От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь Ответить по почте
Дата 26.11.2006 16:39:00 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

«Жив ли марксизм?»

Только что закончилась передача В. Третьякова «Что делать?» с такой темой. в числе приглашенных были Бузгалин, Межуев, Колганов. Все сошлись в следующих пунктах:
1. марксизм как социально-экономическое учение жив по крайней мере до тех пор, пока живы причины его породившие. т.е. пока жив капитализм.
2. Марксизм как философское, отнтологическтое и метафизическое учение бессмертен как, пожалуй, и любая идея.
3. Марксизм пожалуй единственное интегративное учение, объединяющее и историю обществ и жизнь каждого индивида.

По последнему поводу цитировали Хайдеггера и упоминали о синтезе марксизма с психоанализом, с структурализмом и постмодернизмом (постмодерн разрушает старые нарративы, марксизм дает новое единство)
Острую дискуссию между Межуевым и Бузгалиным вызвал тезис первого о смерти марксизма как учения какой либо партии и о смерти советского марксизма. Бузгалин хитро вывернулся. заявив, что на современном этапе марксизм как политическое учение предписывает нее партийные, а сетевые формы борьбы, но это не есть смерть марксизма как политической идеологии (, а в ответ на реплику о советском марксизме стал приводить громкие имена Лифшица, Ильенкова и др.а также рассказывать о важных идеях свободного рабочего времени, озвученных еще в тех учебниках, по которым учился сам Бузгалин. В ответ Межуев заявил, что советский строй не был марксистским (но версию азиатского способа производства он тоже отверг – мол, это еще разобраться надо. что это за способ производства),потому как всех этих философов преследовал.
То же Межуев предложил контртезис по третьему пункту – философско-исторической альтернативой марксизму были концепции локальных закономерностей истории (Данилевский, Шпенглер, Тойнби ) и что Маркс это вообще самокритика Европы. На что Бузгалин сослался на сильную школу марксизма в Индии [кто что слышал о такой? – М.А.], ,чуть менее сильную в Китае и как ни странно в Японии, опровергнув таким образом исключительно европейский характер марксизма. Кроме того, Бузгалин указал на глубокую неполноту цивилизационных концепций [ я бы даже сильнее сказал – марксизм может объяснить локальнее особенности социально-исторического процесса и существование социальных организмов. а вот цивилизационка не видит самого процесса, в ней нет тех динамических, европейских, что ли , категорий времени, прогресса. развития, движения, деятельности - М.А.] и то, что у многих авторов, пишущих в этом ключе, отчетливо просматриваются марксистские уши.
От цивилизационки дискуссия перешла к сравнению критики капитализма из будущего (марксизм) и националистической, локальной критики капитализма. Последняя связывалась с кризисом капитализма и отказом последнего от прогрессивной мисси, что позволило странам второй-третьей волны модернизации погружать экономическую машину капитализма в традиционную системы. Бузгалин говорил, об открытых современным марксизмом [Кем именно? – М.А.] закономерностях, что трансформационные процессы занимают больше времени, чем классические состояния системы и что реверсивное движение истории может быть весьма сильным.
От националистической критики капитализма перешли к вопросу «марксизм и насилие». Бузгалин говорил о коллективных мирных действиях. о действиях против правил приводил пример бесплатного распространения знаний, Межуев взял исторический контекст и слал рассказывать, что Маркс несомненно считал необходимым насилие для свержения тирании и установления демократии, пусть даже буржуазной, а переход к социализму он считал возможным и мирным, демократическим путем. На что Колганов. на мой взгляд весьма грамотно. ответил, что Марксу важна была социальная революция, а какую политическую оболочку она выберет это не так уж важно, но пока никому не удавалось осуществить социалистические преобразования мирным путем – правящие классы терпят демократию. пока она позволяет им управлять обществом, но как только демократией пользуются их противники, эксплуататорские классы немедленно отвергают демократию.
На финальном вопросе о насилии. передача было завершена.

P.S. Это для затравки дискуссии, но вообще хотелось бы достать стенограмму передачи. Кто знает, где это можно сделать? Вроде, периодически эти стенограммы в сети появлялись?