От FVL1~01 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.02.2001 00:53:19 Найти в дереве
Рубрики Танки; 1941; Память; Версия для печати

Вот вам с сайта О.Тесленко, радуйтесь корифеи танкостроения...

И снова здравствуйте
Тоже самое - бумажные проекты не подкрепленные ничем кроме энтузиазма авторов.
Если информация достоверна, то может и через 60 лет и проекты "нашего КБ будут обсуждаться как некий Суперписк.
Авторский текст -
ТАНКИ И САМОХОДКИ братьев ТЕЛЕГИНЫХ
Автор - Семен Дорфман
Попробую быстро это сделать - младший брат был не столь амбициозен. Но его
проекты действительно очень интересны и многообещающи.
Для начала кратко о его судьбе. В 32-35 гг. он работал над доводкой до
ума сначала танков БТ, потом занимался Т-28. В конце 35-го сам возглавил КБ.
За проект ТТ (см. ниже) его в конце 36-го отправили на 10 лет "загорать" на
Колыму (кстати, это стало одной из причин гибели его брата - как я уже
писал, он был невоздержан на язык, а не понимать, что его брат никакой не
"вредитель" он не мог). Он, конечно, не досидел - время не то: в 42 начал
работать в одной из шараг в одном из "танкоградов" (кажется, в Челябинске)
над первой самоходкой (СУ-122), после ее запуска в серию его освободили. Он
вернулся к разработке проекта тяжелого танка (на базе того же проекта ТТ),
который потом вылился в ИС-2 с переходом в ИС-3.Но уже без самого Телегина -
в мае 43-го он о главе ремонтной бригады отправился под Курск (на будущую
Курскую дугу) в полк тяжелых танков, где погиб при случайном обстреле на
третий день по приезде.
Итак, о его проектах.

1) Проект ТТ (Тяжелый Танк, некоторые недоброжелатели расшифровали как "танк
Телегина"). Первые замыслы появились, вероятно, году этак в 34. Проект
появился в начале 36-го. В конце года машину сделали из обычной мягкой стали
(не броневой). Это-то и сгубило и проект, и конструктора. Сам танк был
таким: вес 63,5 тонны (полностью укомплектованный снабжением, но без
экипажа), лоб корпуса 150 мм (наклонные листы), борт 100 мм (тоже
наклонные), башня 150 мм целиком, по форме башня напоминает половинку груши,
при этом сидит на погоне столь плотно, что снарядом или пулей ее заклинить
не может (возможно, что я немного напутал, вероятнее, что она немного
погружена в погон). Как забронированны крыша и дно не помню, но тоже,
наверно, не слабо. По защите этот танк (с учетом того, что
предполагалось использовать крупповскую цементированную броню) превосходил и
ИС-2, и "Тигров". Стоит учесть и впервые примененный низкий силуэт танка.
Вооружение: морская 130-ка со стволом в 40 (или даже чуть больше)
калибров (предполагалось, что это орудие даст машине возможность поражать
танки с броней 200 мм на расстоянии свыше полутора км; был разработан еще
проет "штурмогого" танка со 152-мм пушкой для прорыва особо
сильноукрепленных долговременных оборонительных линий), а поскольку для
танка было взято
морское орудие, то недолго думая и прицел был взят морской с минимальными
изменениями - а это давало возможность более эффективной стрельбы по
подвижным целям, строенные с ней 35-мм автомат (тот же, что его брат
предполагал использовать на самолетах, предназначался для стрельбы по
слабозащищенным целям вроде танков того времени и автотехники) и пулемет
калибра 12,7 мм, три пулемета ДТ (7,62 мм), один крупнокалиберный пулемет
как зенитный. Интересная особенность танка (по крайней мере для того
времени, сейчас так, наверно, все танки делают) - ось вращения башни
проходила через центр тяжести башни и центр тяжести танка. То есть он с
равным успехом мог стрелять в любую сторону, причем благодаря стабилизаторам
даже на ходу!
Двигатель дизель 1200 л. с. (спецзаказ, не был доведен по причине
прекращения работ, возможно, имел что-то общее с В-2, который потом ставили
на все танки), скорость 45-50 км/ч, широкие гусеницы обеспечивали удельное
давление на грунт 0,75 кг/см2 (для сравнения: у
непревзойденного по проходимости Т-34 - 0,65, у иностранной техники более
1,1), структуру ходовой части (подвеска, схема опорных катков) не помню -
тогда просто не обратил на это внимания.
Боеукладка: 60*130мм, 250*35 мм (лента), на строенный с ними пулемет
400 патронов, на зенитный 600, на каждый ДТ по
750 (по три ленты).
Экипаж 6 человек.
Некоторые особенности танка: очень высокая удельная мощность, низкое
давление на грунт, низкий силуэт, технологическая простота (Телегин
предполагал танк для крупносерийного производства, а не для штучного, каким
был Т-35, для этого все бронирование, кроме башни, было из плоских
бронеплит, соединенных сваркой, кое-где укрепленное накладками. Все, что
можно, делалось предельно упрощенным). Из недостатков необходимо отметить
тесноту боевого отделения, но этим страдали все советские танки, в том
числе и Т-34.
Предполагалось, что этот танк выдержит расстрел из танковых и
противотанковых орудий того времени и неспециализированных орудий калибром
до 100 мм на всех дистанциях, а из тяжелых (76-130 мм) противотанковых!
орудий, на разработке которых он настаивал, на дистанциях до 500 м! Для
сравнения: "Тигры" горели от ударов 76 мм дивизионных пушек ЗИС-3, не
предназначенных специально для противотанковой борьбы, причем на солидных,
до километра, дистанциях. Это-то проект и сгубило - макет танка (на
первичные испытания был выставлен не полноценный танк, так как опытный цех
серийного завода не мог изготовить бронеплиты требуемой толщины и уж тем
более башню, а его макет из мягкой стали, с авиадвигателем мощностью менее
1000 л.с., так как основной дизель не был еще готов, вместо 35-мм
автоматической пушки поставили неавтоматическую 37-мм серийную) выдержал
расстрел из 45-мм противотанковых пушек с дистанции 500 м, но когда по нему
вдарили из 76 мм Ф-22 (ее ствол, наложенный на лафет противотанковой пушки,
и стал ЗИС-3) он, естественно, не выдержал - сталь-то не броневая! На носу
был 37 год, так что дальше все понятно - совершенно логичных доводов
конструктора никто слушать, понятное дело, на суде не стал, да и вряд ли
судьи бы поняли разницу. Остатки танка отправили в переплавку.
Собственно, все без исключения танки мира вплоть до 44 года для этого
чудовища были бы мишенями, причем совершенно беспомощными. Известно, какой
ужас наводили на немцев КВ, а ведь у них-то броня была вдвое! тоньше и пушка
куда слабее.
Сам Телегин предполагал использовать свой танк не только для прорыва
обороны противника, но и для танкового боя. Особо грозным этот танк был во
встречном бою - ведь он был неуязвим, а разить врага (танки середины 30-х)
он мог, по сути, пулеметным огнем (по принципу, конечно - 35-мм автомат
давал 250 выстрелов в минуту, хотя на короткой дистанции и крупнокалиберные
пулеметы пробивали броню до 25 мм), а на дальних дистанциях мог разбивать
танки вдребезги даже не рискуя получить ответ. Для укомплектования танковых
корпусов он предполагал 1 дивизию ТТ и две дивизии средних танков. ТТ должны
были проделать в обороне брешь и потом помочь пехоте расширять прорыв, а
средние танки двинуться в тылы врага и выйдя на оперативный простор,
действовать на окружение группировки противника. То есть в данном случае не
военные диктовали бы характер техники под свои планы, а инженеры диктовали
бы тактику, причем передовую, исходя из возможностей техники! В ту войну,
как правило, так и было. Другое дело, что нередко реальные возможности
техники допускали такое использование ее, какое и не снилось ее создателям.
Единственное, что меня смущает, так это то, что в 41-ом снаряды этого
монстра пробивали бы немецкие танки навылет. Впрочем, думаю, им от этого
было бы не намного легче - скажем, применили бы вместо бронебойных фугасные
снаряды, и Pz-шки бы просто в клочья разносило. Кстати, на испытаниях (где
только пушка у танка и была штатная - 130 мм) такими снарядами и стреляли по
танкам (были еще стрельбы по бронеплитам разной толщины на разных
дистанциях, где подтвердилась грозная мощь танка). На дистанции 5! км
полтора десятка (точное число не знаю) мишеней (списанные танки БТ, Т-26 и
прочая подобная мелочь) все были разбиты примерно 24-26 выстрелами (в
исходной статье было написано "два с половиной десятка"), причем
танки-мишени разламывало на части.
Короче, танк был очень и очень солидный, и очень жаль, что не пошел в
серию. Хотя, конечно, не исключено, что у него были и какие-то серьезные
недостатки. Но у какой новой машины их нет? ее просто надо довести до ума...

2) Средний танк. Остался, увы, на бумаге.
Кратко характеристики: лобовая броня 80 мм, борта 60, башня целиком 80,
дно и крыша не помню, вся броня наклонная, конфигурация башни такая же, да и
внешне этот танк был очень похож на ТТ, что вполне естественно и, пожалуй,
даже полезно - поди угадай, с кем имеешь дело! Вес 34-34,5 тонны. Дигатель
800 л. с. (ослабленная модель того же дизеля, что и на ТТ), скорость 65
км/ч, удельное давление 0,65 (как у Т-34). Вооружение: 85-мм пушка со
стволом 55 калибров (должна была пробивать на расстоянии1,5 км броню 100 мм
под углом 45 градусов), 2 пулемета ДТ, боеукладка 100 снарядов и по 1000
патронов на пулемет. Экипаж 5 человек.
Сравните-ка с КВ! Ну-ка, угадайте, кто кого? Правильно... А КВ был
тяжелым танком... Что с ним было бы, встреться он с ТТ? Жутко даже себе
представить...
Сравнение этого проекта среднего танка более полезно с эквивалентным ему
по классу танком Т-34, особенно с модификацией Т-34-85, которая появилась
лишь в 44-ом. У "тридцатьчетверки" масса 32,5 тонны, но броня 45-90 мм (90 -
только лоб башни), пушка того же калибра, но слабее, один пулемет, и экипаж
4 человека. Удельное давление должно было быть уже выше укзанного выше
значения - оно относится к танку образца 40 года, а тот весил 26 тонн.
Достоинства и недостатки у этого проекта те же, что и у ТТ, но этот танк
имел то преимущество, что укладывался в свою весовую категорию (20-40 тонн),
тогда как ТТ из своей выпал, хотя и не сильно: 60 тонн - предел веса танка,
так как иначе его нельзя было бы перевозить по ЖД (а из 63,5 тонн веса ТТ
тонны 2-2,5 приходилось на боеприпасы и топливо).
То есть это проект идеального для того времени среднего танка - сильно
вооруженного, хорошо защищенного, быстроходного, с хорошей проходимостью. Не
исключено, что Кошкин знал об этом проекте и на него ориентировался при
проектировании того же Т-34.

3) БТВП - бронированный транспортный вездеход для пехоты. Попросту говоря,
БМП. Тоже, увы остался на бумаге. А армии он был необходим до зарезу...
Характеристики: вес без людей 16 тонн, лобовая броня 30 мм, борта и
корма 20 мм, рассчитан на 20 человек, из них трое - экипаж. Двигатель тот
же, что и на среднем танке, но скорость до 90! км/ч, а удельное давление на
грунт 0,5 - по проходимости ему не было равных. Вооружение: 45-мм автомат на
базе стандартной противотанковой пушки (но цели совсем другие - огневая
поддержка в наступлении и подавление огневых точек, а не противотанковая
борьба - ведь Телегин предвидел будущую толстобронность танков), спаренный с
ним крупнокалиберный пулемет, пулемет ДТ в лобовом листе и крупнокалиберный
зенитный пулемет (еще одна полезная новинка - даже на марше
пехота/мотопехота не беззащитна от авиации). Поскольку на БТВП возлагались
еще и функции танка сопровождения, то была предусмотренна возможность
быстрого усиления брони - перед вступлением в бой на машину можно было одеть
"намордник" из 50-мм брони, закрывающий лоб корпуса и башню, доведя толщину
лобовой брони до 80 мм, причем сделать это можно было даже вручную, хотя
удобнее это было делать, конечно, с помощью подъемного крана. Никакого
крепления, кроме нескольких зажимов, не предусматривалось - в этом не было
необходимости. Кстати, "намордник" был на некотором расстоянии (несколько
сантиметров) от основного корпуса, и в случае необходимости можно было
поменять только пробитый "намордник". Правда, Телегин раскатал губенки,
чтобы оснастить всю Красную Армию такими машинами... Мечтатель!

4 ) Самоходки. На базе вышеперечисленных машин предполагалось делать САУ.
Для этого планировалось разработать на основе шасси танков 2 типа
стандартных шасси для тяжелых (130-мм и 152-мм пушки, 203-мм гаубицы и
пушки) и средних самоходок (100-мм пушки, 122-мм, 152-мм гаубицы). Они
должны были быть больше по габаритам (длиннее) и слабее бронированны, чем
танки, зато возить большой запас снарядов. Кроме этого вооружения каждая
должна была нести крупнокалиберный зенитный пулемет. Конфигурация их больше
напоминала СУ-76 и современные самоходки, чем самоходки военной поры. Только
на базе среднего танка планировалась самоходка-истребитель танков с особо
мощной длинноствольной 100-мм пушкой и сильной (до 100 мм) лобовой броней,
ее конфигурацию Телегин и выбрал за образец при разработке СУ-122 в 42 году,
эта схема и стала классическойдля военных самоходок. На базе же БТВП
планировалось без особых переделок выпускать ЗСУ с 2 парами 35-мм автоматов.
Самоходки, согласно планам Телегина, должны были составить до 50%
артиллерийского парка РККА! Неслабо...
Кроме того, известно, что он планировал построить штурмовую самоходку.
Это должен был быть монстр весом более 100! тонн, с лобовой броней 300 мм и
бортами по 150 мм, с 254-мм орудием со стволом около 30 калибров, для
разрушения особо прочных долговременных фортов на прямой наводке. Запас
снарядов, кстати, всего 10 штук. Но на прямой наводке мало не покажется.
Только как возвращаться? Задом наперед? Наверно...

Такие вот были планы и проекты. Очень жаль, что ни одна из этих машин не
появилась на полях Великой Отечественной, а ведь они могли бы коренным
образом изменить ее ход, и уж во всяком случае заметно уменьшить потери
наших танковых войск. Тем более что их можно было запустить в серию еще в
37-38 годах... Немцам и особенно финнам тогда не позавидуешь. Но
конструктора отправили "загорать", а проекты сгубили. Печально все это...

SSS

С уважением ФВЛ