я - на И-16. Я «подошел» к нему»…

БАРДОВ: «Радиосвязи никакой»?

ДОЛГУШИН: «Никакой связи нету - ничево! Я «подошел» к нему (подлетел – В.Б.), смотрю: «морда» Сережки Макарова».

(БАРДОВ: «А у вас кабины были застекленные или открытые»?
ДОЛГУШИН: «Открытые. На МиГ-3 можно было закрыться, но на скорости даже 280 км/ч и выше – (фонарь) не открыть. Поэтому даже если тебя подбили, нужно скорость установить 250-220 км/ч – тогда фонарь откроешь, а так – не откроешь. Поэтому фонари сбрасывали «к чертовой матери» - зачем лишнее возить! И лишний вес, а главное – сопротивление).

Я из кабины И-16 смотрю – Макаров. «Подошел» (подлетел – В.Б.) и показываю ему: «Тупой! Дурак»! Смотрю: «морда» улыбается – он меня узнал тоже. Очки я снял и он снял и узнали друг друга. Я ему показываю: «Что же ты делаешь»?! Он отошел, сделал «бочку» и садиться к себе на аэродром. Я когда сел и говорю Семенову
(а летчики нам нужны в эскадрильи были): «Встретил своего товарища». Рассказал историю его, что до войны мы все время летали вместе, летчик он изумительный, парень прекрасный – давайте его возьмем»! Семенов говорит: «Ну после такой рекомендации твоей тут уж деваться некуда»! Доложили командиру полка. Я рассказал все это дело про нево: что я ево знаю, что мы и спали вместе и войну вместе начинали – давайте ево возьмем! Сергеев (командир полка) говорит: “Ладно - раз Долгушин…”. А Долгушин уже был авторитет – сбитые самолеты...

(БАРДОВ: «У Вас между прочим опыт войны с немцами над нашей территорией (без учета опыта Семенова в Испании) был побольше, чем у самого Семенова, т.к Семенов начал воевать после встречи с Вами, а Вы с 22-го июня».

ДОЛГУШИН: «Но Семенов все же ГСС! В Испании… и в Финляндии он же «героя» получил. А в Испании он взлетал на И-16 и мотор отказал и он в окно здания влетел мотором. Поломался крепко. Плоскости остались, он поломался, а фюзеляж влетел в квартиру на 3-м этаже. Поэтому он был награжден орденом Крассного знамени в Испании. А потом в Финляндии он получил «героя»).

Вот так вот Макаров оказался рядом со мной…
Я ево сам готовил к выпуску на МиГ-3. Ну а что, я - знаю, какой (он) летчик был – что для него этот СЛ – МиГ-3, как и для меня был! Я начал войну имея налет 240 часов, это за 1940-1941 г. Летал: высоту освоил, строй, маршрут, ночь и (Макаров) тоже самое».

БАРДОВ: «А как по наземным целям вас учили работать? Что представляли собой тренеровки «работы по наземным целям – как у вас это было? На истребителях по наземным целям вас учили «работать»»?

ДОЛГУШИН: «Да».

БАРДОВ: «А что это представляло собой»?

ДОЛГУШИН: «Бывало так:
- подвесные баки одевались,
- уходишь, по маршруту идешь,
- на высоту на «потолок»,
- оттуда спускаешся,
- заходишь на полигон,
- отстрелялся из пушек,
- а потом – по конусу из пулеметов
- и садишся».

БАРДОВ: «Интересно, а где ваш полигон был»?

ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5».

БАРДОВ: «А как Макаров проявил себя 22-го июня, когда вы из г. Лида полетели опять с полком?
У него мотор при первом взлете, когда он не смог его запустить, вышел из строя окончательно»?

ДОЛГУШИН: «Нет – запустил и улетел вместе с эскадрильей. И я когда прилетел, он уже был (там – В.Б.). И потом - 23-го (июня – В.Б.), также СЛ-ты рядом стояли».

БАРДОВ: «Вам за 22-е июня удалось сбить 2 СЛ»?

ДОЛГУШИН: «Да: Физлер-Шторх – это утром рано, а Ю-88 в районе моста».

БАРДОВ: «А куда, упал этот Ю-88, Вы видели»?

ДОЛГУШИН: «Видел: почти что на западном берегу Немана, севернее Гродно».

БАРДОВ: «А Макарову удалось кого-нибудь сбить за первый день войны»?

ДОЛГУШИН: «Нет. Не помню. Я в первый раз у Вас это прочитал: сколько сбили…
А 127-й полк – какой разговор: встретились на аэродроме (в Черлене – Долгушин считал, что это был аэродром 127-го ИАПа – В.Б.) Я – в своей группе И-16-х, они - отдельно».

БАРДОВ: «А ваш командир полка полетел с вами из Лиды на аэродром 127-го полка»?

ДОЛГУШИН: «А он улетел с полком из Н.Двора сразу же – в Черлену (С.Ф. хорошо запомнил это название, потому, что там, где он служил после войны: “есть Черляны западнее Львова, или “Городок” его называют – аэродром, а белорусская д. – это Черлена”).
В Н.Дворе с севера стояла деревушка. Там был магазин. Так вот, когда мы улетели, по тех.составу «били» с чердака этого магазина из пулемета, а когда 23-го уходили (из г.Лида – В.Б.), на краю авиагородка, тоже самое - был магазин и с чердака этого магазина «били» поляки по нашим бегающим женам, детям и тем, кто там был – строчили из ПМ-та».

БАРДОВ: «А противодействие им какое-нибудь пытались оказать»?

ДОЛГУШИН: «А какое там! Мы улетели, все на машинах уехали – и база уехала, военных то не оставалось – только жены и дети. Их потом эвакуировали часть – я не знаю подробности: что, как, но знаю, что увезли. Вот у зама командира эскадрильи Гужина жена только 20-го июня родила в Лиде. Так вот ее успели – погрузили пока бегали и вывозили на станции и в городке. Ж/д-то к городку подходила – или там грузили, но факт в том, что вывезли, а что не вывезли, я не знаю, но то, что «били»…

БАРДОВ: «А Вы помните, фамилии пилотов вашего полка, которым кроме Вас удалось сбить немецкие СЛ-ты»?

ДОЛГУШИН: «Нет – там была такая “каша”, сами понимаете – одни взлетают… 1-я эскадрилья начала взлетать первой, потому, что она находилась рядом с палатками: палатки, аэродром, а потом была липовая аллея – посадка лип. И вот они за этими липами 1-я эскадрилья, их СЛ-ты от этих лип были буквально в 15-20 м от палаток. Поэтому они первые изготовились, а нам нужно было еще перебежать аэродром, а потом только...(все это делать – В.Б.).
1-я эскадрилья начала взлетать первой и когда уже начали взлетать и потом другие эскадрильи – тут уже налеты прекратились. И уже все: началась «драка», немцы поняли… И потом, они увидели… Им же по радио все это дело шпионы наверняка сказали, что полк ушел с аэродрома.
И вот эта шестерка (когда я взлетал, которые кружились), на меня абсолютно не обратили внимания – они готовились сесть на этот аэродром и они кружили/8/”.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:17:42)
Дата 22.06.2004 00:19:19

Re: [2VASILIY BARDOV]

ДОЛГУШИН (что касается роли и заслуги Чкалова в испытаниях И-16, то – В.Б.): «Чкалов-то не заканчивал этих испытаний. Они одни и те же эти машины – какая разница?! Нужно было только моторы «довести» (до кондиции/3/). А разбился-то Чкалов как мальчишка. К стати в государ-ственной комиссии по его гибели участвовал Байдуков и он написал в газете причины гибели Чкалова, что Чкалов из-за своей недисциплиниро-ванности разбился. А получилось так. Ему было задание:
- набрать 600 м,
- сделать круг над аэродромом и
- сесть.
Он:
- набрал 2200 м,
- ушел аж за Тушино
- и при снижении охладил мотор. И когда он видит, что «недомазывает» («недотягивает» до аэродрома/3/) –
- «сунул» резко(увеличил обороты двигателя/3/)- вот почему (был/3/) выброс черного дыма-то… Мотор «захлебнулся и встал» Чкалов охладил его пока с 2200 м снижался. А температура была – 24-25 гр.С. И когда Чкалов «сунул» - он мотор остановил. Можно было потихонечку «давать» (увеличивать обороты/3/), по чуть-чуть, а не резко – мотор бы как-нибудь справился, а (когда он дал/3/)резко – мотор «захлебнулся» и «встал» и Чкалов упал во дворе аэродрома.
Байдуков в газете написал правду. Оказывается Чкалов из-за такой-же причины разбил И-15 в 1938 году. То же охладил мотор, «сунул», тот «захлебнулся и встал», но Чкалов попал на аэродром. Но машину разбил – у меня есть материал государственной…(комиссии/3/).

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:19:19)
Дата 22.06.2004 00:23:50

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: “Вот еще один интересный материал в поддержку версии Сергея Долгушина о нашей авиации:

Весной 1998 года наВоенно-историческом Форуме “Русского Журнала”, активным участником которого я являюсь, разгорелась жаркая дискуссия, касающаяся состояния советских ВВС в июне 1941 года. Беседа затрагивала, в первую очередь, судьбу самолета МиГ-3, но шел разговор и о другом.

Мне кажется, отдельные выдержки из этого диалога могут быть интересны и посетителям “Арсенала”, поэтому я взял на себя труд “выжать” нашу переписку и подготовить сухой остаток для Вас.

С кем пришлось встретиться в небе над СССР германским авиаторам?

Андрей Баранов:
Алексей Степанов в дискуссии со мной выразил мнение, что громкие победы Люфтваффе в начальный период войны связаны с качественным превосходством немецкой техники над техникой союзников и, особенно, советской. Мне хотелось бы оспорить этот тезис.
К 22 июня 1941 г. в приграничных районах было сосредоточено порядка 25 тысяч самолетов всех типов, из них около 6 тысяч - учебные (у немцев и их союзников - всего лишь около 4,5 тысячи). Истребители составляли около 60%, то есть более 10 тысяч самолетов, из которых около 2 тысяч - новых типов (МиГ-1, ЛаГГ-1, Як-1). Это брутто-цифры, т.е. они включают и неисправные машины тоже. Приблизительно 1000 "мессершмиттов" Bf.109 было у немцев.
"Хребет" истребительной авиации СССР составляли машины КБ Поликарпова - И-16, И-15 бис и И-153. Это тоже были далеко не худшие самолеты, отличавшиеся отличной горизонтальной маневренностью и неплохой боевой живучестью (за счет применения радиальных двигателей воздушного охлаждения).

Летные характеристики советских самолетов:
И-16 тип 24: макс. скорость - 489 км/ч, потолок - 9 км, дальность - 600 км, вооруженииее - 4 пулемета.
И-15бис: 364 км/ч, потолок - 8 км, дальность - 800 км, воружение - 4 пулемета.
И-153: 444 км/ч, потолок - 10700 м, дальность - 470 км, 4 пулемета.
Все три самолета уступают по вооружению и максимальной скорости Bf.109E. Но если мы рассмотрим характеристики новых истребителей, то ситуация выглядит иначе:
МиГ-1 (И-20): скорость - 628 км/ч, потолок - 12 км, дальность - 730 км, вооружение - 3 пулемета.
ЛаГГ-1 (И-22). Скорость - 600 км/ч, потолок - 9600 км, дальность - 660 км. Вооружение - пушка 20 мм и 2 пулемета.
Як-1 (И-26). Скорость - 580 км/ч, потолок - 10 км, дальность - 850 км. Вооружение - пушка 20 мм и 2 пулемета.

Если сравнить эти характеристики с характеристиками основного фашистского истребителя Bf.109E, то немец опережает советские машины только по вооружению, уступая по основным летным показателям. Новая модификация Bf.109F, облегченная за счет снятия части вооружения, имела несколько большую скорость и лучшую маневренность и практически соответствовала новым советским машинам.
Хочу подчеркнуть, что речь идет только о характеристиках ОПЫТНЫХ советских машин. В массовой сборке они резко ухудшались. Поскольку план требовал от заводов выпуска максимального ЧИСЛА самолетов, на качество закрывали глаза. В результате моторы недодавали мощности, поверхности вместо полированных получались матовыми и т.д. и т.п., серийные самолеты теряли 40-50 км/ч.
Новые самолеты поступали в части, где их не спешили осваивать, опасаясь летных происшествий. В результате к 22 июня на поступивших в части новых машинах летать было, по большому счету, некому. Хотя И ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ, И ПО ЧИСЛУ современных истребителейСоветские ВВС не уступали Люфтваффе! Но это еще не все. Численность ВВС СССР росла так быстро, что катастрофически не хватало пилотов. Их стали набирать в летные школы... принудительно! Такого еще нигде не было. Качество подготовки этих, с позволения сказать, авиаторов, сильно... мм.. недотягивало.

Именно в этом - причина катастрофы в воздухе летом 1942 года. Рост ВВС СССР опережал возможности подготовки пилотов и технологические возможности промышленности! Самолетов выпускали СЛИШКОМ МНОГО и СЛИШКОМ БЫСТРО! На них некому было летать. Если к делу подойти с умом, надо было сократить выпуск самолетов, сделав упор на качество и готовить меньше пилотов, увеличив продолжительность обучения.

Алексей Степанов:
...Неужели вы всерьез считаете, что И-153 можно сравнивать с Bf.109 ?

Андрей Баранов:
Их сравнила война. И на И-153 летчики одерживали победы, если им только удавалось навязать немцам бой на виражах. Недаром из частей первой линии последние И-153 исчезли только во второй половине 1943 г.

Алексей Исаев:
Да. Я готов сравнивать эти два самолета. Возьмем рассматривавшиеся в форуме Фантомы и МиГ-17. Казалось бы, самолеты разных поколений. У Фантома радар, ракеты с ТГСН и ПАРЛГСН, у МиГ-17 перед ним никаких преимуществ.Тем не менее МиГи-17 более-менее успешно воевали с Фантомами. То же и с И-153. Да, он катастрофически уступал 109-му в скорости, но зато преимущество в маневре у "чайки" даже больше, чем у МиГ-17 перед Фантомом. Когда "чайки" доворачивались на мессер при атаке немцев сзади Bf.109 не успевал довернуться на чайку и советский истребитель мог дать очередь в лоб с 11-ти часов.
При поединке И-153 имессера было все равно, какая модификация 109-ки будет в нем участвовать. Превосходство в маневре И-153 сохранялось. И очередь в лоб немецкий ас мог получить без базара.
Кроме того, "чайки" и "ишаки" были хорошо освоены, наши пилоты умели воевать на них. Техника боя на вертикалях была характерна для таких машин как Bf.109, Як, этой техникой наши пилоты за редким исключением (Покрышкин) владели слабо. Если брать статистику потерь старых и новых машин, то по возрастанию потерь на самолето-вылет список выглядит так: Як-1, И-16, МиГ-3, И-153, ЛаГГ-3. Если взять только боевые потери, то И-16 будет даже на первом месте. Я не утверждаю, что И-16 лучше Як-1: нужно учесть, что части, оснащеннные новыми машинами, бросали в самое пекло. Однако статистика свидетельствует, что по сравнению с новыми машинами "ишаки" и "чайки" смотрелись не так плохо. Не нужно их списывать со счетов, они были 22.06 более реальной силой, чем слабоосвоенные новейшие истребители. В целом достоинства и недостатки старых и новых машин можно сформулировать так: на новых было легче вести наступательный бой, но тяжелее оборонительный, на старых наоборот.
В отношении МиГа проблема была скорее в освоении боя на вертикалях. На виражах МиГ был никакой.

Алексей Степанов:
Я допускаю сравнение И-16 последних модификаций с модификациями "стодевятого" до "Е" на период начала второй мировой войны. Если сопоставить И-16 с моторами М-62, М-63 и Bf.109 B/C/D, которые на 1 сентября 1939 года составляли до 30% среди немецких одномоторных истребителей, то мы можем считать их примерно равными по своим боевым качествам, а вот что касается Bf.109 E, то их сопоставлять на равных уже невозможно.

Андрей Баранов:
...Опять же скажу, что немцы одерживали победы ТОЛЬКО за счет лучшей тактики и инициативы в бою. Если И-16 удавалось навязать маневренный бой,"эмиль" быстро терял скорость, становился вялым и "ишак" легко заходил ему в хвост.

Алексей Степанов:
И-153 "Чайка" в этот период только появлялась в боевых частях и ничем особенным не проявила себя ни на Халхин-Голе, ни в Финляндии, где с трудом могла догонять английские "Бленхеймы". Ни одна страна в мире не продолжала гнать на поток самолеты-бипланы (исключением были итальянские ВВС, выпускавшие "великолепные" "Фиаты-CR42". Даже шведы, которых прижала обострившаяся ситуация, использовали имевшиеся у них с начала 1940 года "Фиаты" CR42 только в качестве разведчиков, а не истребителей).

Андрей Баранов:
А вот "Гладиаторов" они использовали по прямому назначению. Да и англичане на второстепенных фронтах (в Греции, например) применяли эту машину до середины 1941 г.

Алексей Степанов:
А ведь уже в период "Битвы за Англию" немцы испытали в боях новые Bf.109F, которые к 22 июня 1941 года насчитывали до 2/3 выставленного против СССР авиапарка. Вряд ли могли на равных сражаться с "Эфами" "Чайки", в лучшем случае с трудом способные перехватить немецкие бомбардировщики.

Андрей Баранов:
Вот как раз бомбардировщики им давались плохо. Все-таки 4 пулемета винтовочного калибра - это маловато против двухмоторного самолета. Поэтому "чайки" вынужденно использовались в качестве штурмовиков. Но могли, как я указал выше, могли и с "мессерами" драться, если им удавалось навязать свою манеру боя.

Алексей Степанов:
Кстати, Вы не задавались вопросом - а почему до начала войны с Германией в СССР было выпущено около 3,5 тысячи подобных самолетов, из которых около 1,5 тысячи находилось на западных рубежах к началу "Барбароссы" ?

Андрей Баранов:
"Чайка" была дешевым самолетом, нетребовательным к квалификации пилота: устойчивым, маневренным. На этой машине могли летать вчерашние выпускники авиашкол. И "чаек" можно было построить много и быстро. А летчиков - основная головная боль тогдашнего руководства ВВС - для них можно было почти не готовить. К тому же медвежью услугу оказал опыт гражданской войны в Испании:
"По истребителям пилоты в основном считают, что маневренность И-16 недостаточна, и поэтому (а также из-за более легкой посадки) хвалят И-15, полагая, что его можно модернизировать, улучшив вооружение... и скорость" [Пышнов В.С. Основные этапы развития самолета. М., 1984]

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:23:50)
Дата 22.06.2004 00:29:00

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: а вот материал по поводу разведполетов и взаимного нарушения границы:


Константин Федченко Re: Взаимное нарушение воздушной границы в июне 1941 г. 19.04.2004 15:47
>о том, что немцы не только нагнали сухопутных войск в Сувалский выступ, но и забили до отказа Сувалский старый польских аэродром.

информация о происходящем "за кордоном" была в основном наземная - от "закордонных агентов" и от перебежчиков.

Есть ли у тех, кто интересуется этим вопросом, какие-либо сведения по поводу того, КТО ЖЕ ЛЕТАЛ НА РАЗВЕДКУ СУВАЛСКОГО АЭРОДРОМА? И как к этому относились немцы, если тот кто летал, был замечен ими?

вот тут обсуждался один такой случай:
https://vif2ne.org/nvk/forum/2/archive/710/710771.htm



От Константин Федченко
К Архив
Дата 18.03.2004 11:26:49
Рубрики WWII; ВВС; 1941;
Наш ответ авиаразведчикам Ровеля (перенос из архива)
>"нет такого вопроса, который бы не обсуждался на vif2ne.ru" (с)
>
>Попробую все-таки задать такой вопрос форуму.
Ниже приведена цитата из книги (Степанюк Ю.П., Списаренко Б.Д. Фронт під крилом. Докум. повість. - К., Генеза, 1995. - 176 с.) - мемуар Ю.Степанюка, на тот момент штурман 37 авиаполка, описывает как группа из 3 СБ за неделю до начала войны выполнила серию разведвылетов на Польшей. Сразу оговорюсь, что в приведенной цитате есть одна нестыковка по дате, но я оставил текст оригинала.
>Хотелось бы услышать комментарии. Также интересно, были ли такие группы в других округах? Имела ли эта спецоперация какое-то кодовое обозначение?
>------------------------------------
>Тоді, за тиждень до чорної неділі 22 червня три екіпажі літаків СБ на чолі з ком.ланки льотчиком Мироновим і мною, штурманом ланки, одержали наказ вилетіти й здійснити посадку на аеродромі Городок в районі міста Львова.
>Командира ланки Миронова я вже знав як досвідченого в льотних справах, і, попри всю його товариськість у стосунках з нами, - вимогливого й безкомпромісного в роботі.
>Ми виконали всі необхідні розрахунки, проклали маршрути і на світанку 25 травня полетіли у вказане місце посадки.

На аеродромі нас уже чекали, і ми автобусом дісталися до свого нового помешкання. Мали вказівку - по прильоті не розповідати ні звідкіля ми, ні хто ми є - навіть своїм товаришам по зброї. Що ж, наказ слід виконувати беззаперечно, як того й вимагає військовий статут.
>Невдовзі до нас прибули майор авіаційних і полковник піхотних військ. Розкривши льотні карти, поставили нам завдання. Кожний екіпаж одержує маршрут для проведення фото- і візуальної розвідки. Під виглядом навчальних маневрів треба уважно придивитися, що ж це там твориться на захопленій німцями території поблизу нашого кордону, за річкою Сян? Адже безперервне підтягування сюди ворожих військ, здійснюване в зловісному мовчанні, помітне навіть неозброєним оком!..
>Маршрути на картах не прокладати, розвідку над територією загрозливої дислокації фашистів провадити лише при наявності хмар. Через кордон туди й назад пролітати лише в хмарах, від німецьких літаків ухилятися в хмари.
>Доповідати про результати тільки цим двом командирам. Вони не приховують, що завдання важке, відповідальне, але необхідне для нашої Батьківщини - і ми це зрозуміли. Все треба провести в суворій таємниці.
>Маршрути вивчено уважно: Перемишль, Ярослав, Жешув, по залізниці Кросно, Санок. Екіпажі провели всі необхідні розрахунки - політ туди й назад, без нанесення на карти все завчили й тримали в пам'яті. Увесь цей район, назви й розташування населених пунктів завчено детально для візуальної орієнтації. Звірилися зі своїми штурманськими довідниками, прив'язали місцезнаходження німецьких аеродромів і умовними позначками нанесли на льотні карти пункти Кросно, Новасонч, район Тарнув, Мелія, Сандомир. Повністю підготувалися до польотів і тепер тільки чекали необхідних метеоумов.
>Перший політ у напрямку Перемишль-Ярослав-Жешув. Погода сприяла цьому - на захід пливли по сонячному синьому небесному роздоллю окремі купчасті хмари, приймаючи наші літаки, в разі потреби, в свій прихисток. Завдяки цьому вдалося дотриматися всіх правил польоту.
>За допомогою аерофотоапарата АФА-18 я сфотографував маршрут. Розрахунки по висоті й швидкості були вірними, "розмазування" знімків не сталося, і після обробки в лабораторії вони виявилися високоякісними.
>Провів ретельні візуальні спостереження в цьому районі. Аналогічний політ здійснили ми з Мироновим також у напрямі Кросно. Інші екіпажі пролетіли цими ж маршрутами.

Зіставлення одержаних фотоплівок дало змогу виявити збіг даних, тобто підтвердити їхню достовірність.
>Під час одного з польотів у район Кросно ми проводили фотозйомку, тримаючись високо під хмарами.
>Несподівано помічаю - праворуч від нас летять два винищувачі: мєсершміти-109. Одразу даю команду льотчику Миронову негайно відходити в хмари, але сам при цьому фотоапарата АФА не вимикаю і при нахилі нашого літака обидва месершміти потрапляють в об'єктив.
>У хмарах вийшли на схід і за часом підрахували - ми далеко над своєю територією. Прорізаємо хмари зі зниженням і виходимо на схід від міста Львова. Нас чекали - за розрахунками ми вже повинні були повернутися. Товариші хвилювалися за нас, та все обійшлося благополучно.
>Лаборанти в присутності екіпажів обробляли, проявляли й дешифрували фотоплівки, не знаючи, що за район і з якою метою він знятий.
>Авіаційна розвідка дала змогу переконатися, що поблизу радянського кордону обладнується велика кількість польових аеродромів на території, захопленій фашистами. Прокладаються залізничні гілки, по шосе й путівцях на схід рухаються німецькі війська, в лісах дислокується багато живої сили й техніки.
>Залізничними коліями на схід через кожні 2-4 кілометри рухаються товарні поїзди, і навіть зафіксовано, що розвантажування товарняків німецькі солдати ведуть за межами залізничних станцій, у лісах.
>Нам, членам розвідувальних екіпажів, було ясно, що німці швидко й посилено готуються до наступу, і йдеться зовсім не про учбові маневри, а пахне пожежею.
>Після кількаденної відсутності три наших екіпажі 18 червня прилетіли на один з аеродромів Тернополя.


Мои собственные соображения
От Константин Федченко
К Архив
Дата 18.03.2004 11:39:43
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

Думается, что:
1. полк этот - не мифический ГРУ-шный разведполк
(иначе его использовали бы ВЕСЬ для таких задач и соответственно не было бы выдергивания отдельно звена).
2. номер полка искажен, на самом деле к 37 бап не имеет отношения.
3. попробуем его поискать, опираясь на то, что полк дислоцирован в КОВО, имеет на вооружении СБ, и имеет экипажи, подготовленные для полетов днем в сложных метеоусловиях, а также на Ваш обзор боевого пути:
>полк (который в одном случае он назвал "отдельным") до войны какое-то время стоял на а. Проскуров, войну встретил под Тернополем, затем через а. Меджибож, Бердичев, Житомир уже к 10 июля находился в Борисполе, где влился в 316-й рап.

под эти условия подходят семь полков:
86 бап 16 сад (Трембовля, Зубов),
48 бап 17 сад (Изяславль, Коськов),
225 бап 17 сад (Старо-Константинов),
33 бап 19 бад (Белая Церковь, Городище),
52 бап 62 бад (Овруч, Красная Болока),
94 бап 62 бад (Овруч, Мартьяновка),
316 рап (Проскуров, Врублевка).

Однако все эти семь полков фигурируют на 11.07.1941 как части ВВС ЮЗФ. 86 бап, правда, дислоцирован там же или почти там же, где и 316 рап - аэродром Веркиевка.
86 бап и перед войной - недалеко от Тернополя. Остальные полки - далеко.

Поэтому версий две:
1)это либо 86 бап, либо....
2)какое-то подразделение 316 рап.

Аргументы в пользу второй версии:
а) полк разведывательный, отдельный.
б) имеет хорошо подготовленные экипажи
в) дислоцирован в Проскурове!
г) только что получил новую матчасть (Як-2), а старых СБ осталось только три! Возможно, остальные куда-то были переданы. Но для подготовленных экипажей могло найтись и такое применение.
д) после начала войны подразделение воссоединилось с основным составом полка в Борисполе.
е) номер 316 имеет много общего с номером 37.

Ньюанс в том, что искомый полк ("37-й") как раз 10 июля должен был (по Степанюку) прекратить существование, слившись с 316 орап.

МАРК СОЛОНИН:
> 1. Рассказ Долгушина мной цитируется по
> 141. Журнал "Мир авиации", ? 1\ 1992, стр. 26
> 142. Интернет-журнал "Дуэль", ? 28(119) от 13 июля 1999 г., www.duel.ru

Что толку обсуждать с пеной у рта
( а именно так и идет обсуждение на всякого рода "форумах" )
сравнительные ТТХ немецкой MG-FF и нашей ШВАК, если все эти ШВАКи\ШКАССы просто демонтировали с боевых самолетов?!
Какая разница - чем был вооружен 122 ИАП : "ишаками" 24-й или 27-й серии, с М-62 или с М-63 - если все это богатство ( 70 новеньких истребителей ) просто бросили на земле ?!?!?
Ну, перевооружили бы 122 ИАП на новейшие МИГи, или Яки, или Спитфайры,
что с этого изменилось бы?

Изменился бы только состав трофеев, доставшихся вермахту. Вот и все:
? На аэродромах 9 САД им достались МИГи,
? в 11САД - "ишаки" и "чайки",
? а в 10 САД ( у Кобрина ) еще и 20 Яков было...

Не стану огорчать немолодого и заслуженного человека, но Вас спрошу - почему это начальник кафедры ТАКТИКИ считает, что "выход и под удара" это и есть тот ЕДИНСТВЕННЫЙ маневр, для выполнения которого создается истребительная авиация? И если отвод ИАПов от границы – это и есть самое мудрой их использование - то почему не за Урал ? Нет, я не шучу, я конкретно спрашиваю : почему не за Урал ? Если задача в том, чтобы "выйти из под удара" ( как будто речь идет о детском доме ), то чем дальше - тем лучше. Если задача бить противника - то чем ближе к линии фронта расположен ИАП, самолеты которого летают по 30 мин за раз, тем лучше. Почему ни Вы, ни Долгушин не говорите о том, где базировались немецкие истребительные и штурмовые эскадры ?!?!

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:29:00)
Дата 22.06.2004 00:35:59

Re: [2VASILIY BARDOV]

МАРК СОЛОНИН-ВАСИЛИЮ БАРДОВУ:
Самара, Россия, 24 апреля 2004 г.
“Нашел я еще один источник, на этот раз - совсем уже официальный: "Красная Звезда", 18 декабря 2001 г. Интервью с Долгушиным.

"Десятого мая наш полк перебросили из Лиды на аэродром Новый Двор, что чуть западнее Гродно. На севере граница с немцами была в пятнадцати километрах. Как только мы приземлились, над летным полем на малой высоте пронесся фашистский "мессер". Нахально так, даже крыльями покачал. В ясную погоду с высоты двух тысяч метров мы видели немецкий аэродром, забитый разными машинами. Составили схему, передали в штаб. А двадцать первого июня, в шесть вечера, закончив полеты, получили приказ: снять с самолетов пушки, пулеметы, ящики с боеприпасом и хранить все это на складе.
- Но это же... Даже говорить страшно... Похоже на измену!
- Все тогда недоумевали, пытались узнать, в чем дело, но нам разъяснили: это приказ командующего войсками округа, а приказы в армии не обсуждаются. А в два часа ночи была объявлена тревога, начали мы таскать вооружение к самолетам. И в это время над аэродромом появились немцы, открыли огонь, начали сбрасывать бомбы. Мы поняли: это уже не провокация, а война. Все кругом полыхало, но два наших звена сумели взлететь и вступить в бой над Гродно. В тот же день мы перелетели на другой аэродром, где базировался 127-й истребительный авиаполк. Первый испуг улетучился, мы приободрились и сбили нескольких фрицев. Но силы были неравными, враг прижимал нас и на земле, и в воздухе. Летчики сделали все, что могли, что умели. Мне трудно говорить о тех днях, сердце кровью обливается. В общем, к Москве мы ехали уже на грузовиках, нагляделись на горе людское, на беженцев, наглотались копоти и дыма. Глаза прятали от жителей: летчики, а отступают на машинах. А что делать? Сотни наших самолетов немцы сожгли на аэродромах...
- И что, Сергей Федорович, приуныли тогда наши "орлы", разуверились в себе?
- Бессилие душило, мысль о предательстве не покидала. Без самолетов мы чувствовали себя как бы голыми. Но веры в победу не потеряли. В Рязани быстренько переучились на МиГ-3, сколотили новый полк и встали на защиту столицы."

Вчера внимательно прочитал и законспектировал Ваш материал... несколько замечаний по-поводу:

1. Где эти аэродромы, расположенные "в 10-20 км от границы" ????? Проднимите мне веки, не вижу!
Новый Двор примерно в 30 км от Августова
(ближайшей точки на тогдашней границе ).
30 - это не 10. Разница принципиальная - ни одна пушка "обычного" калибра ( 75-150 ) не бьет на 30 км.
И пехота немецкая ну никак не могла пройти за день 30 км, форсируя при этом заболоченную пойму Бебжи.
Все остальные, упомянутые Вами и Долгушиным, аэродромы за 50-80-130 км от границы. Это в несколько РАЗ дальше, чем расстояние от немецких аэродромов И.А. до границы

2. Ваше личное мнение - не странно ли то, что при налете на аэродром Лида днем 22 июня из нескольких сот находившихся на нем людей пострадали ТОЛЬКО трое :
- командир дивизии
- зам командира дивизии
- связной, прилетевший в Лиду из Н. Двура?!

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:35:59)
Дата 22.06.2004 00:39:36

Re: [2VASILIY BARDOV]

Глеб Бараев-БАРДОВУ и СОЛОНИНУ 26.04.2004 00:27
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6294
“Могло быть и такое, хотя и маловероятно.
Но скорее всего список Долгушина просто не исчерпывающ: он назвал тех, кого запомнил. Кстати, Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию”.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:39:36)
Дата 22.06.2004 00:41:56

Re: [2VASILIY BARDOV]

ДОЛГУШИН: “К стати, Полбин Иван Семенович
(
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=7 )
(который на СБ летал – я ево хорошо знаю) со своим экипажем 2 раза выбирался (с территории противника – В.Б.): ево сбивали…
К стати, получалось так, что как только он летит – он обязательно требовал, чтобы я ево сопровождал: ну как-то я ему понравился, когда я ево сопровождаю – они и не стреляют”.

Бардов: “Так Вы были как талисман у нево”?!

ДОЛГУШИН: “Ну, талисман – не талисман, драться умели! Поэтому он всегда брал меня с собой.
Как только он летит, если я задерживаюсь по чему-то... так он даже не вылетал без меня… (требовал – В.Б.)чтобы Долгушин его прикрывал”.

От VASILIY BARDOV
К VASILIY BARDOV (22.06.2004 00:41:56)
Дата 22.06.2004 00:45:49

Re: [2VASILIY BARDOV]

iggalp Re: Взаимное нарушение воздушной границы в июне 1941 г. 18.04.2004 12:18
форум www.rkka.ru
Не знаю как по Сувалковскому, но в статье в одной из местных газет про ГСС Басана Бембеевича Бадмаева рассказывалась такая история про один из довоенных эпизодов из его жизни.

Вскоре после окончания летного училища Басан приехал в отпуск в родное село. Все односельчане ожидали, что во время побывки он женится на своей невесте красавице Юмбе, но свадьбу назначили через год. Бадмаев вернулся в свою часть, а менее чем через год началась война. В назначенный срок свадьба не состоялась. И только тогда Юмба призналась односельчанам, что отпуск у Басана был вынужденным. После разведывательных полетов над Чехословакией, оккупированной немцами, разразился международный скандал из-за нарушения границ. Советское правительство объявило, что летчики были пьяны и все они уволены. А на самом деле их отправили в отпуск".

ПОКА ВСЕ РЕБЯТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

С УВАЖЕНИЕМ, ВАСИЛИЙ БАРДОВ.