От Кактус Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 23.09.2015 11:43:33 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: греки как...

>У меня предложение попытаться немного разобраться вглубь с несколькими темами по Греции на греческом же материале (прежде всего). как на исходнике
>1) С демократией, от древней (полисной) до своременной

«Я спросил шофера, кто такие «сто мучеников за демократию». Мы как раз проезжали бульвар, который так и назывался - бульвар имени Ста мучеников за демократию. Шофер рассказал мне, что Сан-Лоренцо объявил войну Германии и Японии через час после нападения на Перл-Харбор. В Сан-Лоренцо было призвано сто человек - сражаться за демократию. Эту сотню посадили на корабль, направлявшийся в США: там их должны были вооружить и обучить. Но корабль был потоплен немецкой подлодкой у самого выхода из боливарской гавани.
- Эси рюди, сэр,- сказал шофер на своем диалекте,- и быри сито мусеники за зимокарасию.
- Эти люди, сэр,- означало по-английски, - и были «Сто мучеников за демократию».

Колыбель для кошки

Для иллюстрации моего отношения к демократии есть анекдот поновее, чем цитата из Воннегута. Посреди хорватского приморского городка стоит памятник двум десяткам местных жителей погибшим за свободу и демократию. Бывший на том же курорте житель Загреба, мой ровесник, который учил в школе русский язык, пояснил за что же они сражались, что такое свобода и демократия.
Диалог звучал примерно так:
- Эти курорты построили сербы. Наши парни дрались за эти курорты, чтобы самим стать хозяевами и никогда больше не работать. А потом приехал русский из Одессы и все скупил.
- Как зовут этого русского?
- Рабинович.
- Да, у русских иногда странные фамилии.

Читать Штрауса долго, поэтому предлагаю просто потрындеть.

Сначала уточним, что несмотря на похожие слова понятие демократии несколько раз изобреталось заново. Например, классическая буржуазная демократия полностью придумана Монтескье. Все отсылки к древним образцам — всего лишь реклама.

Начнем с того что считаем началом — с греческой демократии.

Демократическое устройство общества было введено в Афинах сверху царем Солоном по предложению представителя торговой олигархии Клисфена. Источник демократии — царь, а не народ. Когда царь понял куда завели реформы, он сразу помер и дело заканчивал Клисфен. О том что Солон выступал с танка и в пьяном виде дирижировал военным оркестром историки не упоминают.

1. Демократия

Необходимость введения демократии была вызвана кризисом первобытного родового общества и переходом к полисному рабовладельческому обществу. Никаких идеалов, только бабки.

Старейшие роды Афин были крупными землевладельцами и обращали в рабство за долги своих безземельных соотечественников. Их правление угрожало социальным взрывом и сносом царя. Попытки властей предотвратить взрыв они блокировали. Торговая олигархия которая разбогатела на морской торговле иностранными рабами была заинтересована в продвижении своего товара и уменьшении политического веса земельной аристократии. Она требовала запретить обращение в рабство греков, потому что незачем пользоваться товаром местного производства когда мы предлагаем импортный товар получше. Не хотели, мерзавцы, поддерживать отечественного производителя. Другое требование — допустить к управлению государством народ т.е. себя. Речь шла не о народовластии, а о передаче власти от неэффективных рабовладельцев к эффективным рабовладельцам.

Демократия Солона — механизм формирования новой аристократии взамен старой. Менялся критерий допуска к управлению государством. Вместо земельной производящей собственности (в площадях) вводился критерий спекулятивного богатства (в деньгах). Из пяти вновь созданных по имущественному признаку сословий только верхние три имели право участвовать в управлении государством и только первая — в формировании высших органов власти. Так называемый народ там и близко не лежал.

Монетизация власти сопровождалась приватизацией государственных монополий, например на обращение в рабство военнопленных. Массовое обращение в рабство происходило только в результате войн. Государство присваивало рабов себе и их руками создавало инфраструктуру (дороги, каналы). Право на получение раба в собственность имела семья потерявшая на войне работника. Работорговцам приходилось самим искать рабов для продажи за морями. Это противоречило главному рыночному принципу — национализации издержек и приватизации прибыли. Поэтому они стали бороться за права человека, в смысле за право каждого грека иметь раба, и победили. Военнопленных стали продавать на аукционах рабовладельцам. Про то что приватизировались государственные земли предназначенные для раздачи беднякам и упоминать не стоит — это закон демократического жанра.

Органы исполнительной и судебной власти формировались жребием. Голосование широко применялось только при принятии решений органами власти, но не при их создании. Важнейшим их этих решений была оценка имущества и допуск в сословие. Еще раз — голосование при принятии конкретных решений и жребий при формировании органов власти. Это радикально отличается от современного взгляда. Для греков было важно правильно сформировать сословия. А кто потом персонально будет управлять — дело десятое. Они понимали классовый характер государства в котором главное — не допустить к управлению босоту, а не фамилия очередного чиновника.

Другая сторона афинской демократии — ее военный характер. Сословия представляли из себя ополчение рабовладельцев буквально по родам войск. Направлено это ополчение было в первую очередь против нищих соотечественников. До реформ Солона большинство греков обрабатывало арендованную землю за плату в 5/6 урожая (5/6 отдавали хозяину земли). Основными источниками рабов до реформ были должники и дети, которых продавали родители так как их нечем было кормить. С развитием частного рабовладения вместо греков землю стали обрабатывать рабы (гастарбайтеры). Греки получили свободу и от рабства, и от работы, и от еды.

На этом спекулировали ораторы выступающие за права греческого народа. Они требовали подушевого распределения доходов от работорговли (тогдашней трубы), раздачи земель беднякам (созданий условий для малого бизнеса), запрета частного рабовладения (незаконной миграции) и прочих глупостей. Называли их демагогами.

Срок полномочий чиновников составлял от 2 до 6 месяцев. Частая сменяемость чиновников обеспечивала устранение ошибок допущенных вследствие политической конъюнктуры и не давала обрастать коррупционными связями. Так бюрократии не давали стать самостоятельной силой. Для того чтобы не засиживались, чиновникам не платили зарплату.

Законодательная власть не изменилась. Законы принимало народное собрание по предложению главы исполнительной власти. Собрание могло принять закон или отклонить. Законодательство менялось редко.

2. Тирания и олигархия

В результате демократических реформ государство стало носить из стороны в сторону. Если движение шло в сторону абсолютной демократии к власти приходила группа олигархов. Олигархи — люди имеющие достаточно денег чтобы инвестировать во власть и получать прибыли от владения властью. Они создавали тотальные свободы для бизнеса, приватизировали все подряд и быстро доводили население до грани голодного бунта. Одновременно они начинали резать друг друга что также не способствовало сохранению государства.

Тогда происходил военный переворот и к власти приходил диктатор. Он страдал популизмом, т.е. пытался сохранить государство — раскулачивал олигархов, отменял приватизационные сделки, раздавал землю беднякам, заставлял богатых делиться прибылями с беднотой через налоги. Действия тиранов были направлены на сохранение рабовладельческого строя. Они пытались перезапустить рабовладельческий строй — вернуть его к началу развития чтобы пройти цикл заново. Вроде бы действовали в интересах рабовладельцев, но всячески ущемляли права человеков (олигархов), поэтому их свергали и история вновь двигалась по кругу. О демократии уже никто не вспоминал — или олигархия или тирания. Остановил этот маятник македонский царь.

Демократия существовала только в момент своего создания. Это переходный процесс, а не устойчивое состояние.