|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
09.07.2008 18:01:13
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Можно добавить второго механициста
Полемика с картезианцами строится ПМСМ не диалектически.
Декартовская конструкция человека «Cogito ergo sum» включает:
1. Объективную действительность
2. Сознание
3. Отражение сознания в самом себе (репрезентация)
4. Отражение в сознании объективной действительности (презентация)
5. Наложение двух отражений (3 и 4)
Декарт говорит не столько о человеке , сколько о его сознании, потому что остается не затронутым второй план – деятельность.
Конструкция человека Бенедикта Спинозы и Дунса Скотта в переложении Делеза:
1. Совокупность отношений
2. Мощь как часть отношения
3. Модус (градус) как степень реализации мощи в отношении (есть не скотистская трактовка этого термина как способ реализации мощи от которой зависит градус)
Делез сосредотачивается на деятельности потому что отношения иначе как в деятельности не реализуются. И оставляет в стороне внутреннее отношение субъекта к самому себе. (Тут отношение звучит двойственно – и в смысле самоосмысления – репрезентации - и в смысле самовоспитания.) А это одна из причин аффекта, который порождает деятельностные отношения с другими индивидами и тем самым формирует (буквально строит) самого индивида.
Выпадает внутренняя конструкция мотивации человека – система оценок, опираясь на которую человек строит отношения. Понять другого человека без учета его внутренних мотивов невозможно. Мне кажется нужен диалектический синтез делезовской конструкции с картезианской. Одновременно нужно заменить главную идею картезианства на спинозовскую – мощь.
Репрезентация включает в себя ценности как опорные точки целеполагания – мощь в разных направлениях реализуется по разному. Ценности здесь понимаются как условия увеличения деятельностных возможностей человека, мощи. Необходимая переоценка ценностей просвещением до конца не доведена – оттолкнулись от бога как источника ценностей, до человека так и не дошли. Это тоже вопрос.