От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Кактус Ответить по почте
Дата 20.02.2008 01:57:40 Найти в дереве
Рубрики Экономика & финансы; Управление & методология; Версия для печати

Re: Немного о...

>>После Шушарина повторять кара-мурзинские байки про традиционное общество как-то просто неприлично.:)
>
>Пятичленка – сознательное упрощение истмата с целью популяризации. Мне кажется более верной другая позиция – рабовладение и капитализм возникли в результате сбоя в развитии, «рокового стечения обстоятельств» и именно в Европе. Это скорее Делез и Валлерстайн, а не Кара-Мурза. И есть две линии развития – нормальное (традиционное) общество и капитализм. Положительные качества капитализма принадлежат не ему, а индустриальному обществу, которое может быть создано и вне капитализма.


Во-первых, давайте-ка различать «пятичленку» им. тов. Сталина , которая действительно была выдумана для того чтобы вложить в голову рабочего в первом поколении представление об историческом процессе, и первые пять чистых эндогенных форм производства и воспроизводства действительной жизни. ЧЭФ это логические этапы становления социальной материи и они носят всемирно-исторический характер, но они никогда не даны непосредственно, а только в гетерогенной совокупности, как критические точки обобществления. Всё вышесказанное в равной мере относиться и к демографическому и к товарному социальным взаимодействиям. Так например какое-нибудь азиатское вполне «традиционное» кастовое общество построено на демографическом взаимодействии — есть ппорфессиональные общины-касты, они воспроизводят работников, обладающих определенной профессией, а особая община — царский род или имперская бюрократия комбинирует труд специализированных профессиональных общин и присваивает создаваемый таким образом прибавочный продукт, затрачивая его либо на свое сверхпотребление, либо на расширение империи — завоевание «варваров» и превращение их в обладающих определенной профессией податных общинников или рабов. Римская империя была устроена точно также, с тем лишь отличием, что антропоток в систему форсируется ценой подрыва воспроизводства населения завоеванной периферии — это позволяет быстрее расширять империю, но выведенное из простых геометрических соображений уравнение баланса (поток пропорционален длине границы, расход — площади) предсказывает крах империи при больших масштабах, если только империя не имеет фрактальную структуру. но это уже территориальное взаимодействие, т.е феодализм. Что касается индустриального общества, общества производящего вещи, средства производства, то это и есть капитализм — господство товарного взаимодействия и вещественного накопления. Советское же, социалистическое общество суть общество уже типологически постиндустриальное — общество производящее не вещи, а процессы — деятельности-технологии. Постиндустриальное общество предполагает в-себе и до-себя общество индустриальное, технологическое взаимодействием имеет своей предпосылкой существование и кризис взаимодействия товарного, однако в силу сильных экзогенных взаимодействий рождение ЧЭФ «планомерность» произошло на периферии мир-экономики, в самом слабом звене империалистических держав — в России 1917 года. Именно эта периферийность происхождения и обусловила мимикрию под индустриальность — приходилось средства производства поднакпливать, однако уже в рамках репродуктивного накопления, в виде создании и роста мощности функций производства разнообразных средств производства. Так что не «роковое стечение обстоятельств», а закономерность, проявленная в случайности.


>>1. Опора сейчас должна идти не сколько на региональные революции, сколько на сетевые поликультурные структуры, обобществляющие технологии. В этом всемирно-историческом действии пролетариата когнитивного надежда пролетариата промышленного и его национальных революций.
>
>Региональные революции, движущей силой которых может выступить сохранившийся промышленный пролетариат, потребуют концентрации усилий сетевой поликультурной структуры когнитивного пролетариата в одном регионе. А до поликультурности нам еще далеко. Как не смогли создать единый фронт во время войны в Испании, так и Чили мировая левая интеллигенция не отстояла, боюсь, что и дальше так будет.

Поликультурная сеть когнитивно-коммуникативных проектов должна содержать в себе в снятом виде такое свойство линейно-диспозитивной сети технологического соисполнения как централизацию - любой ККП может стать мгновенным виртуальным центром сети, синхронизирующим остальные проекты. Так региональная пролетарская революция должна немедленно превратить возглавившую её коммунистическую партию в такой центр, управляющий «подкачкой» технологий из остальных узлов в рожденную революцией техно-систему. На нынешнем этапе развития средств автоматизации деятельности и коммуникаций это возможно. Во времена Альенде этот этап только только начинался, ему еще предстояло вызреть в недрах технологизирующихся корпораций и попыток линейной формы прорваться к инженерии истории. А уж о гражданской войне в Испании и говорить нечего — тогда самым важным было удержать эндогенный прорыв на территории СССР.

>>2.Режим нераспространения тем не мене играет и определенную прогрессивную роль — он служит своеобразным средством против «преступности народов» - развитие производительных сил, создавшее термоядерное оружие привело к кризису эгокультурности и если страны не видят иной гарантии свое безопасности кроме ядерного оружия, то неустойчивость системы нескольких центров силы с вероятностью 1 приводит к конфликту, в котором не будет выживших. Или же эгокультурность будет преодолена.
>
>Я думаю, что ядерное оружие не оружие в обычном понимании, а средство сдерживания. Его вряд ли кто-то решится применить в условиях, когда возможен ответный удар.

Так в том то и дело что ядерное оружие служит средством сдерживания других стран от рассмотрения первой страны в качестве ресурса развития в рамках проекта последних. и если проектов больше двух, то ситуация неустойчива как задача трех тел и самоубийственная бойня становиться практически неизбежной.

С уважением Андрей