|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Кактус
|
|
Дата
|
25.09.2015 08:14:44
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: греки как...
>>У меня предложение попытаться немного разобраться вглубь с несколькими темами по Греции на греческом же материале (прежде всего). как на исходнике
>>1) С демократией, от древней (полисной) до своременной
>
>Начнем с того что считаем началом — с греческой демократии.
>Демократическое устройство общества было введено в Афинах сверху царем Солоном по предложению представителя торговой олигархии Клисфена. Источник демократии — царь, а не народ. Когда царь понял куда завели реформы, он сразу помер и дело заканчивал Клисфен. О том что Солон выступал с танка и в пьяном виде дирижировал военным оркестром историки не упоминают.
...
>1. Демократия
>Необходимость введения демократии была вызвана кризисом первобытного родового общества и переходом к полисному рабовладельческому обществу. Никаких идеалов, только бабки.
>Старейшие роды Афин были крупными землевладельцами и обращали в рабство за долги своих безземельных соотечественников. Их правление угрожало социальным взрывом и сносом царя. Попытки властей предотвратить взрыв они блокировали. Торговая олигархия которая разбогатела на морской торговле иностранными рабами была заинтересована в продвижении своего товара и уменьшении политического веса земельной аристократии. Она требовала запретить обращение в рабство греков, потому что незачем пользоваться товаром местного производства когда мы предлагаем импортный товар получше. Не хотели, мерзавцы, поддерживать отечественного производителя. Другое требование — допустить к управлению государством народ т.е. себя. Речь шла не о народовластии, а о передаче власти от неэффективных рабовладельцев к эффективным рабовладельцам.
>Демократия Солона — механизм формирования новой аристократии взамен старой.
я тоже люблю Воннегута и красивые древние байки
Есть еще история как наука и в ней разделы. вернадский. например, утверждал, что необходимо каждый раз заново обращаться к истории(науки) в новых условиях, потому что в ней внезапно начинаешь видеть то, что раньше пропускал ( я в последней презентации это взял эпиграом). Причем это касается не лично меня, а всех, все не видели. Такой вот феномен истории (чего-то)
Но некоторым мерзавцам недобитым идеалистами советским ученым удалось наработать кой-чего, что в других случаях не наработали. Типичным примером являются поздние советские книжки вроде той про Культ императора в Японии, который мы обсуждали
Ничего подобного такой раюоте мне больше не попадалось.
Дальше начинается слитный вой всех вместе, что "япония прирожденно императорская форма правления банзай кишки вон" и пр др
Поэтому я предлагаю кроме баек(они нужны)почитать историков. Не Аристотелей, гомеров и философов,не филологов тем более (все античники сейчас филологи) а сначала - ЧТО ТАМ БЫЛО ТО на самом деле?
Это долго,возится с ИСТОЧНИКАМИ, приходится читать хрестоматии. "Анабасис" я не читал, например. А надо бы
Э. Д. ФРОЛОВ
РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО
ПОЛИСА
Издание второе 2003
публикуемая вторым изданием книга проф. Э.Д.Фролова —едва ли не единственное в отечественном антиковедении обобщающее исследование, посвященное ключевой проблеме античной истории — рождению полиса, т.е. формированию того типа социально-политической организации, который
стал определяющим для классической древности, для древнегреческого общества в такой же степени, как и для римского. Автор предлагает целостную реконструкцию процесса становления полиса
глава 1
ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ
И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
слово «полис» стало обозначать и государство, поскольку в классической древности оно практически совпадало с городом и контролируемой им территорией, и даже —и это, с точки зрения существа античной цивилизации, самое главное — коллектив граждан, представляющий это государство и совпадающий с ним.
Представление о полисе как о суверенном коллективе граждан, как о гражданской общине, опирающейся на город и воплощающей в себе государство, эмпирически пролагало себе путь уже и в ранней греческой литературе. Так, уже на заре новой греческой цивилизации и, несомненно, в русле проложенного ею нового ценностного отношения к человеческой личности и гражданскому сообществу у лесбосского поэта Алкея находит отражение мысль о решающем значении в государстве не городских стен и башен, а ополчения сограждан
Позже, в собственно классическое время, в период расцвета полисного строя, мысль, что полис —это в первую очередь гражданский коллектив или совпадающее с ним гражданское ополчение, становится всеобщим убеждением. Мы находим ее у Софокла в трагедии «Эдип- царь» (429 г. до н.э.), в сцене пролога, в словах фиванского жреца
Еще отчетливее это представление выступает у Фукидида, когда он перелагает речь, с которой Никий
обращался к афинским воинам накануне вынужденного отступления от Сиракуз (413 г. до н. э.). Афинский полководец уверял, что если им удастся спастись, то, несмотря на все материальные потери, они суме
ют восстановить могущество своего города: «Ведь город — это люди, а не стены и не корабли без людей "
Но самым, быть может, убедительным подтверждением распространенности такого взгляда было практическое, при случае, следование ему, как это видно на примере знаменитых Десяти тысяч — греческих наемников, участвовавших в попытке Кира Младшего свергнуть с престола персидского царя Артаксеркса II (401 г. до н.э.). В изображении Ксенофонта, очевидца и участника этих событий, оставившего великолепное их описание в специальном сочинении «Поход Кира» («Анабасис»), наемное греческое войско без труда, когда это понадобилось, конституировалось как полис sui generis. Оставшись послегибели Кира и предательского захвата персами греческих военачальников совершенно одни, в чужой стране, в окружении враждебных им войск и народов, наемники не растерялись и сумели сорганизоваться и пробиться именно потому, что они ощущали и вели себя как самодеятельный коллектив, вполне способный к самостоятельному существованию даже при отсутствии обычных материальных оснований — земли и города. Впрочем, этот кочующий полис в любой момент мог стать полисом оседлым, стоило только наемникам закрепиться в каком-либо облюбованном ими для поселения месте.Ксенофонт был во время обратного похода практически единоличным командующим,
вернемся к интересующему нас сюжету — к определению полиса как гражданской общины прежде всего. Несколько позже такое понимание полиса стало нормою и получило теоретическое обоснование.
Это случилось в позднеклассический период (IV в. до н. э.), когда мир греческих полисов стал клониться к упадку и наряду с обычной городской республикой все решительнее стали заявлять себя новые политические формы и единства—возродившиеся тирании, федеративные объединения и особенно территориальные державы с монархическим навершием, оттенявшие своим усложненным строением простые черты древних гражданских общин, создававшие таким образом необходимый фон и условия для выявления и определения существа традиционного полисного строя. Во всяком случае, не случайно, что именно тогда политической мыслью древних были предприняты наиболее результативные попытки в этом направлении. В особенности велик был вклад, сделанный Аристотелем, крупнейшим философом позднеклассической поры, чье творчество подвело итог более чем двухвековой работе греческой философской мысли. В Аристотеле полис нашел подлинного своего теоретика, который в «Политике» глубоко раскрыл историческую и социальную природу этой древней общественной организации
...
>Демократия существовала только в момент своего создания. Это переходный процесс, а не устойчивое состояние.
В. А. Ацюковский, Б. Л. Ермилов
Краткий политологический толковый словарь
Демократия
- (власть народа) - форма политической власти, основанная на признании народа в качестве ис-
точника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан
достаточно широким кругом прав и свобод.
В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры
господствующего класса. Отличиями демократии от других форм государства являются: подчи-
нение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и со-
циальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство
закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между деклари-
руемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая 33
демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и соз-
нательной самодисциплины трудящихся.
Демократический централизм
- сочетание полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности их руково-
дящих органов и их подотчетности массам с централизацией - руководством из одного центра,
подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов общим
в борьбе за достижение поставленной цели