От Alex~1 Ответить на сообщение
К Руднев Ответить по почте
Дата 21.04.2008 12:18:23 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: Давайте все-таки...

>если я правильно понимаю, Маркс включает в условия производства массу факторов - географический, климатический, природный, культурный, общественный...

Не совсем верно. Ил совсем неверно. :) Включение географических, климатических и пр. факторов потребовало бы отказа от самой постановки вопроса об унивесальной формации как типе общества. Это о концепции формаций Маркса.
Если говорить о конкретных "реализациях" этого универсального типа - например, капиталистического общества - то, конечно, при рассмотрении данной конкретной реализации и ее ососбенностей географические и прочие факторы учитываются, но очень опосредованно.

> А право собственности - всего лишь частный момент производственных отношений, сложившихся в контексте условий производства.

Право собственности - это суть и основа производственных отношений, а не их "частный момент". Речь, конечно, не о юридической форме. Форма, по Марксу, относится к "надстройке", отношения собюственности - к базису, наряду с производительными силами.

>Вы являетесь частным собственником своей рабочей силы, но осознаете себя таковым лишь тогда когда нуждаетесь в продаже вашей рабочей силы, как единственном для вас способе добыть средства к существованию.

Да.

>Откуда у вас возникло такое право собственности?
>И почему оно легко реализуемо сегодня?

Из развития общественного производства на основе частной собственности. Разделение труда и специализация достигла уровня, когда индивидуальный способ создания готового для продажи (и конкурентоспособного) продукта ушел в историю. Утвердилось господство рынка с обменом, условно говоря, "эквивалентов". Интересно, какие Вы видите иные варианты для не-владельца фабрики, сырья, денежного капитала и пр. и ВЫНУЖДЕННОГО выходить на рынок в качестве покупателя, как не рассматривать себя, как продавцв, причем продавца своей возможности трудиться?
Это, что касается, "необходимости". Теперь о вынужденной "свободе как осознанной необходимости". Не осознавать себя в обществе частных собственником рабом и лузером можно только, считая себя самого "тоже собственником".