|
От
|
САН
|
|
К
|
САН
|
|
Дата
|
09.08.2017 13:42:46
|
|
Рубрики
|
Фотографии;
|
|
Re: Незадолго до...
Постараюсь завтра поделиться ещё некоторыми своими соображениями.
Весьма любопытный момент!
Хорошо, что он всплыл, а то я совсем забыл ответить на возникшие вопросы...
Здесь уже как-то появлялась такая информация:
Статья "Бой за Эсмань"
Приветствую!
Может, было, но поиском не нашел.
http://nz-hlukhiv.com.ua/wp-content/uploads/sivershuna/sivershuna_2016.pdf
Стр.518 А.В. Федин БОЙ ЗА ЭСМАНЬ 30 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА
От stern
К Karan (28.03.2017 12:00:54)
Дата 28.03.2017 21:05:28
Re: Статья "Бой...
спасибо, интересно!
Если необходимо, могу ещё добавить карту.
Несмотря на казалось бы имеющиеся неплохие источники (я упор делал, прежде всего непосредственно на сами архивные материалы 4 тд, считая имеющуюся литературу всё-таки уже производным источником) - архивные материалы 4 тд (хорошо бы ещё было бы посмотреть, если они конечно сохранились и доступны материалы уровня батальон - рота) восстановить картину боя оказалось не так просто и у меня до сих пор пока ещё остаются ряд спорных и неясных моментов. Дело в том, что сами документы порой дают весьма неоднозначную и подчас противоречивую картину...
В своём исследовании, я прежде всего использовал 3 главных отчёта/боевых донесения по 4 тд и её структурным подразделениям:
Gefechtsbericht der 4. Panzer-Division für die Zeit von 30.9. – 6.10.1941
Gefechtsbericht der 5. Panzer-Brigade für die Zeit von 29.9. – 3.10.1941
Gefechtsbericht des Pz.-Rgt. 35 und der Vorausabteilung Hochbaum für die Zeit vom 30.9 bis 3.10.1941
Но это не все танки у Эсмани, к прим. КВ с ромбом отсутсвует. Моежет сам автор еще выскажется?
Про "Holzminen" интересно: немцы упоминают их чуть ли не с июля!
Пару лет назад, для книги "Глухів. Випробування війною"
http://reibert.info/threads/gluxov-1941-1943.321582/page-5
я писал главу посвящённую боевым ействиям в районе Глухова в сентябре 1941 года, там всё достаточно подробно описано. Сейчас, конечно, некоторые моменты требуют уточнения, но в целом, каркас остаётся прежним. Часть танков из состава 121 и 150 тбр была потеряна в ходе попыток групп Ермакова и Акименко захватить город Глухов в последней декаде сентября 1941 г. Я поговорю с ребятами из Глухова, возможно, книга или эта глава будет выложена в открытый доступ. Упоминаемый КВ и ещё ряд танков из состава 121-й танковой бригады, был потерян в ходе контратаки 25 сентября 1941 года у дороги между Глуховым и Эсманью к югу от Хотьминовка.
Что касается кавалера РК из 4 тд и его горелой тройки с № 600, то в книге Йоганна Мюллера Танкисты Гудериана рассказывают. "Почему мы не дошли до Кремля", приводится фрагмент из дневника командира 6-й роты 35-го танкового полка старшего лейтенанта Артура Вольшлэгера, в котором он рассказывает как 3 октября 1941 года всего 4 уцелевших танка (2 танка были потеряны при выдвижении к городу в бою у северной окраины посёлка Мал. Фоминка) из его роты первыми ворвались в Орёл. В этом рассказе есть один весьма любопытный момент, на который я сразу обратил внимание: "Первой целью атаки была дорога, которая вела к насыпи, прикрывавшей город с запада. Следуя по небольшой лощине, мы колонной помчались к нашей цели и быстро вышли на дорогу. Согласно имеющемуся приказу, я должен был там остановиться. Однако старое правило танкистов гласит: «Неподвижный танк на поле боя – уничтоженный танк!» Поэтому мы двинулись дальше. Перед нами появился виадук и въезд в город. Виадуки всегда опасны. Я это узнал на личном опыте несколько дней назад. Оставалось лишь одно: вперед и насквозь! И это сработало! Теперь перед нами была широкая дорога, ведущая к Орлу. Мы рванули по ней.".
Т.е. он говорит об опасности виадука (очевидно, что речь идёт о путепроводе и проходе в железнодорожной насыпи под ним) и это он познал "на личном опыте несколько дней назад". И действительно, в Gefechtsbericht der 5. Panzer-Brigade für die Zeit von 29.9. – 3.10.1941 в ходе описания событий 30 сентября и действий в районе Эсмань, мы находим следующее: "В этой ситуации 2-й батальон 35-го танкового полка получает приказ выдвинуться вперёд и в 4 километрах к востоку от Эсмани обойти их... При пересечении 2-м батальоном 35-го танкового полка железнодорожной линии 1 Pz.Kpfwg.III был подбит. [Причём, используется именно глагол «abgeschossen» (подбит), а не «zerstören» (уничтожен)] Однако вражеское сопротивление у прохода в железнодорожной насыпи было быстро подавлено. Оба батальона 35-го танкового полка быстро продвигаются вперёд и северо-западнее Полковничья Слобода вновь соединяются вместе."
Однако, в Gefechtsbericht der 4. Panzer-Division für die Zeit von 30.9. – 6.10.1941 указывается, что танк комроты Вольшлегера был подбит в районе высоты с отметкой 96,3 у Полковничья Слобода (на карте РККА это отметка 211,7 севернее Вольная Слобода) столкнувшись с отходящими от Эсмань оставшимися несколькими танками 121 тбр:
«В 11.40 немецкие танки достигают железной дороги к югу от станции Эсмань. Однако очень скоро выясняется, что тяжёлый русский танк, заняв позицию к востоку за заминированным путепроводом, блокировал их дальнейшее продвижение своим огнём. При этом артиллерия не могла его поразить, так как высокая железнодорожная насыпь существенно затрудняла обзор. В этой ситуации командир боевой группы быстро принимает решение направить 2-й батальон 35-го танкового полка в обход к востоку от Эсмань, чтобы продвигаясь через Полковничья Слобода выйти противнику в тыл и разблокировать для 1-го батальона маршрут продвижения. В то время как 2-й дивизион 103-го артиллерийского полка обстреливает вражеские танки и занятые противником высоты 2-й батальон 35-го танкового полка выдвигается вперёд и севернее Слобода наталкивается на отходящие русские танки. При этом двигавшейся впереди танк командира 6-й роты 35-го танкового полка старшего лейтенанта Вольшлегера был подбит, однако он пересаживается в другую машину и подбивает 2 отходящих вражеских танка. Русские танки отходят и путь для 1-го батальона становится свободным.»
Фактически то же самое изложено и в Gefechtsbericht des Pz.-Rgt. 35 und der Vorausabteilung Hochbaum für die Zeit vom 30.9 bis 3.10.1941, где даётся чуть более детальная картина происходившего:
«Тем временем на восточном выходе из Эсмань снова происходит остановка. Тяжёлый танк противника, заняв выгодную позицию за путепроводом под железной дорогой, так что его за высокой железнодорожной насыпью невозможно было поразить, заблокировал дальнейшее продвижение… В этой ситуации по предложению командира полка в 12.30 его 2-й батальон с прибывшими на усиление 34-м мотоциклетным батальоном и 1 8,8-см зенитной пушкой из южной части Эсмань выдвигается в восточном направлении с задачей проследовав через Полковничья Слобода (Вольная Слобода) в районе высоты с отметкой 96,3 выйти к основному маршруту продвижения и занять там круговую оборону. А блокировавший дальнейшее продвижение 1-го батальона вражеский танк должен был огнём зенитного орудия по возможности уничтожен. Однако в ходе выдвижения 2-го батальона этот танк вынужден был оставить свою выгодную позицию за путепроводом и вместе с ещё 3 другими танками атаковал танки 2-го батальона. Вражеским огнём танк командира 6-й роты старшего лейтенанта Артура Вольшлэгера был подбит, однако он пересаживается в другой танк и подбивает 2 атаковавших русских танка. Таким образом, путь для дальнейшего продвижения 1-го батальона был освобождён.»
В достаточно интересной и информативной книге Robert Forczyk Tank Warfare on the Eastern Front 1941-1942 Schwerpunkt указывается, что продвижение 1-го батальона 35-го танкового полка было остановлено двумя танками Т-34, а во время совершения обходного движения 2-м батальоном 35-го танкового полка один из Т-34 подбивает Pz.III командира 6-й роты Вольшлегера. Но и эта книга, к сожалению, не лишена некоторых очевидных ошибок и неточностей, так в ней указывается, что бой в Эсмань вела рота из состава 150-й танковой бригады Бахарова, что не соответствует действительности.
В приложении к этому документу Gefechtsbericht der 5. Panzer-Brigade für die Zeit von 29.9. – 3.10.1941 указывается, что за этот период потери безвозвратные танков составили 6: 5 Pz.Kpfwg. III, 1 Pz.Kpfwg. IV. В принципе, всё неплохо считается: если учесть, что 3 из них (2 из 6-й роты Вольшлэгера и ещё 1 из другой роты) были потеряны при движении к Орлу в бою у Мал. Фоминка, а 2 (один из 1-го батальона у Эсмань, а второй – если считать безвозвратном тройку Вольшлэгера) 30 сентября в районе Эсмань; остаётся неизвестной судьба ещё одного.
В этой связи, весьма интересно было бы познакомиться с дневником Вольшлэгера чуть подробнее, судя по всему, он обладал неплохим литературным талантом и цепкой памятью, сообщая достаточно любопытные подробности событий, в которых он участвовал. Я полагаю, первый день наступления - 30 сентября 1941 г. и бой в котором был подбит его танк, а затем уничтожены им лично 2 танка противника - он наверняка запомнил и описал все подробности в своём дневнике... Поэтому, буду признателен, всем кто поможет достать дневник Вольшлэгера или поделиться интересующими меня фрагментами.
Возможно, в этом вопросе что-то сможет прояснить ув. Станислав, насколько я помню, он общался с немецкими ветеранами-танкистами из 35 тп 4 тд, может быть они что-то вспомнят про первый день наступления на Москву 30 сентября и бой за Эсмань, где было подбито как минимум 2 танка, в том числе и танк Вольшлэгера, возможно, у них есть и фотографии этих машин…
Кроме того, было бы неплохо посмотреть и документы самой 121-й танковой бригады. В моём распоряжении есть некоторые оперативные сводки этой бригады за последнею декаду сентября 1941 г., но к сожалению, далеко не все. Так, в Сводке № 35 к 18-00 27.9.41 указывается, что бригада имела к этому времени следующее количество танков: «Танковая группа в к-ве 18 танков (КВ-1 – 1; Т-34 – 2; Т-26 – 15…)». Вполне возможно, что в ЦАМО имеются материалы, которые позволят более однозначно ответить на ряд вопросов.
С уважением, Александр