так я называю всякую "религию-мифологию" в обобщенном и где-то хорошем
смысле
Ольга сообщил в новостях
следующее:613@vstrecha...
> Привет!
>
привет
> >добавлю сюда близкую тему -про могучую силу сказки
> >Сказка (фантастика) такая как ЗВ , а ранее утопии Ефремовоа и
> >тругацких - великая вещь. В ней была мощная идйеная начинка и
> >даже )достаточно добротная) "метафизика" "для бедных"
>
> > И вовремя почуяли ее (ЗВ) масштаб и значение - идеологи. Потом
подали
> >политикам. Рейгановская "Империя зла" периода окончательной борьбы (и
> >победы) в холоднйо войне и весь антураж "СОИ" уже шел следом сказке
> >Лукаса!. Вот калибр явления
>
> >НИЧЕГО подобного ( в кино в 1970-80х) СССР не создал. А мог бы. И
нужно
> >было
>
> >и сейчас проблема "сказки как метафизики жизни" - остается
>
>
> Дело именно в "начинке" сказки, а не просто жанра как такового.
> Сегодня сказочность (часто в готическом исполнении)как жанр
прихватизирована масскультом. Но бывали времена и получше:
> "Ирония...", "чародеи", "31 июня" - сказки лирические,"Кин-дза-дза" -
сказка "социальная", детские фильмы-сказки про Алису и Электроника -
сказки "футурологические" и т.д. Тут и разнообразие, и содержательность.
>
меня с давних пор инересовал , причем достаточно четко по жанру,а не
вообще, именно феномен Звездных войн, как они случились и что за этим
стоит
Первая б-м аутентичная подробная аналитика пришла с журналом Америка
спустя год после выхода фильма (это 1978), у нас был комплект,тетя
приносила. Сразу же поставила мозги на взвод.
Кино ЗВ и все с ним связанное в Союзе были под
запретом, затем мифологизированы и демонизированы. В большой статье речь
шла совсем о другом (и были вполне раскрывающие "картинку" фильма
большие и красивые иллюстрации)
1 Это НАРОДНОЕ КИНО. А не просто блокбастер Его дружно, в голос высмеяли
и
поносили высоколобые и не очень критики,досталось от них всем, и
единственному крупному актеру(Гиннесу)за то что снялся в нем (роль
мудреца)
2 Это АВТОРСКОЕ КИНО. А не "Голливуд" стандарт. Лукас послал всех кто
ему
мешал и сделал все что он хотел, и судя по его объянениям - у него был
очень сильный мотив экхистенциального порядка. Очень хотелось вкусно
персказать "класкику своего детства". В Америке и кинобизнсе это
абсолютно не аргумент
3 Это "метафизика для бедных", именно выполняющая какие-то сущсевтенные
мирвооззренческие и даже религиозные функции.
(С этим мне удалсь разобраться уже только когда я несколько раз
просмотрел и увидел в этой идеологии джежаев именно полноценную
метафизику, и как это не странно звучит, вполне добротну. "Дапребудет с
тобой сила" и прочий мотив "силы"- это с од.ст.близко самым первым
религиям (космическим в знач степени0, в сдр -современным представлениям
о жизни и космсое(напр концепций Кузнецова и других"энергетиков")
4 и наконец, самое главное для подростков -это полноценно "кино для
меня".
воспитывающее изнутри благодаря всему спектру приемов,ходов, даже
"неяркой" актерской игры"неизвестно каких актеров", скоторыми легче
идентифицироваться зрителю
Люк Скайуокер -это типичнный тинейджер из сабарбии (и даже забавы там
часто
амерско-тинэйджерские - гонки на мотоциклах типа ).принцесса
Лея -никакая не "Фай Родис" из Часа Быка или т.п., а обычная девчонка из
того же пригорода. Это подчеркнуто манерами, речью, "поведенческим
арсеналом" героев. Это правильный ,точный главный посыл.
этого тогда НЕ увидели
И вот спустя почти 30 лет ЗВ начинают объявлять КЛАССИКОЙ КИНО. С
большим отрывом недавно "музыкой всех времен и народов" критики объявили
гимн из ЗВ. Это и вправду не "саундтрек", не "мелодии изф ильма" не абы
что, а победный ГИМН.
Много еще таких любопытных вещей.
Высоколобые проспали в очередной раз важный феномен жизни и
мировоззрения, который по значимости - вклад в эпохальную Победу
системы- сравним с ее ракетными войсками, всеми вместе
> Наверно, могли бы и в стиле "Звездных войн", но - возможно, с
бюджетом возникли (бы) проблемы. Все-таки "на коленке" это хорошо не
снимешь, а космические корабли из папье-маше - эт несерьезно. "Не
верю!!" (с - Станиславский)
в куонце 1970х у нас кино впало в кризис,особенно народное кино. И этому
очень много место уделялось,и средства находили, да не выходило.
А отличные антуражи будущего -вполне могли делать и с нашим бюджетом,но
нашими художниками. Пример -Солярис и Сталкер Тарковского. Это не
народное кино. "Туманность Андроменды" экранизировали, убогая
постановочная лента. Фантастику для подростков, своего рода "наш ответ
ЗВ", уже позже тоже сделали -. "Москва Кассииопея" "Отроки во
Вселенной". Непойми какого фантаста непойми какой сюжет забацали. При
живых классиках. Но хорошая социальная фантастика была полузапретна. Она
считалась сомнительным мировоззренческим конкурентом на важнейшем
идейном поле. Жанр фантастики в кино считался второразряным если не
маргинальным,вроде сказок Роу или Птушко.
Можно почитать рецензии на классику АБС, на Сталкера (Пикник на
обочине)тех времен. Не говоря уж про общую историю фантастики тогда.
Между тем лучший наш ответ ЗВ пришел только сейчас -это Незнайка на
Луне мультсериал
И наконец добавлю личностный срез
- обе мои дочки САМИ в нежном возрасте - каждая в свой черед- нашли и
затаскали и зачитали до дыр "Понедельник начинается в субботу" АБС, эту
замечательную и добрую сказку. Сказку для самых младших научных
сторудников,как она названа в подзаголовке. Я считаю Понедельник лучшей
вещью АБС. С мощной идейной начинкой и " жизненным мессиджем" (а я с
ней носился когда выбрал профессию, в 10м классе -так пришлось!).
До дыр зачитали( у нас было отличное первое издание с картинками
Мигунова,которого АБС назвали соавтором ,купленнное МНОЙ лично случайно
в 1967 на лотке - она тогда была раритетом).
Книги имеют свою судьбу, семьи тоже, и в этом помимо ПДМ есть мифология,
которая держит нитку, объединяющую быт и мечту, сказку и быль, отца и
детей И
если такого нету - тускло и тупо все будет. И хорошо,что это у нас с
дочерьми это -через сказку- было.
Сейчас пластинки (винил) со сказками тех времен - целый
комплект -слушают внуки. Любимая пластинка Дашки в 4года - гениальная
рок!опера РобинГуд, затем гениальный мюзикл! АлиБаба Никитиных и
какого-то другого гения -недавно говорили о нем. Первая -попала в
подкорку. Там Бернс в переводах Маршака. Она лепетала раньше чем
понимала смысл слов,наизусть, есть записи сквозняком всей пластинки на
магнитофон
а это не шутки, а идейная закваска. Правильная. Небезобидная для
социалдарвинистов и либерастов всех мастей. Это -ПДМ
При всем при том при всем при том
хочу вам всем сказать я
настанет время -все кругом
все люди станут - братья!
Гениальная ,любовная, дружелюбная стилизация под "восток". Тоже
"небезобидная" -для ксенофобов. И это -ПДМ
ты думаешь что он такой голодный
и патаму -худо-оой?
ты думаешь что Мустафа ишак безродный
и патаму- худо-оой??
нетнетнет!
ашибаешься!
вотвотвот
убеждаешься -
этот вот персидский
вот простой народ
слишком много время
песням отдает
целый день танцует
он и пляшет вот-
он такоой персидский
вот такой наро-оод!!!
и т.д. Два больших запиленных винила, лучший мюзикл Али баба
Там у них. Городским подросткам люкам и леям, в 1970-80х в их ПДМ лучше
пришлись Звездные войны, а мы тут ПРОСАДИЛИ и проспали всю эту линию
> >Современная культура впадает в детство. Место, зарезервированное для
> >религиозных и идеологических доктрин, оккупирует сказка
>
> Опять же - одно другому не мешает. Важно не ЧТО, а КАК.
> Голливуд может только ТАК. А в наших краях - затишье.
> Будет качественный продукт - будут и серьезные потребители. Была ведь
романтическая интеллектуальная сказка - см. Новалиса "Генрих фон
Офтердинген" и прочих немцев (классика - это Гофман, Тик и иже с ними).
Был Гоголь с его "Вием" и всей малороссийской фольклорной сказкой. В
конце концов - Пушкин с его сказками тоже БЫЛ. И ничего - не скатились
до инфантилизма, а - вырастали до философских высот, до СКАЗОЧНОЙ
ГЕНИАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ.
современных подростков не взять ни Гоффманом,ни Гоголем,ни Пушкиным,ни
уже Уэллсом .
Я тоже считаю, что автор рецензии смешал разные аспекты воедино и
чересчур обще поставил важную проблему. Но считаю и другое. Сказка
(фантастика в шир.смысле) действительно бывает носителем
мифологии,мировоззрения, религии СИЛЬНЕЙ религий, причем - как
современных так и "архаизаторских"(вроде самопальных сект и магий) -
носителем в большЕй степени,чем собственно конвенциональная религия иже
еси на небеси
"Да пребудет с нами сила! (power -мощь.мощность)"это знаете ли,
правильно забирает. И именно в эту мировоззренческую концепцию*плюс все
остальное в ЗВ) успешно"играла" и играет молодая Америка в большей
степени, чем в христианство В КАКОМ БЫ ТО НИ БЫЛО СМЫСЛЕ. Мне даже
как-то завидно,что Лукас так точно ПОПАЛ со своей мифологией в яблочко
>
>
> >одновременно с киноверсией четвертого "Поттера" издательство "Росмэн"
> >выбросит на рынок русский перевод шестого - "Гарри Поттер и
> >Принц-полукровка".
>
> Уже... Дочка все воскресенье убила на ЭТО. Прочитала как дань
завершающемуся детству.
>
у тутошних мам тоже не просто сумасшествие. Это считается хорошим тоном
и обязательным атрибутом , типа уже "крысиной гонки" миддла за последним
томом хоть за 1000р. Есть у меня такая знакомая мама,а девочка ее уже в
вуз поступает
что там с этим Гарри, я не в курсе,прсевтите при случае. Может,это
"ихний" "Понедельник "? ведь там начинка-то вроде аналогичная?
> >Так что, пожалуй, уже сложно сказать, что мы "в гостях у сказки".
> >Пожалуй, мы у нее в плену. Или - если кому не нравятся агрессивные
> >коннотации - на постоянном поселении.
>
> К сожалению, не у ТОЙ сказки.
>
>
> Не в этом дело. Пушкин не отказывался взрослеть. Фольклорная сказка -
это мировоззренческий, мифологический уровень. А голливудская -
потребительский.
>
не согласен
> Сказка оккупирует место,
> >зарезервированное для религиозных и идеологических доктрин; и немного
> >боязно думать, какими они окажутся, когда вернутся взять свое.
>
> Ничего она не оккупирует. Каждому свое.
>
> Резюме: автор очень уж примитивизирует жанр сказки, сводит все к
простому: Сказка vs жизнь. В то время как сказка - это и есть жизнь.
Точнее - жизненный КОД.
>
>
о !