От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь Ответить по почте
Дата 12.07.2009 09:36:00 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

руснацдевушки по Бурдье


После Криничной (см.в теме про баню и ритуалы) нашел в сети как бы продолжение - про рус.нац.ритуалы
http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/text.rar
комменты в ЖЖ

http://www.diary.ru/~aretania/p38183566.htm
купила на книжной ярмарке томик "Русские девушки" и тут же вечером неожиданно бодро вчиталась. я вообще-то скупаю этнографию и антропологию, особенно, если о россии (все пытаюсь постигнуть русскую душу). но читаю выборочно и по делу. а тут пошло - страницу за страницей. наверное, потому что картинки имеются


...
4. была такая вещь " славутность ". что-то вроде харизмы, но только в смысле выйти замуж. Славутная девушка нравилась всем: парням, подругам, старшим. девушки молились о славе, молве, которая должна пойти о ней по всем окрестным селам. "славницы" считались чем-то вроде чирлидерш. с ними все хотели тусоваться. когда девушку отправляли в дальнюю деревню к родственникам в рекламный тур (это все глупости, что девки сидели по своим деревням и ждали женихов, нет!), с ней оправляли двух "славниц", чтобы все видели, с какими крутыми девками она дружит. значит, есть в ней что-то интересное, несмотря на убогий внешний вид, плохую одежду и критический предбрачный возраст

5. было множество ритуалов на приобретение славутности . их исполняли, если не было денег на покупку шмотья (а разнообразные многочисленные шмотки ценились чрезвычайно). например, в ночь на васильев день (перед нг) выйти на перекресток и бросить ленту из косы, чтобы бесы унесли ее и разрекламировали ее хозяйку по всему району

Теория от "радаевцев" - по Бурдье
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2008/02/19/0000321161/015_Safonova_194-199.pdf
...
Молодость и зрелость в представления русских тесно связана с таким термином, как славутность (слава). «Слава — это сложное понятие, с одной стороны оно обозначает молву, хорошую репутацию, известность нравственных качеств девушки, с другой — физическую привлекательность, красоту, сексапильность» .
Славутность при этом можно вполне рассматривать как эквивалент символическому капиталу (согласно терминологии П. Бурдье).«Только обладая славутностью, можно было
привлечь представителей противоположного пола» (стр. 125). Автор, по-видимому, считает,
что реальным основанием социальных ролей являются биологические процессы: «У женщин
утрата жизненной силы начинается с утратой производительной силы». Старение, по
мнению автора, было тесно связано с потерей жизненной силы, а смерть объяснялась ее
полной утратой. «Естественная смерть наступала, когда человек исчерпывал отведенную ему жизненную энергию: "не старый умирает, а поспелый»" (стр. 134). Нужно отметить, что согласно Н.Е. Мазаловой, у русских существует представление о естественной смерти, тогда как Дж. Фрэзэр в своей книге «Золотая ветвь» приводит примеры обществ, где каждая смерть не естественна и вызвана колдовством. Для описания жизненного цикла системы человеческого организма автор активно использует понятие жизненной силы, тесно связывая биологический возраст, социальные роли и наличие определенного объема этой жизненной силы.
рецензия на
МАЗАЛОВА Н.Е. «"СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ":
ЧЕЛОВЕК В ТРАДИЦИОННЫХ СОМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ»

Славутность (карел. -лемби). гугль-нолидж
Леонова-Ломиани Екатерина. Русский костюм (женский)
Иногда понёву надевали и так, знаменуя новую ступень возраста. Девушка, достигшая пятнадцати лет, должна была приобрести "славутность", а в это определение укладывались многие свойства и умения.

http://library.karelia.ru/library/files/izdaniay/vestnik/0000012.doc
В понятие «lembi» народ вкладывал широкий круг представлений: о физической и духовной красоте, нравственности, девичьей чести, достоинстве, «славутности», привлекательности, о будущем счастье.


Девичья «славутность» (у русских и вепсов) и «лемби» (у карел) в значении «девичья краса и привлекательность» могут быть сопоставлены с понятиями «лача» («женственность», «девичьи надежды») в коми языке

http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=32016
[5] Re: для слаутности [new]
Stargazer 6 сен 05, 00:09 Ответить | Ответить с цитированием

Простите, пожалуйста, - я, кажется, ненароком ввела Вас в заблуждение.
Итак, слово славутность встречается в Сети 9 раз, из которых 3 - с пояснением, что это "сексуальная привлекательность", но все 9 относятся к девушкам и в общем об одном и том же.
А слово славутный (18 неповторяющихся вхождений, не являющихся названием населенного пункта, из которых 3 - на белорусском языке, 2 - на цыганском, 1 - из "Слова о полку Игореве" и 1 - из полоцкой грамоты 1464 г.) относится к лицу любого пола (славутные кузнецы, славутная певунья) и означает нечто принципиально другое: "Родители мои были славутные, богатые" (Г.Д.Гребенщиков - соответственно, значение "славный, т.е. окруженный почетом" попадает в "Словарь алтайских говоров..."), "Как человек славутный, славится и всем помогает" (О.А.Платонов. Жизнь за царя (цитата из показаний домработницы Распутина)). То есть славутный - это что-то вроде "прославленный, уважаемый за свои заслуги", в том числе и в интересующем нас регионе: "Это были мастера «первой руки» или, как говорили в Заонежье, славутные, выполнявшие как самые ответственные плотничные, так и наиболее сложные столярные работы" (М.И.Мильчик, Ю.С.Ушаков. Как строили церкви на Севере).

[6] Re: для слаутности [new]
В.И.Беликов (научный редактор) 6 сен 05, 01:10 Ответить | Ответить с цитированием

славутные люди вовсе не обязаны обладать славутностью.
Думаю, по ингерентному свойству русских слов из одного словообразовательного гнезда, все же, обязаны.
Скорее всего, в приложении к Прионежскому региону есть славутный-1 (про столяров и плотников, а также других мастеров своего дела, хоть бы и косорылых) и славутный-2 -- про сексуально, а скорее, просто внешне привлекательных, как женщин, так и мужчин -- не случайно же в исходном посте мужики в бане доискивались славутности при помощи веников.
И соответственно, славутность-1 и славутность-2 (впрочем, сл-2 без сл.-2, по большому счету, трудно достижима).

[7] Re: для слаутности [new]
Советник 6 сен 05, 11:35 Ответить | Ответить с цитированием

Славутные господа!
Словутный в значении "славный, прославленный, обще-знакомый, мастер своего дела, уважаемый..." употребляется и в некоторых других славянских языках. Правда, он уже историзм, архаизм.

--------
Карельское слово лемби ведет свое начало от культа древнего одноименного божества любви. Уже много веков под ним понимается женская эротическая привлекательность, способность возбуждать влечение в мужчинах. В славянском мире понятию лемби соответствовала славутность. По верованиям и традициям карелов, лемби можно было поднимать различными способами. Надеемся, что наша вечеринка способна будет не только поднять лемби, но и зарядить эмоциями на весь оставшийся год.

Начало вечера в 20.00. Стоимость билета 130 рублей. Билеты можно приобрести в офисе «Nuori Karjala». Внимание! Билеты в ограниченном количестве.



http://www.astrasong.ru/c/science/article/491/


http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Russkie_Zaonezh_ya/Devich_ya_obryadnost_Zaonezh_ya
Девичья обрядность Заонежья
венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество. По крестьянским поня­тиям человек неженатый был челове­ком вне социума, поскольку семья всегда была основой жизненного бла­госостояния, опорой для дальнейшего процветания рода.

Для того чтобы выйти замуж, необходимо было иметь большую долю девичьей привлекательности и притягательности, так называе­мую «славутность». Обряды и гадания периода девичества как раз и были направлены на поднятие «цены» девицы, ее «славы», на то, чтобы узнать, скоро ли состоится долгожданная свадьба.

Повышение «славутности» и гада­ния на замужество были в основном приурочены к праздникам весенне-летнего и зимнего цикла, в которых православные традиции причудливо переплетались с обрядами народно­го календаря. Апогей молодежных зимних гаданий падал на Васильевский вечер (канун дня памя­ти святого Василия Кесарийского -31.12) и на вечер перед Богоявлением (Крещением — 18.01). Апогей летних гаданий на Аграфену Купальницу -канун дня Ивана Купалы (6.06).