От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 27.11.2006 15:34:41 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Еще в туже тему (найдено IGA)


https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/196911.htm

http://skurlatov.livejournal.com/160159.html
<<<
Здраво о марксизме

Неожиданно качественным получилось ток-шоу Виталия Товиевича Третьякова «Что делать?» на телеканале «Культура». И Александр Владимирович Бузгалин, и другие участники передачи высказывали очень разумные мысли о судьбе марксизма в современном мире, сопрягали его с эпохой индустриализма и искали пути его обновления и развития в наступившей постиндустриальной фазе прогресса. Правда, была попытка противопоставить Запад и незападные локальные цивилизации, но доминировала концепция универсальной значимости именно западного пути эволюции и марксизма как выражения его стержневого вектора. Отнюдь не мертв марксизм, и такие советские марксисты, как Эвальд Васильевич Ильенков или Михаил Александрович Лившиц, а с обоими я задушевно общался лично, являются гордостью мировой философской мысли.

Подчеркивалось влияние марксизма в самых разных регионах планеты. Так, Китай выходит в лидеры мирового развития, Италия наполовину коммунистическая, о Латинской Америке и говорить нечего, лишь в США традиционно слаб марксизм-коммунизм, потому что там с отцов-основателей сделали ставку в общем-то на субъектность для всех, как затем марксизм. Запад определяет мировую историю со всеми явлениями вестернизации-модернизации-глобализации именно потому, что там в XV веке взросла «критическая масса» низовой субъектности, особенно в эпоху итальянского кватроченто, и произошел взрыв «сверхновой звезды субъектности», в вихрях и завихрениях которого живут по сей день все народы Земли.

Есть четыре идеологического «изма» этого модерна (Нового Времени) – субъектность для достойных (либерализм), субъектность для «своих» (национализм), субъектность для каждого (анархизм) и, наконец, субъектность для всех («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»). И марксизм стал идеологией эксплуатируемых и всех тех, кто стремился к субъектности, рвался догонять и обгонять Запад. И недоучел марксизм, что не все люди стремятся к субъектности и отнюдь не все хотят нести бремя свободы, и в итоге на практике легко вырождались марксистские режимы бедных стран в тоталитарный деспотизм. КНР обогатила марксизм ленинским нэпом и столыпинской реформой и рванула вперед, а СССР уперся в запрет частной собственности на средства производства и рухнул.

Марксизм ныне - не просто респектабельная академическая концепция наряду с другими исследовательскими парадигмами, но во многом остается руководством к действию и имеет, на мой взгляд, до сих пор неисчерпанный творческий потенциал.

[...]

об апологете парламентского реформизма
(Anonymous)
2006-11-27 09:04 am
Ну Межуев и разочарованный жизнью догматик!Не ожидал.Сколько снобизма к своим оппонентам,причем не утруждая себя фактической аргументацией своей точки зрения.Нет,это не сведение счетов,просто не ожидал такого бездоказательственного апломба.Разумеется, его оппоненты не боги.Отнюдь.
Но научная дискуссия - это не вещание Пифии.

это по поводу его : "сейчас марксизм умер как политическое течение окончательно"(возможен ТОЛЬКО как филосовское)-типа, я этим 50 лет занимался, я знаю.Верьте мне на слово) и "В мире не осталось ни одной (крупной,действующей) левой МАРКСИСТСКОЙ партии"-спор по этому поводу с Бузгалиным.

Ну и вершина всего:"в условиях буржуазного парламентаризма ВСЕ цели социальной революции можно реализовать парламентским путем".
На реплику опять же (по моему)Бузгалина -"Назовите примеры, ну хоть один, за последние 50-70 лет, где это произошло?"-в ответ гордое и величественное молчание


skurlatov
2006-11-27 11:28 am
Сведение современного марксизма к академизму и парламентаризму явно односторонне. На самом деле революционный потенциал марксизма ныне реализовывается в различных формах, но право стремящихся к субъектности низов восстать протих десубъектизирующих их угнетателей, эксплуататоров и мародеров - священно. Недавние марксистские восстания в Непале, Колумбии и Курдистане - наглядные примеры. И разве могучее движение против неоколониально-хищнической глобализации не окоротило десубъектизаоров. Показательна в этом плане Мексика, где благодаря революционному марксисту Субкоманданте Маркосу удалось пусть не до конца, но существенно затормозить люмпенизацию "внутренней колонии" и сдачу национальных интересов в угоду ТНК.
<<<