Спасибо, Андрей, за столь подробный ответ.
Но!
Вопрос, собственно, и возник на основании сложившегося у меня мнения о Шейдемане, как человеке не только много сделавшем для развития красной артиллерии, но и уделявшем существенное внимание вопросам газовой борьбы и развитию этого дела в Красной Армии, считая, что войны будущего обязательно будут химическими. Поэтому представляется, что инициатором и активным сторонником использования газов, в том числе и в Тамбове, был вовсе не Тухачевский, а именно Шейдеман. Отсюда и заданный вопрос.
Кстати, Ваша информация лишь подкрепляет это мнение.
Касательно выводов.
>Предварительные (обсуждаемые) выводы:
>1. Личности абсолютно разного масштаба.
1. Согласен. Что и смущает.
>2. Шейдеман в Прямом подчинении у Троцкого.
>3. Химическими вопросами заинтересован был лично Троцкий.
2. и 3. Заинтересованность лично Троцкого химическими вопросами несколько сомнительна. Мне кажется, что у него других, более важных проблем было значительно больше. Да и вопрос, в общем то, мелкий, не Мировая Революция, чай.)) Тем более, что в подчинении есть Шейдеман, коему этим и следует заниматься непосредственно и вплотную. И, опять таки, упираемся в фигуру Юрия Михайловича.
>4. Не думаю что без санкции Троцкого Тухачевский начал бы "пугать" газами.
4. Скорее Склянского, a не Троцкого. Комиссию по борьбе с бандитизмом возглавлял именно Эфраим Маркович, который и курировал эти вопросы. Да и санкция была получена на заседании 19 июня. Так что с этим все в порядке.
Все же вопрос об инициаторе идеи об использовании газов пока остается открытым, и Юрий Михайлович Шейдеман на эту роль подходит больше всего.