|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Evgeniy~K
|
|
Дата
|
28.08.2010 13:49:14
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Более того, Макаренко был сталинистом и одним из основателей ГУЛАГа :-)
По крайней мере так считает один видный отечественный этнобиолог - http://www.apn.ru/special/article22880.htm — можете полюбоваться. Впрочем, всем нам ясно, что рассуждения отечественных «этнобиологов» не более научны чем теории о расовой неполноценности евреев и славян их немецких коллег, ответивших за преступления против человечества перед международным трибуналом в Нюрнберге.
Я бы и вовсе не стал ни о чем подобном упоминать, если бы не одна заметка в Вашем, comrade Evgeniy Kond, ЖЖ - http://evgeniy-kond.livejournal.com/36520.html — повергшая меня в изумление. Предлагается просто таки классический идеал казарменного социализма, приправленный цитатами из Ильенкова и Макаренко. Всех под одну гребенку с неполным средним образованием, правда работать по 4 часа, но зато служить в армии по призыву. Надо полагать, образовавшийся при 4-х часовом рабочем дне избыток свободного времени пойдет на воинские упражнения — постепенно так и вовсе можно будет не работать, а пойти и, под предлогом перманентной революции по Троцкому, завоевать какой-нибудь соседний народ (например таджиков :-)) - ну просто «тоталитарная Спарта» им. Новодоворской. И всё это в ключе чистой нормативности, т. е. антиисторично.
Социализм это всё-таки способ производства, а значит исходным пунктом анализа должны является сдвиги в общественном производстве, которые порождают предпосылки изменения типа личности и способа становления этой личности. Не имеет смысла провозглашать идеалы « всестороннее развитой», «гармоничной», «многосторонней» и пр. личностей, пока нет ответа на главный вопрос - «что же такое личность?» Не даром так называется одна из статей Ильенкова [1] Ответ на первый вопрос развертывается во второй — как происходит становление личности?
Личность это конкретная «совокупность всех общественных отношений»[2], но не всякая совокупность, а являющаяся субъектом изменения этих отношений, если угодно, агентом их самоизменения. Агент простого функционирования социальных отношений это не личность, а обрубок — буржуазный индивид или какая-нибудь другая социальная роль. Важно что социум состоит из агентов собственных изменений — социальные отношения это отношения между способами их же эволюции. Вообще свободная коммуникация заключается в сличении индивидуальных планов всеобщего бытия — каждый определяет не только свое собственное (это свойственно и «тождественному самому себе» животному), но и всеобщее бытие, каковое и является предметом коммуникации. И это очень сильная связь, своеобразный социальный клей. Вот только свободная коммуникация не рождается ниоткуда — присвоение природы человеком с необходимостью оказывается его самоотчуждением, подчинением простому социальному функционированию. Предельный случай полного функционального детерминизма был бы ни чем иным как распределенным организмом по типу муравейника, но именно ускоряющаяся в историческом масштабе эволюция социальных отношений, восхождение по ступеням форм отчуждения производит субъектность преодоления этого самоотчуждения, его обратного присвоения.
Этапы становления личности это этапы превращения индивида из объекта в субъекта соответствующих социальных отношений. Школьник от студента отличается именно тем что первый объект обучения, школьника обучают, а студент — субъект обучения, он сам им управляет. Способность управлять обучением должна подтверждаться вступительным экзаменом, а не выпускным — последний лишь подтверждает усвоение знаний, так что вместе единого выпускного, куда разумнее организовать единый вступительный. Причем экзамен в принципе должен быть подтверждением способности, освоенной на предыдущем этапе обучения, а не способом отбора «способных» от «неспособных» (т. е. сбрасыванием человеческого материала в утиль) — последний при всеобщем высшем образовании не имеет смысла. Реально самоуправление обучением становиться актуальным при выборе специализации, т.е. сферы решаемых проблем.
Основная задача студента — сформировать свою способность получать новые научные или инженерные результаты, а это требует специальной организации деятельности (см. [3]) Вообще, о содержании производственной деятельности забывать не стоит - крупные научные проекты и задачи тотальной автоматизации производства требуют массовой высокой квалификации, а студенты младших курсов, не говоря уж о школьниках в этом плане мало полезны. Другое дело что квалификацию они должны приобретать не на абстрактных устаревших лабораторках , а в реальном исследовательском проекте, что опять таки требует специально организации деятельности детско-взрослых коллективов, разработкой методологии которой занимается Ю.Громыко.
Перед школьником стоит совсем другая задача, ведь он еще не владеет по настоящему даже мышлением. Ребенок где-то до 12 лет ребенок объект не обучения, а воспитания, т. е. он вообще еще не субъект, а только становиться им. И вот только когда субъект сформировался и начинает позиционировать себя в пространстве социальных отношений он может и должен научиться универсальным приемам мышления . А их не так много — три формы предметного знания — физическое, биологическое и социально-историческое, и три метанауки — математика, философия и инженерия — я уже писал об этом [4] - методы универсальны, а решаемые ими проблемы бесконечно разнообразны. Так, синтезом производства и науки, науки и образования и образования с производством происходит положительное уничтожение разделения труда без уничтожения разнообразия деятельности.
[1] Ильенков Э.В. «С чего начинается личность». Москва, 1984, с. 319-358 http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/personab.html
[2] К.Маркс Тезисы о Фейербахе.
[3] К вопросу об организации науки. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/archive/13/13159.htm
[4] Об универсальности человека.
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/archive/14/14717.htm