Извиняюсь, что долго не отвечал. Интересную Вы тему подняли касательно «фальсифицируемых» и «нефальсифицируемых» относительно эксперимента законов. Пытался я что-то путное на эту тему поразмышлять, но пока ничего толкового не «кристаллизовалось». Так что приведу (ниже) гул в моей голове на эту тему. Очень, очень интересно.
Но прежде всего мне очень приятно, что непонимание наше было терминологическим, и, насколько я понимаю, говорили мы об одном и то же применительно к пониманию «закон», «модель» и даже «реальность» . Впрочем, форумный стиль общения способствует таким накладкам.
Перед переходом к самому интересному – несколько реплик по затронутым темам.
Если понимать (как это делаете Вы) под «удобностью» «отобранность и апробирование практикой», то такую трактовку Пуанкаре, конечно, можно сблизить с диаматом. Но мне кажется, что обычно люди (и физики, и философы) все-таки под «удобством» понимают чисто субъективную оценку. «Мне удобно». Хм. Хотя можно понять так – сижу я в этом кресле последние ...цать лет (отобрано и апробировано практикой ) – стало быть, удобно. Забавно, насколько различным образом можно понимать термины.
Что я понимаю под «истинностью». Вообще-то никакого особо возвышенного смысла я этому термину не придаю (по краней мере, применительно к физике и философии, а не «идеологической борьбе» ). Во всех своих смыслах «истина» связана с поиском того, «что происходит на самом деле». Т.е. к оценке «погрешности» между моделью и ожидаемым в процессе проведения «эксперимента» результатом.
Впрочем, иногда приходится использовать «истину» просто как синоним для «правда».
>>Интересно, на каком основании Вы заявляете, что Земля вращается вокруг Солнца (если заявляете, конечно :))?
>Сидя в отправляющемя поезде и смотря в окно, Вы на каком основании считаете (если считаете), что движется поезд, а не платформа?
С платформой все просто – я ЗНАЮ на основании предыдущего опыта, что платформа двигаться не должна и не будет – слишком маловероятно, что она, сохраняя целостность, поедет мимо стоящего поезда по причине, например, оползня грунта. Этого знания вполне достаточно на практике для принятия правильного решения о том, что движется – платформа или поезд, которому бог, машинист и расписание велели двигаться.
Интереснее вопрос, если два поезда стоят рядом, и больше ничего не видно. Тогда я не могу принять решения, если мой вестибулярный аппарат (или что там у человека за это отвечает) не «почувствует» ускорения, которое, в отличие от скорости, не относительно, а абсолютно. В физическом, а не математическом смысле. Если же я ускорения не почувствовал, то не потому, что его не было, а потому, что чувствительность «датчика» была недостаточна. И для принятия решения нужен дополнительный «эксперимент» - например, наблюдение за поведением заведомо неподвижных относительно рельсов предметов.
Другими словами, отличить, какой поезд движется, так или иначе можно. Это значит, что принять «истинное» решение совокупность экспериментов позволяет, причем однозначно. Но это не значит, что такие эксперименты поставить просто (ничего неподвижного не видно, поезд трогается так плавно, что нарушения состояния моего тела, вызванные движением МОЕГО поезда, не отлавливаются наличными «датчиками»).
Теперь возьмем Вашу фразу:
>Суть этой точки зрения можно выразить словами Пуанкаре о том, что ЗСЭ и законы Ньютона относятся к таким законам, которые следуют и были получены из опыта, но, будучи взяты на вооружение, не могут быть никаким опытом опровергнуты. ...
>
>Пуанкаре в одном из своих трактатов, составляющих в переведенном на русский язык виде книгу "А.Пуанкаре, О науке" утверждает, что окружающий мир можно объяснить бесконечным числом способов, из которых нужно выбрать наиболее удобный для человечества. Он считает, что ЗСЭ и законы Ньютона именно потому были приняты человечеством, что они оказались удобны именно для людей. ...
Если принять положение о не-опровержении НИКАКИМ опытом (это явно не относится к случаю с поездами), да и к движению планет тоже (я отдаю себе отчет, кстати, что мы говорим сейчас о релятивизме результатов применения законов, а не о релятивизме самих законов), то получается, что есть абсолютно неотличимые – с точки «истинности» - различные модели действительности. Например, система Коперника и система Птолемея.
И опять-таки, возможно, что Пуанкаре имел в виду ТОЛЬКО законы Ньютона. Я вполне допускаю, что в рамках даже не классической механики, а только и исключительно законов Ньютона, нельзя отличить путем «разрешенных» этими законами наблюдений эти две системы и, следовательно, узнать, что на самом деле вокруг чего вращается. А если привлечь что-то «со стороны», из другой области физики, то проблема будет решена. Можно трактовать и так.
Из слов Пуанкаре также не ясно, есть «реальность» или нет. В самом деле, есть только эксперимент и обобщение эксперимента в сознании. Если можно построить абсолютно равномощные, но принципиально различные (не сводимые друг к другу в рамках принятых допущений) модели, то мы должны остановиться только и исключительно на наших ощущениях. Можно, конечно, признать что-то существующее, но принципиально непознаваемое за пределами этих ощущений. Так философы и поступали. В этом смысле взгляды Пуанкаре вряд ли можно согласовать с диаматом.
Плюс субъективный термин «удобство». Вот и получается прочная основа для непонимания.
В общем, лучше по поводу позиции Пуанкаре не домысливать, а спрашивать самого Пуанкаре. А поскольку это невозможно, то вопрос а «что по этому поводу считал Пуанкаре?» при отсутствии явного ответа в его трудах следует считать риторическим.
Теперь можно перейти к главному IMHO блюду.
>>>Суть этой точки зрения можно выразить словами Пуанкаре о том, что ЗСЭ и законы Ньютона относятся к таким законам, которые следуют и были получены из опыта, но, будучи взяты на вооружение, не могут быть никаким опытом опровергнуты. ...
>>Вы взяли ЗСЭ и законы Ньютона - как пример. Но совершенно ясно, что это можно сказать про ЛЮБОЙ закон, которым оперирует наука - не думаю, что у Вас будут возражения.
>Например, про законы Гука (упругость), Фика (диффузия), Фурье (теплопроводность) и про многие другие это сказать ни в коем случае нельзя.
То есть Вы ввели/предположили, что законы (как модели) делятся на две группы – в принципе неопровергаемые никаким опытом, и опровергаемые тем или иным образом. Честно говоря, мне непонятно, на основании чего произведено разделение. По степени универсальности? По прикидкам «на глаз»?
Понимаете, если это так, то здесь должна быть какая-то фундаментальнейшая граница. Не обязательно четкая и легко определяемая, но должна. Причем, если оставаться на почве науки, она должна быть объективной. Здесь не пройдет «граница» между «горсткой песка» и «кучей песка» - эта граница есть, но она субъективна.
В общем, очень мне было бы интересно, если бы Вы смогли поотчетливее обосновать такое разделение на «агнцев» и «козлищ».