Как строили военные базы на Балтике, и почему их так и не построили...
Небольшой обзорчик по строительству ВМБ (Палдиски и Ханко) в 1940 году.
После прочтения некоторые моменты становятся ясны...
О ходе оборонительного строительства НКВМФ в Эстонии и на п/о Ханко
Группой контролеров Комитета Обороны, откомандированных на места строительства Военно-Морских баз Ханко и Палдиски, установлено, что решения Комитета Обороны №№ 417, 266 и 267 Наркоматом Военно-Морского Флота в установленные сроки не выполняются, а намеченный на 1940-й год план строительства может быть сорван, если не будут приняты решительные меры по устранению фактов безобразного обеспечения строительства технической документацией, материалами и механизмами.
Материальная обеспеченность строительства (полученные от промышленности материалы и механизмы) позволяла выполнить значительно больший объем работ, однако в результате работы Транспортно-Заготовительного Отдела (Ленинградский порт), срывавшего доставку на строительство имевшихся в наличии материалов, строительство задерживалось, сроки, указанные постановлениями КО, сорваны и береговая оборона военно-морских баз Ханко и Палдиски – полностью не обеспечена.
Фактически состояние готовности строительства по состоянию на 05.08.1940 года следующее:
Комитетом Обороны предложено:
В 1939 году построить восемь батарей, фактически же построено только три.
В 1940 году построить одиннадцать батарей, фактически же на 05.08.1940 года построено только четыре. Необходимо отметить, что темпы работ по оборонительным объектам не обеспечивают выполнение плана 1940 года.
Для размещения личного состава, при каждой батарее должен быть построен казарменный городок.
Ход строительства городков не обеспечивает готовности их к зиме и создает угрозу размещения на зиму личного состава батарей и строительных батальонов в палатках. На п/о Ханко строительство городков еще не начато, а по Эстонии часть городков имеют готовность от 5 до 60%, часть же строительством не начаты (Оденсхольм, Кюбассар).
Основными причинами неудовлетворительного хода строительства являются:
Безобразная работа Транспортно-Заготовительного Отдела по материально-техническому снабжению строительства.
Выполняя постановление Комитета Обороны, промышленность дала для строительства основные материалы и механизмы своевременно.
Огромное количество грузов поступает в Транспортно-Заготовительный Отдел (на 05.08.1940 года поступило 3.000 вагонов), основной задачей которого является распределение и отправка грузов из Ленинграда на строительства.
В результате плохой организации работы и преступного отношения к своим обязанностям Начальника Транспортно-Заготовительного Отдела т. Астафьева, происходит затоваривание в Ленинграде при остром недостатке материалов и механизмов на строительстве. Так, например:
Начало бетонных работ из-за отсутствия цемента задерживается, а в Ленинграде лежит 3.000 тонн цемента. Строительство испытывает острый недостаток пиломатериалов, в то время как в Транспортно-Заготовительном Отделе сосредоточилось 24.000 куб.м.
Транспорт строительства не успевает отвозить вынутый из котлованов грунт, а в Транспортно-Заготовительном Отделе стоят без использования 45 штук новых самосвалов. Такое же положение с кровельным железом, толем, бетономешалками и пр.
Кроме того, вследствие отсутствия плана материального обеспечения строительства, погрузка на транспорты и железную дорогу в Ленинграде производится без какого-либо учета потребности строительства в тех или иных материалах. В результате – то, что нужно по ходу работ, на строительстве отсутствует, а ненужными материалами забиты склады. Например: из-за недоставки из Ленинграда накладок и стрелочных переводов для ж.д. позиции на п/о Пакри, при полной законченности строительных работ, срок ввода позиции в эксплуатацию (к 01.08.1940 года) сорван. В то же время на строительство завезена пакля в количестве, превышающем годовую потребность.
Помимо того, что Транспортно-Заготовительном Отделом отгружается для строительства не то, что нужно – при погрузке портятся ценные материалы.
Цемент, погруженный на пароходы «Пятилетка», «Пионер», «Луга» и другие, из-за небрежной погрузки, имел порванную тару, в результате чего 7% цемента потеряно (рассыпано и загрязнено). Кроме того, цемент отправлялся без накладных паспортов и установить количество и качество прибывшего на пароходе цемента не представлялось возможным. По существующим правилам, цемент не имеющий паспорта, в строительстве применять нельзя.
На чугунные котлы для варки пищи и бань были погружены тяжеловесные механизмы, в результате на строительство прибыли не котлы, а оставшиеся от них осколки.
В феврале 1940 года на строительство № 05 (о. Эзель) были присланы лошади без повозок и сбруи и только 07.06.1940 года на п/х «Луга» были присланы семь штук совершенно негодных повозок. Даже после ремонта из семи повозок удалось собрать только две.
Не менее возмутительным нужно признать засылку на строительство двух разбитых машин «М-1) с неработающими моторами, на ремонт которых затрачено 800 крон инвалютой.
Вместо того, чтобы обеспечить строительство исправными машинами из СССР, НКВМФ (т.т. Левченко и Комаров), не имея разрешения Правительства, покупает на Эстонском рынке машины иностранных марок (закуплено семь машин стоимостью от четырех до семи тысяч крон каждая).
Существующий в Транспортно-Заготовительном Отделе порядок отправки грузов из Ленинграда ставит строительство в крайне тяжелое положение. Строительство лишено возможности учесть, какие и в каком количестве материалы ему присланы.
В большинстве случаев грузы не имеют накладных, а из накладных, прибывающих с некоторыми вагонами также невозможно определить, что и в каком количестве прислано. В них либо значились «разные грузы» без указания количества мест и веса, либо значились грузы, не соответствующие действительным. Так, в накладной № 1 на вагоны №№ 9035, 9013 и 9006 числился бензин, а фактически был керосин.
То же самое оказалось с вагоном № 9040, прибывшим по накладной № 69 и ряд других случаев.
Повагонный учет вести также невозможно, так как Транспортно-Заготовительный Отдел грузим вагоны и транспорты случайными и смешанными грузами. Так, например: цемент был погружен с паклей, арматура с лесоматериалом, овес с гвоздями, механизмы с котлами для варки пищи и бань и т.д.
Такое положение привело к тому, что руководство строительством не может наладить точного, хотя бы повагонного учета, в результате расходование материалов ведется бесконтрольно.
Кроме того, из-за нераспорядительности и бесхозяйственности Строительного Управления НКВМФ, не сумевшего организовать доставку горючего из Ленинграда на места строительства водой и из-за небрежности при оформлении ж.д. накладных – бесцельно расходуется валюта. Например:
Для доставки бензина только на о. Эзель (600 тонн) было перерасходовано 46.800 крон (оплачивая за провоз тонны 85 крон, вместо нормальных 8 тонн).
Вагоны с грузами адресовались на ст. Райкюла, вместо ст. Рахукюла, в результате на переадресовку вагонов было затрачено 2.362 кроны.
Необеспеченность рабочей силой
Строительство обеспечено рабочей силой только на 60%.
Управление НКВМФ (т. Комаров) с июля месяцы имело полную возможность навербовать эстонских рабочих для строительства казарменных городков, однако эта возможность не использована и темпа строительства городков в значительной степени задерживаются недостатком рабочих.
Особо остро стоит вопрос с обеспечением рабочей силой оборонительных объектов, куда нельзя допустить эстонских рабочих. Несмотря на то, что наличие строительных батальонов не обеспечивает выполнение плана 1940 года, руководство НКВМФ (т. Левченко) вопроса об этом перед Правительством не ставило.
Необеспеченность строительства технической документацией
До сего времени нет ряда проектов, изготовление которых в ЦПБ Инженерного Управления НКВМФ идет крайне медленно.
Так, например: на строительстве нет чертежей по всем элементам 180 мм батарей на Ниннас. Нет проектов водоснабжения, канализации, электростанций и электропроводки по девяти батареям (Пакри, Оденсхольм, Тахкуна, Церель и др.).
Непродуманное составление титульных списков Инженерным Управлением НКВМФ (т. Судьбин) привело к тому, что в течение полугодия титула менялись четыре раза. Последние титульные списки, утвержденные Зам. Наркома т. Левченко 26.07.1940 года представляют ни к чему не обязывающую строителей бумажку. Не указана хотя бы ориентировочная, полная сметная стоимость объекта и сроки ввода его в эксплуатацию.
Указанная в титулах стоимость объектов не обоснована каким-либо расчетом и резко расходится с фактической стоимостью. Для целого ряда объектов указана резко заниженная, а для других резко завышенная против фактической стоимость. Например:
Стоимость трех железо-бетонных погребов для боезапаса указана в 60.000 рублей, фактически же стоимость только одного погреба обошлась в 90.000 рублей.
Фактическая стоимость строительства казармы равна 120 рублей за кубический метр помещения, а по титульному списку эта стоимость определена в 180 рублей за кубический метр.
Все это приводит к тому, что строители, не знаю объема работ и их стоимости, не могут вести работы по строго разработанному плану. Кроме того, отсутствие технической документации на коммуникации приводит к излишним земляным работам, большому количеству переделок и ослаблению прочности бетона при долблении отверстий для ввода проводов и труб. Изменения титульных списков и их неразработанность приводит к крупным изменениям и неувязкам в строительстве. Так, например: на Кейшюст (остров Эзель) заканчивается строительство казарменный городок (казармы, ДНС, столовая, баня и т.д.), в то время как батарея в 1940 году устанавливаться не будет.
На Кейгюсте уже выстроен городок, в котором некому жить, а в местах, где уже установлены батареи и есть личный состав – строительство только начинается (Тахкуна, Серош).
На том же Кейгюсте омертвлены 40.000 крон, затраченные на заготовку камня для батарей, строительство которой последним титульным списком на 1940 год снято.
Несвоевременная поставка материальной части
Срыв правительственных сроков окончания строительства батарей в ряде случаев происходит не только по вине строительства, но и из-за задержки поставок материальной части (Артиллерийский Отдел НКВМФ т. Мушнов). Так, например:
Начало бетонирования блоков постоянных батарей на п/о Тахкуна и других участках (Ниннас, Церель, Пакри) задерживается из-за отсутствия закладных частей.
Зам. Наркома т. Левченко и Начальник Строительного Управления т. Комаров лично бывшие на строительстве и в Транспортно-Заготовительном Отделе не могли не знать о творящихся на строительстве и в Транспортно-Заготовительном Отделе фактах бесхозяйственности, неорганизованности и прямого преступления, однако, никаких мер к улучшению положения не приняли, и на сегодня продолжает царить прежний хаос.
Кроме того, «для изучения различных вопросов и практической помощи на месте», НКВМФ за время с 01.10.1939 по 01.08.1940 года командировал в Эстонию 120 человек своих работников, затратив на командировки 114.619 крон (не считая оплаты проезда). Никаких практических результатов от такого обильного потока командированных на строительстве нет.
ВЫВОДЫ:
1. В результате плохого руководства строительством со стороны НКВМФ – (т.т. Левченко и Комаров), постановления Комитета Обороны не выполнены, несмотря на достаточное материально-техническое обеспечение).
2. Несмотря на большое количество командировок в Эстонию работников НКВМФ и личные поездки руководящих товарищей (т.т. Левченко, Комаров, Судьбин), до последнего времени не были обнаружены царящие на строительстве и в Транспортно-Заготовительном Отделе – факты бесхозяйственности, неорганизованности и прямого преступления.
3. Работа Транспортно-Заготовительного Отдела в Ленинграде имеет решающее значение для строительства в Прибалтике, однако, внимания этому Отделу со стороны НКВМФ уделено не было.
Несмотря на факты явно преступной работы Отдела, приведшей к необеспеченности строительства материалами и механизмами (при наличии их в Транспортно-Заготовительном Отделе) – к ответственности никто привлечен не был.
4. По вине Инженерного Управления НКВМФ (т. Судьбин) строительство технической документацией не обеспечено, в результате чего работает без плана, вслепую.
5. НКВМФ (т.т. Левченко и Мушнов) не обеспечили своевременного завоза материальной части для строящихся батарей, в результате – ввод в эксплуатацию боевых объектов задерживается не строительными работами, а отсутствием материальной части.
Считаю необходимым обязать НКВМФ – т. Кузнецова Н.Г.:
1. В декадный срок полностью обеспечить строительство недостающей технической документацией: ценниками на материалы, недостающими проектами и привести титульные списки в соответствие с существующими о них положениями.
2. В девятидневный срок упорядочит работу Транспортно-Заготовительного Отдела в Ленинградском порту, организовав снабжение строительства по согласованному с планом строительства графику. Ликвидировать преступную небрежность в организации отправки грузов, приводящую к порче материальных ценностей и напрасным расходам инвалюты.
Запретить транспортировку горючего по железной дороге и организовать доставку его морским транспортом.
Виновных привлечь к ответственности, а Начальника Транспортно-Заготовительного Отдела – т. Астафьева с работы снять и отдать под суд.
3. Сократить до минимума число командируемых на строительство работников Наркомата. Установить ответственность начальников управлений за целесообразность командировок.
4. Для форсирования строительства казарменных городков – организовать вербовку Эстонских рабочих. Предложить строительству обеспечить работу строительных батальонов только на оборонительных объектах.
5. Потребовать от Строительного Управления в двадцатидневный срок привести в порядок учет и отчетность по строительству и в месячный срок представит отчет в использовании полученных для строительства материалов и механизмов.