От VASILIY BARDOV Ответить на сообщение
К VASILIY BARDOV Ответить по почте
Дата 22.06.2004 00:23:50 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: [2VASILIY BARDOV]

БАРДОВ: “Вот еще один интересный материал в поддержку версии Сергея Долгушина о нашей авиации:

Весной 1998 года наВоенно-историческом Форуме “Русского Журнала”, активным участником которого я являюсь, разгорелась жаркая дискуссия, касающаяся состояния советских ВВС в июне 1941 года. Беседа затрагивала, в первую очередь, судьбу самолета МиГ-3, но шел разговор и о другом.

Мне кажется, отдельные выдержки из этого диалога могут быть интересны и посетителям “Арсенала”, поэтому я взял на себя труд “выжать” нашу переписку и подготовить сухой остаток для Вас.

С кем пришлось встретиться в небе над СССР германским авиаторам?

Андрей Баранов:
Алексей Степанов в дискуссии со мной выразил мнение, что громкие победы Люфтваффе в начальный период войны связаны с качественным превосходством немецкой техники над техникой союзников и, особенно, советской. Мне хотелось бы оспорить этот тезис.
К 22 июня 1941 г. в приграничных районах было сосредоточено порядка 25 тысяч самолетов всех типов, из них около 6 тысяч - учебные (у немцев и их союзников - всего лишь около 4,5 тысячи). Истребители составляли около 60%, то есть более 10 тысяч самолетов, из которых около 2 тысяч - новых типов (МиГ-1, ЛаГГ-1, Як-1). Это брутто-цифры, т.е. они включают и неисправные машины тоже. Приблизительно 1000 "мессершмиттов" Bf.109 было у немцев.
"Хребет" истребительной авиации СССР составляли машины КБ Поликарпова - И-16, И-15 бис и И-153. Это тоже были далеко не худшие самолеты, отличавшиеся отличной горизонтальной маневренностью и неплохой боевой живучестью (за счет применения радиальных двигателей воздушного охлаждения).

Летные характеристики советских самолетов:
И-16 тип 24: макс. скорость - 489 км/ч, потолок - 9 км, дальность - 600 км, вооруженииее - 4 пулемета.
И-15бис: 364 км/ч, потолок - 8 км, дальность - 800 км, воружение - 4 пулемета.
И-153: 444 км/ч, потолок - 10700 м, дальность - 470 км, 4 пулемета.
Все три самолета уступают по вооружению и максимальной скорости Bf.109E. Но если мы рассмотрим характеристики новых истребителей, то ситуация выглядит иначе:
МиГ-1 (И-20): скорость - 628 км/ч, потолок - 12 км, дальность - 730 км, вооружение - 3 пулемета.
ЛаГГ-1 (И-22). Скорость - 600 км/ч, потолок - 9600 км, дальность - 660 км. Вооружение - пушка 20 мм и 2 пулемета.
Як-1 (И-26). Скорость - 580 км/ч, потолок - 10 км, дальность - 850 км. Вооружение - пушка 20 мм и 2 пулемета.

Если сравнить эти характеристики с характеристиками основного фашистского истребителя Bf.109E, то немец опережает советские машины только по вооружению, уступая по основным летным показателям. Новая модификация Bf.109F, облегченная за счет снятия части вооружения, имела несколько большую скорость и лучшую маневренность и практически соответствовала новым советским машинам.
Хочу подчеркнуть, что речь идет только о характеристиках ОПЫТНЫХ советских машин. В массовой сборке они резко ухудшались. Поскольку план требовал от заводов выпуска максимального ЧИСЛА самолетов, на качество закрывали глаза. В результате моторы недодавали мощности, поверхности вместо полированных получались матовыми и т.д. и т.п., серийные самолеты теряли 40-50 км/ч.
Новые самолеты поступали в части, где их не спешили осваивать, опасаясь летных происшествий. В результате к 22 июня на поступивших в части новых машинах летать было, по большому счету, некому. Хотя И ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ, И ПО ЧИСЛУ современных истребителейСоветские ВВС не уступали Люфтваффе! Но это еще не все. Численность ВВС СССР росла так быстро, что катастрофически не хватало пилотов. Их стали набирать в летные школы... принудительно! Такого еще нигде не было. Качество подготовки этих, с позволения сказать, авиаторов, сильно... мм.. недотягивало.

Именно в этом - причина катастрофы в воздухе летом 1942 года. Рост ВВС СССР опережал возможности подготовки пилотов и технологические возможности промышленности! Самолетов выпускали СЛИШКОМ МНОГО и СЛИШКОМ БЫСТРО! На них некому было летать. Если к делу подойти с умом, надо было сократить выпуск самолетов, сделав упор на качество и готовить меньше пилотов, увеличив продолжительность обучения.

Алексей Степанов:
...Неужели вы всерьез считаете, что И-153 можно сравнивать с Bf.109 ?

Андрей Баранов:
Их сравнила война. И на И-153 летчики одерживали победы, если им только удавалось навязать немцам бой на виражах. Недаром из частей первой линии последние И-153 исчезли только во второй половине 1943 г.

Алексей Исаев:
Да. Я готов сравнивать эти два самолета. Возьмем рассматривавшиеся в форуме Фантомы и МиГ-17. Казалось бы, самолеты разных поколений. У Фантома радар, ракеты с ТГСН и ПАРЛГСН, у МиГ-17 перед ним никаких преимуществ.Тем не менее МиГи-17 более-менее успешно воевали с Фантомами. То же и с И-153. Да, он катастрофически уступал 109-му в скорости, но зато преимущество в маневре у "чайки" даже больше, чем у МиГ-17 перед Фантомом. Когда "чайки" доворачивались на мессер при атаке немцев сзади Bf.109 не успевал довернуться на чайку и советский истребитель мог дать очередь в лоб с 11-ти часов.
При поединке И-153 имессера было все равно, какая модификация 109-ки будет в нем участвовать. Превосходство в маневре И-153 сохранялось. И очередь в лоб немецкий ас мог получить без базара.
Кроме того, "чайки" и "ишаки" были хорошо освоены, наши пилоты умели воевать на них. Техника боя на вертикалях была характерна для таких машин как Bf.109, Як, этой техникой наши пилоты за редким исключением (Покрышкин) владели слабо. Если брать статистику потерь старых и новых машин, то по возрастанию потерь на самолето-вылет список выглядит так: Як-1, И-16, МиГ-3, И-153, ЛаГГ-3. Если взять только боевые потери, то И-16 будет даже на первом месте. Я не утверждаю, что И-16 лучше Як-1: нужно учесть, что части, оснащеннные новыми машинами, бросали в самое пекло. Однако статистика свидетельствует, что по сравнению с новыми машинами "ишаки" и "чайки" смотрелись не так плохо. Не нужно их списывать со счетов, они были 22.06 более реальной силой, чем слабоосвоенные новейшие истребители. В целом достоинства и недостатки старых и новых машин можно сформулировать так: на новых было легче вести наступательный бой, но тяжелее оборонительный, на старых наоборот.
В отношении МиГа проблема была скорее в освоении боя на вертикалях. На виражах МиГ был никакой.

Алексей Степанов:
Я допускаю сравнение И-16 последних модификаций с модификациями "стодевятого" до "Е" на период начала второй мировой войны. Если сопоставить И-16 с моторами М-62, М-63 и Bf.109 B/C/D, которые на 1 сентября 1939 года составляли до 30% среди немецких одномоторных истребителей, то мы можем считать их примерно равными по своим боевым качествам, а вот что касается Bf.109 E, то их сопоставлять на равных уже невозможно.

Андрей Баранов:
...Опять же скажу, что немцы одерживали победы ТОЛЬКО за счет лучшей тактики и инициативы в бою. Если И-16 удавалось навязать маневренный бой,"эмиль" быстро терял скорость, становился вялым и "ишак" легко заходил ему в хвост.

Алексей Степанов:
И-153 "Чайка" в этот период только появлялась в боевых частях и ничем особенным не проявила себя ни на Халхин-Голе, ни в Финляндии, где с трудом могла догонять английские "Бленхеймы". Ни одна страна в мире не продолжала гнать на поток самолеты-бипланы (исключением были итальянские ВВС, выпускавшие "великолепные" "Фиаты-CR42". Даже шведы, которых прижала обострившаяся ситуация, использовали имевшиеся у них с начала 1940 года "Фиаты" CR42 только в качестве разведчиков, а не истребителей).

Андрей Баранов:
А вот "Гладиаторов" они использовали по прямому назначению. Да и англичане на второстепенных фронтах (в Греции, например) применяли эту машину до середины 1941 г.

Алексей Степанов:
А ведь уже в период "Битвы за Англию" немцы испытали в боях новые Bf.109F, которые к 22 июня 1941 года насчитывали до 2/3 выставленного против СССР авиапарка. Вряд ли могли на равных сражаться с "Эфами" "Чайки", в лучшем случае с трудом способные перехватить немецкие бомбардировщики.

Андрей Баранов:
Вот как раз бомбардировщики им давались плохо. Все-таки 4 пулемета винтовочного калибра - это маловато против двухмоторного самолета. Поэтому "чайки" вынужденно использовались в качестве штурмовиков. Но могли, как я указал выше, могли и с "мессерами" драться, если им удавалось навязать свою манеру боя.

Алексей Степанов:
Кстати, Вы не задавались вопросом - а почему до начала войны с Германией в СССР было выпущено около 3,5 тысячи подобных самолетов, из которых около 1,5 тысячи находилось на западных рубежах к началу "Барбароссы" ?

Андрей Баранов:
"Чайка" была дешевым самолетом, нетребовательным к квалификации пилота: устойчивым, маневренным. На этой машине могли летать вчерашние выпускники авиашкол. И "чаек" можно было построить много и быстро. А летчиков - основная головная боль тогдашнего руководства ВВС - для них можно было почти не готовить. К тому же медвежью услугу оказал опыт гражданской войны в Испании:
"По истребителям пилоты в основном считают, что маневренность И-16 недостаточна, и поэтому (а также из-за более легкой посадки) хвалят И-15, полагая, что его можно модернизировать, улучшив вооружение... и скорость" [Пышнов В.С. Основные этапы развития самолета. М., 1984]