|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Михайлов А.
|
|
Дата
|
25.04.2013 11:32:56
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Проблема альтернативок
Без какой-либо критики в адрес Колганова, замечу ущербность альтернативок вообще.
Создатель альтернативной версии истории исходит из того что мы знаем прошлое, а в отношении будущего строим гипотезы. В действительности мы знаем только свое настоящее, а в отношении и прошлого и будущего выдвигаем гипотезы. Наше послезнание недостоверно потому что наше настоящее диктует нам что в прошлом считать важным, а что — нет. Правильная гипотеза прошлого и правильная гипотеза будущего образуют единую линию и позволяют прогнозировать будущие события. Пример такой единой гипотезы — марксизм.
Спиноза и примкнувшие к нему учат что в начале события имеется масса причин для того чтобы оно произошло. Затем из этой хаотической массы выделяются несколько причин которые вступают во взаимодействие (встреча) и образуют самоподдерживающийся контур внутри которого диалектическое взаимодействие причин, а не причин и следствий, определяют ход дальнейшего развития событий. Например, у капитализма была масса причин. Но только две из них (свободный работник без собственности и ростовщические капиталы накопленные в финансировании колониальных авантюр) соединились и начали воспроизводиться — наращивать капитал и разорять мелких собственников.
Если смотреть на вещи по Спинозе то ход исторических событий после того как контур стал достаточно сильным объективно обусловлен и поменять его невозможно пока он сам себя не исчерпает. Например, для капитализма это исчерпание выглядит как перепроизводство капитала и перепроизводство пролетариата. Классическая альтернативная история «Янки при дворе короля Артура» согласуется со Спинозой — электрическое освещение во дворце устроить можно, а спасти королевство нельзя.
Альтернативная история имеет смыл при отрицании спинозовской версии и признании всей массы первоначальных причин события равнозначными. Тогда человек уже знающий будущее может вмешаться в ход истории и реализовать те причины которые ему нравятся, организовать их встречу. Герой альтернативной истории выступает в роли господа бога для которого объективных законов общественного развития не существует.