Диалектика "ли"..Обращение к источникам могущества
Кактус сообщил в новостях
следующее:5977@vstrecha...
> Здравствуйте,
>
> >Напоминайте,пожалуйста, какие остались сереьезные непонятки,вопросы,
> >лакуны.
>
> Подоснова стратегического планирования:
>
> Дуализм бытия (биологическое -материальное) предполагает дуализм
социального (экономика . общество). Поэтому мера будет двойственна:
энергия физическая и энергия социальная. Нужно прикидывать две энергии и
их диалектику.
немного не так,но суть именно в диалектике - "моши" и "нравственной
основы"
Вот недостающий кусок,заполняющий эту важную лакуну- предыстория
катенгории "ои" в китайской социологической науке. Проконсулбтировался с
китаеведами, они взяли тему в обработку и подсказади,что есть еще
некторые постредствующие фигуры -из 10 в( в пероид борьбы с легистами).
Еще более интересно, что по совсем новым книжкам,только что купленным в
Китае, ими готовится методолгически-мировоззренческий прорыв в свете
близости (традиционной(китайской мысли к некоторым положениям новейших
теорий типа постмодернизма Делеза
Ниже отрывки из диссера о кит.социологии и недавней книжки ведущих
знатоков кит. древней философии
ЯНЬ ФУ, Янь Юлин, Янь Цзидао. Псевдоним последних лет Юй-е Лао-жэнь
(<Старец Изживающий Дикость>) (1854-1921), китайский философ, знаменитый
переводчик западной классики, общественный деятель, идеолог
реформаторства. Родился 8 января 1854 в уезде Хоугуань провинции
Фуцзянь. В 1871 окончил мореходное училище в Фучжоу. Проходя практику на
военно-морском флоте, посетил Сингапур, Японию. В 1877-1879 получил
высшее техническое образование в Англии, Преподавал в Бэйянском
военно-морском училище и других учебных заведениях. В 1896 стал
руководителем Канцелярии русского языка, готовившей переводчиков. В 1897
основал в Тяньцзине газету <Говэнь бао> (<Государственные новости>),
выступавшую в поддержку реформаторского движения, экономических теорий
свободной конкуренции, за конституционную монархию. После <ста дней
реформ> в 1898 газета была закрыта, Янь Фу подвергся преследованиям. В
1900-1911 служил в системе просвещения, возглавлял ряд учебных
заведений. В 1909 получил высшую ученую степень цзиньши, в 1911 - звание
штабного офицера военно-морских сил 1-го ранга. Янь Фу не поддержал
антимонархическую Синьхайскую революцию, считая республиканский строй
<не соответствующим уровню знаний китайского народа>. В 1913-1916 был
дипломатическим и юридическим советником канцелярии президента Юань
Шикая, участвовал в работе комиссии по выработке временной конституции.
Умер Янь Фу в Фучжоу 27 октября 1921.
Выполненные в классической манере стилистики блестящие переводы Янь Фу
впервые познакомили китайское общество с сочинениями Ш.Монтескье (О духе
законов), А.Смита (Исследование о природе и причинах богатства народов),
Т.Гексли (Эволюция и этика), Дж.С.Милля (Система логики силлогистической
и индуктивной). В публицистических сочинениях Янь Фу первым открыто
выдвинул задачу национального спасения, предложил ее решение с позиций
социал-дарвинистского эволюционизма. Известность ему принесло
опубликование в 1895, после поражения Китая в войне с Японией, серии
политико-философских статей: Лунь щи бянь чжи цзи (О стремительности
перемен в мире), Юань цян (Обращение к источникам могущества, в русском
переводе - Источники силы), Пи Хань (Опровержение Хань [Юя]), Цзю ван
цзюэ лунь (Окончательное суждение [о путях] спасения), в которых он,
порвав с конфуцианской традицией, обратился к <поиску истины на западе>
(выражение Мао Цзэдуна).
Признавая <государство подобным организму>, а <политические мероприятия
подобными растениям>, Янь Фу трактовал жизнь общества в категориях
борьбы за существование и естественного отбора. Источником исконной
свободы государства и человека считал природу - Небо (тянь).
Классическую формулу Мэн-цзы <народ первостепенно ценен... правитель -
третьестепенен> Янь Фу истолковывал в духе теории <общественного
договора> Ж.Ж.Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата
подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и <существованием
зла>. Отношения типа <государь - подданные> порождены необходимостью и
отличны от свободного развития дао, но потому они и не вечны. Однако
время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в
Китае, но и в <образцовых> западных государствах, где, по мнению Янь Фу,
<из важных вопросов государственного значения семь десятых решает сам
народ, а три десятых - правительство>.
Могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и развитием там <общих
принципов> (гун ли, см. гун, ли) равенства, свободы, народного
суверенитета и демократии. Но <одними политическими мерами... нельзя
добиться успеха в управлении [государством]>, ибо <бедность и богатство,
сила и слабость, порядок и смуты в государстве определяются физическими,
умственными и нравственными качествами его народа>. Поэтому
государственная политика должна быть направлена на достижение трех
главных целей: <развитие физических сил народа, просветление его ума и
обновление его морали>. Поднять моральный уровень, по Янь Фу, может лишь
пробуждение любви к родине, а <для этого нужно учредить в столице
парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы
правителей уездов и областей>.
В последние годы жизни Янь Фу выступал за изучение конфуцианской
классики, против замены литературного языка вэньяня близким к
разговорному языком байхуа.
(13.38 Кб)
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.)... 8
1.1. Предпосылки возникновения социологической науки... 10
1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций... 11
1.3. Распространение марксистской социологии... 28
1.4. Становление академической социологии... 35
1.5. Период китаизации социологической науки... 43
ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма... 65
2.1. Предпосылки и ликвидация социологии... 65
2.2. Попытка <возрождения> или <движение сотни цветов>... 76
2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии... 90
ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая... 95
3.1. Возрождение социологической науки... 95
3.2. Современные тенденции в китайской социологии... 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 131
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. На защиту
выносятся следующие положения диссертационного исследования
1) Развитие политико-правовой идеологии в Китае в рассматриваемый период
происходило главным образом в форме восприятия западных
политико-правовых теорий. Западное влияние является основной
особенностью, характеризующей процесс развития правовой мысли в Китае в
новое врем
2) Влияние традиционной китайской философии оставалось весьма сильным и
сказывалось на процессе восприятия западных политико-правовых теорий.
Это влияние имело как положительное, так и отрицательное значение. С
одной стороны, оно часто приводило к искажениям в восприятии европейской
философии права. С другой стороны, традиционная ориентированность
китайской философии на этическую проблематику благоприятно отразилась на
содержании политико-правовых учений китайских мыслителей нового времени.
В них дается более глубокое осмысление понятия нравственности, а одной
из основных тем является изучение такой важнейшей проблемы философии
права как соотношение права и морали. В силу традиционной
ориентированности на вопросы этики, китайская философия стала
благоприятной средой для распространения сстественноправовых теорий.
3) Начиная с работ Янь Фу в политико-правовой идеологии Китая происходит
смена методологии исследований. На место конфуцианской и буддийской
классики (Кан Ювэй, Тань Сытун) приходит новая наука и позитивистская
методология. Смена методологии исследований означала и начало
секуляризации политико-правовой идеологии Китая, имевшей как
положительные, так и отрицательные результаты. Позитивистская
методология давала целый ряд преимуществ в исследовании вопросов
философии права. Вместе с тем, ее использование фактически влекло за
собой отказ от поиска и формулирования общественного идеала, а также
приводило к нравственному утилитаризму.
> 4) Среди китайских мыслителей широкое распространение получила есте-
ственноправовая доктрина. При этом была воспринята не только главная
13
идея этой доктрины - нравственная ориентированность положительных зако-v
нов и государственной политики, но и ее конкретные положения. Среди
основных причин распространения естественноправовых теорий в Китае в
первую очередь должны быть названы две. Во-первых, философское
стремление к открытию первооснов права. Во-вторых, стремление к
нравственной критике существующего правопорядка.
5) Китайскими мыслителями была в полной мере осознана проблема
формирования гражданского общества, которая получила свое отражение в
идее обновления морали народа. Основная заслуга в постановке и изучении
этой проблемы принадлежит Янь Фу и Лян Цичао.
6) К рассматриваемому периоду относится становление теории правового
государства в Китае. Восприятие этой теории существенно осложнилось по
причине существования в Китае учения легизма, с которым она зачастую
отождествлялась. Постепенно старая идея <управления на основе законов>
{и фа чжи го) наполнилась новым содержанием, а термин фачжиго стал
обозначать именно <правовое государство>. Наибольшее развитие идея
правового государства получила в работах Лян Цичао и Шэнь Цзябэня.
Янь Фу
Никто из китайских мыслителей в конце XIX- начале XX в.в. не внес столь
значительный вклад в дело ознакомления китайской интеллигенции с
учениями Запада, как Янь Фу.
Янь Фу (1853-1921гг.) - выдающийся учёный, идеолог-демократ национальной
буржуазии Китая. Он впервые узнал о научных достижениях западных стран,
изучил естественные науки и английский язык во флотском училище при
судостроительном заводе в Фуцзянь. Пройдя практику в военно-морском
флоте, в 1876 г. был послан в Англию, в военно-морской институт. Там он
приобрёл знания по высшей математике, физики, химии и военно-морской
тактике, и в то же время усердно изучал философские, социологические,
экономические и политические теории Адама Смита, Риккардо, Монтескье,
Руссо, Канта, Бэкона, Локка, Гоббса. Также знакомился с книгами
Коперника, Ньютона, Дарвина. Янь Фу является автором целого ряда
переводов западно-европейских историко-философских и социологических
учений XVIII-XIX веков. Янь Фу ввел термин <цюнь сюе> (исследование
общностей, сообщество) и использовал его в названии своего полного
перевода работы Герберта Спенсера <Исследование социологии>,
опубликованной в 1903 г. В китайском варианте она называлась <Цюнь сюэ и
янь> (<Личные соображения о социологии>). Некоторые современные
китайские социологи считают это событие началом истории китайской
социологии. Термин <цюнь сюе> многими учеными использовался на
протяжении некоторого времени, однако термин <шэхуйсюе> получил большее
распространение и стал стандартным переводом.
14
Главным предметом внимания Янь Фу была позитивистская социология,
оказавшая большое влияние на китайских мыслителей последующей эпохи.
Донести до китайского читателя эволюционистскую концепцию развития мира,
передать с помощью категорий традиционной науки понятия <эволюция>,
<борьба за существование>, <естественный отбор> было дело необычайным
сложным. Этому посвящались оригинальные сочинения Янь Фу, его переводы с
многочисленными комментариями, содержавшие китайский вариант
спенсеровской интерпретации дарвинизма.
После поражения Пинской империи в войне с Японией (1894-1895гг.) Янь Фу
опубликовал четыре статьи, в которых сравнивал китайскую и западную
цивилизацию, выделяя их различие.
Рассказывая своим соотечественникам о научной теории Ч. Дарвина и
необычайной популярности <Происхождения видов>, Янь Фу дал свое
толкование принципов борьбы за существование и естественного отбора:
<Соперничество вещей означает, что вещи борются за сохранение себя, а
естественный отбор означает, что в этой борьбе сохраняются пригодные
виды>.
С ещё большим восхищением отзывался Янь Фу о Г. Спенсере, который <на
основе идеи эволюции разъяснил принципы отношений между людьми, а также
проблемы политики и образования>. Называя Г. Спенсера автором самого
выдающегося сочинения последнего времени, создателем теории, <постигшей
единый закон неба, земли и человека>, Янь Фу его социологию объявил
вершиной современной западной мысли, <учением великих людей>.
Согласно интерпретации Янь Фу, Г. Спенсер, назвав свою теорию <цюнь сюэ>
(<учением об обществе>), стремился тем самым отразить особенность,
отличающую человека от животных, - его способность жить
группами. В произведениипроизведении <Обращение к источникам мо-
15
гущества> он пространно излагал взгляды Г. Спенсера, <органическую
теорию развития>, которую считал незыблемым законом человеческого
общества. Янь Фу познакомил китайского читателя с важнейшим положением
социологии Спенсера - уподоблением (на базе эволюционной биологии)
человеческого общества единому функционирующему организму. <Общество-
это совокупность людей, человек представляет собой вершину органического
мира, - писал Янь Фу, - человеческое общество по своим функциям не
отличается от живого организма... Подобно тому, как в организме тело и
дух взаимодействует, так и в обществе сила людей и их моральные качества
друг друга дополняют. Индивидуум ценит свободу, государство -
суверенитет. Таковы черты сходства между живым организмом и обществом...
И то и другое - суть порождения органического мира>.
Основываясь на идеях Спенсера, он предложил три критерия (<источники
могущества>), определяющие жизнеспособность общества (физические данные,
умственные способности, моральные качества). И выдвинул три идейно -
программных требования: <развитие сил народа>, <просвещение ума народа>,
<обновление морали народа>.
Янь Фу был убеждён в пригодности теории Спенсера для решения
традиционных для китайской философии проблем выявления причин <порядка и
смуты>, <расцвета и увядания>; опираясь на социологию, он рассчитывал
спасти страну от гибели в борьбе за существование. Янь Фу
последовательно утверждал, что Китай не сможет выстоять в борьбе за
существование, поскольку проводимая им политика не учитывает законов
социологии. Он предупреждал соотечественников об угрозе превращения
Китая в жертву естественного отбора: <Не успев применить науку Спенсера,
подтвердим правильность теории Дарвина, то есть станем жертвой
естественного отбора в борьбе за существование>.
комментарий и дополнение
"Основываясь на идеях Спенсера, он предложил три критерия (<источники
могущества>), определяющие жизнеспособность общества (физические данные,
умственные способности, моральные качества). И выдвинул три идейно -
программных требования: <развитие сил народа>, <просвещение ума народа>,
<обновление морали народа>."
цитаты
На рубеже 19029 вв в китайской политической литературе широко
использовалась формула _минь ли_(_физические_силы народа) - минь джи
(умственные способности народа) - минь дэ (нравственные качества народа)
. Эти три показателя жизнеспособности общетсва были сформулированы Янь
Фу на основе идей Спенсера в статье Юань цян (Обращение к источникам
могущества, в русском переводе - Источники силы).Согласно Янь Фу,
олтсутсвие у народа нравстевнных качевтсв *минь дэ) велет к тому, что
каждый начинает заботиться о собственных интсересах -"каждый отстаивает
свое _сы_(гэ фэнь ци сы)"
Дао дэ, стр238
Довольно много вниманияученые КНР уделяют проблемам соотношений дэ с
другими понятиями,отражающими естественные свойства натуры человека и
его жизненные приницпы,такими например как талант(цай),выгода(ли)..сила
(ли),наказание (син)
Дао дэ, стр307
Чжан Шучэнь уделил внимание природе взаимодейстивя дэ с _ли_ (силой). Он
определил их как "противоборство" между ценностями "целевого
характера"(дэ) и "средства"(ли). Однако,сотсояние противоборства не
мешают им "составлять единство".Свою точку зрения автор противопоставил
концепции конфуцианнцев,согласно которой по его слолвам, "едиснтво
протвиоположностей постпенно подверглось расчленению и переходу в
сотсояние оппозиции". Чжан Шучэнь рассмотрелразличные трактовки
отношений дэ и ли, сложившиеся в тардиционной китайской мысли.Кун-цзы и
Сюнь ,э, по его мнению. "перегосили упор на дэ и недооценивали ли".
Развиваясь,этот конфуцианский подход в период Западной Ханнь"постенно
был доведен до крайности "-" только болтали о долге(м) и добродетели(дэ)
и совершенно отказались от выгоды (ли) и силы (ли)". Подобный подход
демонстировали философы Западной Хань , а также ученые северной и Юэной
Сун.."выражавщие почтительное отношение к "долгу" и "добродетели" и
отвергавшие " выгоду" и "силу". Они игнорировали связь и единство и и ли
(долга и силы), а также дэ и ли (силы)".
Дао дэ, с .312
Иной позиции придерживались моисты. Апологеты этого филосфского
направления отстаивали единство понятий дэ и лии не допускали их
протиовпоставления,перенеся в то же время упор на силу. Автор цитирует
соответсвующий пассаж из Мо-цзы
"Дао дэ", с312-313
полное название "Дао дэ" - От магической силы к моральному
имперватиу -нкатегория дэ в китайской кульутре. -под ред Л.НБорох,
А.И.Кобзева - . М. Восточная ли-ра, 1998
Ссылка - Чжан Шучэнь Чжуего чуань тун чжэсюэ чжунды цзячжи лунь
сян( Идеи теории ценностей в традиционной китайской философии) 0Чжунго
чжэс.э ши, 1990, ном 3, с 11, 12
автор -сотрудки Ин-та философии и общественных наук АОН Внутреннй
Монголии
и еще шикарная цитата из Моцзы ( с побисковского сайта)
<:если те, кто управляют отдельными царствами, не имеют метода для
измерения своих дел, то они даже не могут быть сравнены с мастерами ста
ремесел>.
(Мо-Цзы, V век до нашей эры)
" В настоящее время социология в Китае вступила в этап <теоретического
строительства>. Национальная школа направлена на создание отечественной
социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учетом
специфики Китая. "