>1) Цивилизации/общества не развивались и не совершали революции прогресса по причине недостатка ресурсов. Они просто гибли. Как гибли от голода племена первобытных охотников, гибли цивилизации Древнего Востока из-за физического истощения населения и потерь от войн, как погибла Античная цивилизация, когда не хватило сил на экспансию для добычи новых масс рабов. Качественный "прогрессивный" скачок делается не по причине болезни, скудости или нехватки ресурсов, а по причине найденной возможности качественного роста.
Проблема в том что на ветви естественной необходимости возможность качественного роста проявляется в виде всестороннего кризиса предшествующей системы производства. И наоборот, возможности для нового качественного роста появляются лишь тогда когда по старому жить уже попросту физически невозможно. Собственно это и обуславливает возможность локального фазового перехода — большая старая система слишком слаба чтобы задавить маленький зародыш новой. Так что кризисы закономерны и необходимы. К примеру кризис рабовладения - поток рабов пропорционален границам системы. затраты — площади, при достаточной гладкости. а еще лучше выпуклости границ их протяженность можно оценить линейным размером системы, площадь — его квадратом — получаем нехитрое квадратичное уравнение баланса из которого следует существование предельного размера. Концентрация мощи — отношения потока к затратам - обратно непропорциональна размерам, так что чем больше критический размер рабовладельческой империи. чем она больше и развитиее, тем меньше должен быть варварский зародыш феодализма — бесконечно большая империя разваливается бесконечно малой флюктуацией.
Можно сказать спектр мощностей производственных систем или спектр производительности труда на ветви восходящего отчуждения разрывен. дискретен. А вот на ветви осознанной необходимости он может быть непрерывен — возможности нового качественного роста возникают раньше чем исчерпаются ресурсы действующей системы — линейная форма социализма может хоть до границ солнечной системы распространяться, а возможность обобществления технологий дала знать о себе. когда технономика только только освоила одну шестую часть суши. Поэтому можно опережать кризисы, предугадывать бифуркации и вообще делать катастрофы предметом деятельности, превращать их в инновационный ресурс, как учат Щедровицкий-младший на пару с Переслегиным.