>>Ну в общем - да. Закон сохранения энергии был придуман людьми как инструмент познания окружающего их мира (звучит-то как).
>
>IMHO, неверно звучит. Закон созранения энергии был (как закон) введен тогда, когда самая что ни есть практика показала, что не получается создать вечный двигатель, да и появился этот закон только "вчера". И не a priori, а a posteriori.
>И что следствия на основе этого закона позволяют "правильно" описывать действительность, что опять-таки подтверждается не логическми умозаключениями, а только и единственно практикой.
Я решил в качестве ответа на эту часть Вашего сообщения изложить свою точку зрения на связь между объективной реальности и моделями этой реальности. Просто изложить, без претензий на то, что Вы в итоге нашего обсуждения ее примите. Я считаю полезным в своей деятельности исходить из этой точки зрения, а Вам в Вашей деятельности, может быть, гораздо целесообразнее пользоваться той, которой сложилась у Вас.
Дело в том, что когда я только начинал изучать физику (точнее где-то в последних классах школы и на первом курсе университета), я руководствовался приблизительно такой же точкой зрения как и Вы. Во всяком случае мне бы наверное показалось странным утверждение о том, что закон сохранения энергии (ЗСЭ) - это не установленный из опытов факт, а придуманный иструмент познания. Тем более, что так к нему предписывала относится и марксистско-ленинская философия (я, кстати, сейчас очень рад, что был в свое время вынужден ее изучать). Однако, по мере дальнейшего изучения физики, особенно в процессе усвоения курсов теоретической физики, такой простой взгляд на ЗСЭ стал казаться мне несколько примитивным. В частности потому, что я узнал про теорему Нетер, которая, показывая, что ЗСЭ - всего-лишь следствие однородности времени, несколько приуменьшала (для меня, по крайней мере) его значение в физике. Вместо него и (релятивистских) законов Ньютона на первое (по фундаментальности) место выходили свойства симметрии пространства-времени. Потом я прочитал статью Седова, посвященную Копернику, в которой явно были описаны некоторые черты другой точки зрения, о возможности следования которой я стал уже догадываться, исходя их своей практики решения физических задач. И наконец купил книгу "А.Пуанкаре, О науке", в которой все принципы этой точки зрения были подробно разжеваны.
Суть этой точки зрения можно выразить словами Пуанкаре о том, что ЗСЭ и законы Ньютона относятся к таким законам, которые следуют и были получены из опыта, но, будучи взяты на вооружение, не могут быть никаким опытом опровергнуты. Действительно, пусть проведен опыт, который показывает, что эти законы не выполняются. Тогда вместо того, чтобы отказаться от этих законов, исследователь считает, что эти законы остаются верными, а иллюзия их нарушения вызвана новой формой материи, которая обнаружена в этом опыте. Эта материя обладает своими энергией и импульсом, которые и нужно добавить в ЗСЭ и во второй закон Ньютона (который есть не что иное, как уравнение баланса импульса), чтобы они оставались верными. Затем ставятся новые опыты, при помощи которых устанавливается, как энергия и импульс этой новой формы материи связаны с ее параметрами. Приблизительно по такой схеме были установлены законы, описывающие эволюцию электромагнитного поля (новой, по сравнению с веществом, формы материи). Я думаю, что эта схема хорошо поясняет, что я имею в виду, называя ЗСЭ инструментом познания.
Пуанкаре в одном из своих трактатов, составляющих в переведенном на русский язык виде книгу "А.Пуанкаре, О науке" утверждает, что окружающий мир можно объяснить бесконечным числом способов, из которых нужно выбрать наиболее удобный для человечества. Он считает, что ЗСЭ и законы Ньютона именно потому были приняты человечеством, что они оказались удобны именно для людей. Он приводит пример фантастической цивилизации (амебообразные существа, живущие в очень вязкой (типа глицерина) жидкости). Он считает, что такая цивилизация на основании опытов пришла бы к закону, (чисто спекулятивно выведенному Аристотелем) в котором сила пропорциональна скорости, а не ускорению. Этот закон был бы для этих существ более удобен, и никакой опыт не мог бы его опровергнуть, даже если бы они и вышли (в каких-нибудь аппаратах) на воздух в процессе своего развития. Они бы придумали поправки к этому закону, чтобы описать движение своих аппаратов в воздухе - им бы это было удобнее, чем полностью менять уже аппробированные в их среде физические законы (по крайней мере на начальном этапе освоения воздушного пространства).
Кстати, общая теория относительности (ОТО) как раз и представляет собой отказ от ЗСЭ и (релятивистских) законов Ньютона. В этом и заключается смена воззрений, обсловленная ее возникновением. Принято считать, что следовать ОТО удобнее, чем придумывать поправки к Ньютоновской теории гравитации (в которой гравитация не связывается с искривлением пространства-времени, а описывается существующим в неискривленном пространстве-времени полем подобным электромагнитному), которые делают ее релятивистски инвариантной и, в то же время, позволяют описывать наблюдаемые явления. С этим, кстати, не все согласны (например, Логунов).
Итак, основной тезис точки зрения, которой я (и не только я) придерживаюсь - это утверждение о том, что при выборе физического мировоззрения, т.е. при выборе физических постулатов следует исходить из соображений удобства математического описания физической реальности. И эти соображения могут изменятся по мере развития человечества.
>Я имею в виду вот что. ЗСХ как модель, модно сказать, "изолирован", т.е. человек как форма материи :) всегда упрощает картину и разбивает на части. Но сам факт превращения энергии из одной формы в другую говорит о некотором "единстве".
Стремление к "единству", кстати, тоже можно рассматривать как стремление к некоторому удобству. Но ЗСЭ - не единственный путь достижения такого удобства.
>Но если принять допущение этого единства мира, а также логическое единство моделей (подтверждаемых с определенной точностью практикой), то, рассуждая "философски", мы придем либо к чисто детерминированному миру, либо к чисто вероятностному (квантовому). Насколько я понимаю, физика сейчас приняла второй вариант, в котором детерминизм - частный случай, не более.
На мой взгляд, с детерминизмом все намного сложнее. В квантовой механике (КМ) считается, что если не проводить измерения параметров квантовомеханической системы, то ее волновая функция (ВФ) меняется вполне детерминированно, т.е., если известна ВФ для некоторого момента времени, то уравнения КМ позволяет получить ВФ для любого момента времени. И лишь процесс измерения какого-либо параметра нарушает этот детерминизм. В процессе измерения система переходит в состояние, соответствующее тому значению измеряемого параметра, которое показал прибор (редукция ВФ). А вероятность того, что прибор покажет то или иное значение, определяется ВФ, которая была у системы до измерения.
>Если это так, то в этом мире нет места унивесальным детерминированным законам, в том числе 2ЗТ и ЗСЭ. Которые справедливы только при определнных допущениях. Законы справедливы, я имею в виду, а не их "человеская" форма пригодна/удобна для построения моделей. :)
Название "детерминированные" вряд ли подходят для этих законов. ЗСЭ не нарушается и в КМ и, в том числе, при измерении, когда, как я уже отметил выше, происходит нарушение детерминированности эволюции. А второй закон термодинамики (2ЗТ) с точки зрения статистической физики это просто стремление стохастической (на микроуровне) системы к такому макросостоянию, которому соответствуют максимальное число микросостояний, т.е. системы, к которым можно применять 2ЗТ, на микроуровне недетерминированы (поскольку стохастические, т.е. проходящие в них процессы на микроуровне случайны).