1. Существуют объективные законы субъективной деятельности людей — социально-исторический детерминизм, поэтому история как «деятельность преследующего свои цели человека» (вообще история это в первую очередь история человеческой деятельности, а потом уже культуры и всего остального) оказывается естественно-историческим процессом. 2. Действуют два механизма социальной эволюции: a. Противоречие производительных сил (форм деятельности) и производственных отношений (форм общения) развертываемое в борьбу классов (конфликт интересов социальных групп), которая в свою очередь видоизменяет институциональные рамки деятельности. Общественные институты, как и культура вообще составляют те условия, которые последующие поколения получают от предыдущих- развитие культуры кумулятивно и её освоение формирует постепенно усложняющийся тип личности. b. Конкуренция обществ, составляющих человечество. Общество, есть система отношений между людьми,воспроизводящая определенный набор форм деятельности фиксированная рамками институтов и культуры., Человечество представляет собой не одно общество, а статистический ансамбль обществ. Отношения между обществами на протяжении почти всей истории не были ограничены рамками каких бы то ни было институтов — им свойственно не накопление культуры, а открытый социальный дарвинизм действующий со времен начала антропогенеза, 3. Неубывающая в долгосрочной исторической перспективе производящая мощь общества выступает количественным критерием отбора, выражая тем самым законы социальной эволюции. 4. Смысл коммунизма в том, чтобы сделать оба механизма социальной эволюции управляемыми — таким образом человек из объекта социальных детерминизмов станет сознательным творцом истории. . Если производящая мощь задает закон динамики, то «максимальное освоение каждым индивидом всего богатства деятельностных способностей» это критерий управления.