|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Кудинoв Игорь
|
|
Дата
|
12.07.2009 09:36:00
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
руснацдевушки по Бурдье
После Криничной (см.в теме про баню и ритуалы) нашел в сети как бы продолжение - про рус.нац.ритуалы
http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/text.rar
комменты в ЖЖ
http://www.diary.ru/~aretania/p38183566.htm
купила на книжной ярмарке томик "Русские девушки" и тут же вечером неожиданно бодро вчиталась. я вообще-то скупаю этнографию и антропологию, особенно, если о россии (все пытаюсь постигнуть русскую душу). но читаю выборочно и по делу. а тут пошло - страницу за страницей. наверное, потому что картинки имеются
...
4. была такая вещь " славутность ". что-то вроде харизмы, но только в смысле выйти замуж. Славутная девушка нравилась всем: парням, подругам, старшим. девушки молились о славе, молве, которая должна пойти о ней по всем окрестным селам. "славницы" считались чем-то вроде чирлидерш. с ними все хотели тусоваться. когда девушку отправляли в дальнюю деревню к родственникам в рекламный тур (это все глупости, что девки сидели по своим деревням и ждали женихов, нет!), с ней оправляли двух "славниц", чтобы все видели, с какими крутыми девками она дружит. значит, есть в ней что-то интересное, несмотря на убогий внешний вид, плохую одежду и критический предбрачный возраст
5. было множество ритуалов на приобретение славутности . их исполняли, если не было денег на покупку шмотья (а разнообразные многочисленные шмотки ценились чрезвычайно). например, в ночь на васильев день (перед нг) выйти на перекресток и бросить ленту из косы, чтобы бесы унесли ее и разрекламировали ее хозяйку по всему району
Теория от "радаевцев" - по Бурдье
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2008/02/19/0000321161/015_Safonova_194-199.pdf
...
Молодость и зрелость в представления русских тесно связана с таким термином, как славутность (слава). «Слава — это сложное понятие, с одной стороны оно обозначает молву, хорошую репутацию, известность нравственных качеств девушки, с другой — физическую привлекательность, красоту, сексапильность» .
Славутность при этом можно вполне рассматривать как эквивалент символическому капиталу (согласно терминологии П. Бурдье).«Только обладая славутностью, можно было
привлечь представителей противоположного пола» (стр. 125). Автор, по-видимому, считает,
что реальным основанием социальных ролей являются биологические процессы: «У женщин
утрата жизненной силы начинается с утратой производительной силы». Старение, по
мнению автора, было тесно связано с потерей жизненной силы, а смерть объяснялась ее
полной утратой. «Естественная смерть наступала, когда человек исчерпывал отведенную ему жизненную энергию: "не старый умирает, а поспелый»" (стр. 134). Нужно отметить, что согласно Н.Е. Мазаловой, у русских существует представление о естественной смерти, тогда как Дж. Фрэзэр в своей книге «Золотая ветвь» приводит примеры обществ, где каждая смерть не естественна и вызвана колдовством. Для описания жизненного цикла системы человеческого организма автор активно использует понятие жизненной силы, тесно связывая биологический возраст, социальные роли и наличие определенного объема этой жизненной силы.
рецензия на
МАЗАЛОВА Н.Е. «"СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ":
ЧЕЛОВЕК В ТРАДИЦИОННЫХ СОМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКИХ»
Славутность (карел. -лемби). гугль-нолидж
Леонова-Ломиани Екатерина. Русский костюм (женский)
Иногда понёву надевали и так, знаменуя новую ступень возраста. Девушка, достигшая пятнадцати лет, должна была приобрести "славутность", а в это определение укладывались многие свойства и умения.
http://library.karelia.ru/library/files/izdaniay/vestnik/0000012.doc
В понятие «lembi» народ вкладывал широкий круг представлений: о физической и духовной красоте, нравственности, девичьей чести, достоинстве, «славутности», привлекательности, о будущем счастье.
Девичья «славутность» (у русских и вепсов) и «лемби» (у карел) в значении «девичья краса и привлекательность» могут быть сопоставлены с понятиями «лача» («женственность», «девичьи надежды») в коми языке
http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=32016
[5] Re: для слаутности [new]
Stargazer 6 сен 05, 00:09 Ответить | Ответить с цитированием
Простите, пожалуйста, - я, кажется, ненароком ввела Вас в заблуждение.
Итак, слово славутность встречается в Сети 9 раз, из которых 3 - с пояснением, что это "сексуальная привлекательность", но все 9 относятся к девушкам и в общем об одном и том же.
А слово славутный (18 неповторяющихся вхождений, не являющихся названием населенного пункта, из которых 3 - на белорусском языке, 2 - на цыганском, 1 - из "Слова о полку Игореве" и 1 - из полоцкой грамоты 1464 г.) относится к лицу любого пола (славутные кузнецы, славутная певунья) и означает нечто принципиально другое: "Родители мои были славутные, богатые" (Г.Д.Гребенщиков - соответственно, значение "славный, т.е. окруженный почетом" попадает в "Словарь алтайских говоров..."), "Как человек славутный, славится и всем помогает" (О.А.Платонов. Жизнь за царя (цитата из показаний домработницы Распутина)). То есть славутный - это что-то вроде "прославленный, уважаемый за свои заслуги", в том числе и в интересующем нас регионе: "Это были мастера «первой руки» или, как говорили в Заонежье, славутные, выполнявшие как самые ответственные плотничные, так и наиболее сложные столярные работы" (М.И.Мильчик, Ю.С.Ушаков. Как строили церкви на Севере).
[6] Re: для слаутности [new]
В.И.Беликов (научный редактор) 6 сен 05, 01:10 Ответить | Ответить с цитированием
славутные люди вовсе не обязаны обладать славутностью.
Думаю, по ингерентному свойству русских слов из одного словообразовательного гнезда, все же, обязаны.
Скорее всего, в приложении к Прионежскому региону есть славутный-1 (про столяров и плотников, а также других мастеров своего дела, хоть бы и косорылых) и славутный-2 -- про сексуально, а скорее, просто внешне привлекательных, как женщин, так и мужчин -- не случайно же в исходном посте мужики в бане доискивались славутности при помощи веников.
И соответственно, славутность-1 и славутность-2 (впрочем, сл-2 без сл.-2, по большому счету, трудно достижима).
[7] Re: для слаутности [new]
Советник 6 сен 05, 11:35 Ответить | Ответить с цитированием
Славутные господа!
Словутный в значении "славный, прославленный, обще-знакомый, мастер своего дела, уважаемый..." употребляется и в некоторых других славянских языках. Правда, он уже историзм, архаизм.
--------
Карельское слово лемби ведет свое начало от культа древнего одноименного божества любви. Уже много веков под ним понимается женская эротическая привлекательность, способность возбуждать влечение в мужчинах. В славянском мире понятию лемби соответствовала славутность. По верованиям и традициям карелов, лемби можно было поднимать различными способами. Надеемся, что наша вечеринка способна будет не только поднять лемби, но и зарядить эмоциями на весь оставшийся год.
Начало вечера в 20.00. Стоимость билета 130 рублей. Билеты можно приобрести в офисе «Nuori Karjala». Внимание! Билеты в ограниченном количестве.
http://www.astrasong.ru/c/science/article/491/
http://welcome-karelia.ru/Kizhi/Russkie_Zaonezh_ya/Devich_ya_obryadnost_Zaonezh_ya
Девичья обрядность Заонежья
венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество. По крестьянским понятиям человек неженатый был человеком вне социума, поскольку семья всегда была основой жизненного благосостояния, опорой для дальнейшего процветания рода.
Для того чтобы выйти замуж, необходимо было иметь большую долю девичьей привлекательности и притягательности, так называемую «славутность». Обряды и гадания периода девичества как раз и были направлены на поднятие «цены» девицы, ее «славы», на то, чтобы узнать, скоро ли состоится долгожданная свадьба.
Повышение «славутности» и гадания на замужество были в основном приурочены к праздникам весенне-летнего и зимнего цикла, в которых православные традиции причудливо переплетались с обрядами народного календаря. Апогей молодежных зимних гаданий падал на Васильевский вечер (канун дня памяти святого Василия Кесарийского -31.12) и на вечер перед Богоявлением (Крещением — 18.01). Апогей летних гаданий на Аграфену Купальницу -канун дня Ивана Купалы (6.06).