От Сергей Ответить на сообщение
К Вадим
Дата 24.03.2010 21:11:28 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Версия для печати

"Обратная сторона медали", или взгляд НКВМФ на проблему

НКВМФ
30 августа 1940 года
№ 3702сс
Совершенно Секретно
Экз. № 1
Председателю Комитета Обороны при СНК СССР
Маршалу Советского Союза т. Ворошилову К.Е.
На № 785сс от 24 августа 1940 года
По вопросу о принятых мерах по устранению недостатков и форсирования оборонительных работ на п/о Ханко и в Эстонии ДОКЛАДЫВАЮ:
1. Состояние строительства
План строительства по состоянию на 20.08.1940 года выполнен в денежном выражении на 26%. Физическое выполнение плана выше, так как многие работы выполняются силами войсковых частей.
Из 27 батарей, которые должны быть введены в строй в 1939-1940 г.г., введено на 20 августа 14 батарей. На всех остальных батареях работы развернуты полностью на всех объектах.
В сентябре месяце вводятся дополнительно 6 батарей.
Кроме перечисленных батарей введено в строй:
а) 45 мм противокатерных – 8 (при плане 10);
б) зенитных батарей – 9 (при плане 14).
Остальные будут введены в строй в сентябре месяце.
Неудовлетворительное выполнение плана на 20.08.1940 года объясняется:
1) Поздним развертыванием работ на островах Эзель, Даго и Оденсгольм, вызванным следующими причинами:
а) Постановлением Экономсовета по вопросам материального обеспечения состоялось 10 декабря 1939 года за № 1385-33сс (постановление КО № 417сс вышло 15.11). В нем был определен завоз материалов в декабре 1939 года и январе 1940 года. Это совпало с закрытием навигации по Финскому заливу и военными действиями с Финляндией.
Все грузы были направлены по железной дороге на Палдиски, куда они начали поступать только в конце января. Значительная часть грузов из-за задержки в пути, в связи с военными действиями, погруженная в январе месяце поступила только в марте-апреле месяце.
б) Острова Эзель и Даго к концу января месяца оказались отрезанными от материка ледяным покровом и переброска пароходами грузов для строительства на этих островах стала возможной только с 10 мая 1940 года. Ледоколы были заняты на военных операциях КБФ и в распоряжение строительства предоставлены не были.
в) Строительные организации НКВМФ в Эстонии не организовали немедленную переброску грузов на острова после освобождения Моондзундского пролива от льда.
г) По договору с бывшим Эстонским Правительством остров Оденсгольм передан 10 июня 1940 года.
Места для строительства батарей были выбраны к 30 июня. Сразу же были развернуты работы по всем объектам.
д) Бывшее Эстонское Правительство тормозило развертывание работ, не производя отчуждения мест строительства и затягивая заключение договоров с подрядчиками.
Наркомвнешторг обеспечил заключением договоров только в июне месяце.
Позднее заключение договоров с подрядчиками привело к срыву своевременного завоза камня и песка и резко оттянуло начало строительства жилых городков при батареях.
Большое противодействие со стороны бывшего Эстонского Правительства было и в допуске к непосредственному найму местных рабочих на наши стройки, однако вопреки этому противодействию еще в середине апреля месяца стройки ВМФ приступил к такому набору.
В настоящее время силами непосредственно нанятых эстонских рабочих строятся основная масса жилых городских и вспомогательных сооружений.
2) Задержками в материально-техническом обеспечении
Целевое выделение фондов для строительства на западе разрешено только в постановлениях Экономсовета № 654-257с от 08 мая 1940 года и КО № 266 от 20 июня 1940 года.
Несмотря на принятые меры со стороны НКВМФ (постоянные требования у наркоматов-поставщиков, направление на заводы работников, проталкивающих реализацию) многое из материалов и оборудования отгружено с опозданием или не отгружено и по настоящее время (справка о состоянии реализации фондов по постановлению КО прилагается). О ходе реализации Главный Контроль КО неоднократно ставился в известность.
3) Плохой доставкой грузов по воде строительствам на островах, что объясняется:
а) Невыполнением Ленинградским торговым портом решений КО о переработке грузов НКВМФ.
Помещения для приемки грузов Ленторгпортом предоставлены не были, прибывающие в колоссальном количестве грузы (ежедневно 40-50 вагонов) разгружались под открытым небом, что вынудило НКВМФ строить в Ленинградском торговом порту свои склады. В течение мая-июля построено 3 склада и 1 навес. Помимо порчи материалов в порту, такое положение приводило к невозможности оперативно и быстро подбирать и отгружать нужное.
б) Полным отсутствием тоннажа для перевозок грузов до 1 июля с.г., недостаточное его предоставление с 1 июня по 15 августа (всего перевезено за 1,5 месяца 60.000 тонн, вместо необходимы к перевозке в месяц 60-70 тысяч тонн) и резким сокращением подачи тоннажа с 15 августа с.г.
Положение с перевозками становится исключительно тяжелым - в Ленинграде наступают дожди и погрузка стройматериалов будет очень затруднена, а рейдовая разгрузка на островах из-за начинающейся штормовой погоды – может оказаться почти невозможной.
в) Исключительно тяжелым положением, которое имеет место на строительстве из-за отсутствия рейдовых разгрузочных плавсредств.
г) Плохой работой Транспортно-заготовительного отдела в Ленинграде, состоявшей в том, что он не реагировал быстро на удовлетворение нужд строительства; допустил безобразное складирование грузов в порту; недобросовестно относился к погрузке грузов на пароходы, допуская некомплектность отправок; запустил учет наличных материальных ценностей в порту.
4) Низкой производительностью труда на строительстве и очень медленным развертыванием учебы среди бойцов инженерных и строительных батальонов, в подавляющем большинстве не строителей по специальности.
5) Не высоким уровнем состояния дисциплины во всех звеньях строительных организаций.
6) Отставанием в обеспечении технической документацией.
Состояние обеспечения оборонительного строительства Запада технической документацией на 01.08.1940 было следующее:
№ п/п Наименование проектов Дата отправки
1 Проект 130 мм открытой батареи 06.04.1940
2 Проект 180 мм башенной батареи 20.04.1940
3 Проект 3-х городковых станций 11.05.1940
4 Проект КП на вышке для 130 мм батареи 07.07.1940
5 Проект КП на вышке для 180 мм башенной батареи 07.07.1940
6 Проект 4-й городковой электростанции 24.07.1940
7 Проект 180 мм открытой батареи 27.07.1940
Проекты казарменного, складского строительства и других необоронительных сооружений были выданы строительству в апреле-мае месяцах.
Необеспеченными технической документацией на 01.08.1940 остаются работы по наружным инженерным сетям (отопление, водоснабжение, канализация и электрика), разработка проектов которых производится на месте.
Разработка проектов наружных инженерных сетей будет закончена 25.09.1940.
7) Имевшей место несвоевременной поставкой закладных частей для строительства батарей. 12 августа с пароходом «Казахстан» отправлены закладные части для 2-х 130 мм батарей, одной 180 мм открытой батареи на Ниннаст и жесткие барабаны для одной 180 мм башенной батареи вместе с артсистемами.

2. Принятые меры по выполнению плана работ 1940 года и изжитию имеющих место недостатков.
1. Строительные организации на п/о Ханко и в Эстонии нацелены в первую очередь на строительство основных, решающих успех обороны, батарей, как-то:
а) железнодорожная 305 мм и 180 мм на п/о Ханко;
б) 305 мм башенная батарея на о. Руссаре;
в) железнодорожная 356 мм и 180 мм батарея на п/о Пакри (которые уже построены);
г) башенные 180 мм батареи на островах Даго (Такхуна) и Оденсгольм и башенная 180 мм батарея на острове Эзель (Церель).
Основная рабсила, материалы, механизмы, транспорт, лучшие руководящие кадры сосредоточены на этих батареях, не допуская распыления сил.
2. Инженерные и строительные батальоны, как и с самого начала строительства, поставлены исключительно на строительство батарей.
Перестраивается организация работы батальонов на строительстве. Внедряется ответственность каждого подразделения за срок и качество выполняемой им работы.
Путем пересмотра распорядка дня и внутренней жизни батальона, увеличен ежедневный выход личного состава на работы.
Привлечены к строительству батарей все сформированные части этих батарей.
Строительство батарей переведено на круглосуточную работу.
3. Начатая в конце апреля вербовка на стройки местных эстонских рабочих, с созданием Эстонской Советской Социалистической Республики, значительно расширена и этими рабочими охвачены все строительства жилых городков, дорог и вспомогательных сооружений.
При обеспечении завоза лесоматериалов и завоза Наркомвнешторгом отделочных и сантехнических материалов, есть уверенность, что жилые городки в 1940 году будут готовы.
4. Строительства на Эзеле, Оденсгольме и частично на Даго и Роге широко переходят на использование местных материалов для кладки стен зданий, что значительно должно ускорить строительство.
5. Работа Транспортно-заготовительного отдела в г. Ленинграде перестроена. Аппарат укреплен новыми работниками. Складское хозяйство в порту приведено в порядок. Проводится инвентаризация. Руководство отгрузками в течение июля-августа месяцев осуществлялось Зам. Начальника Строительного Управления, находившегося в г. Ленинграде. Непосредственную помощь ТЗО оказывал Зам. Наркома – Вице-Адмирал т. Левченко.
Руководитель ТЗО т. Астафьев отстраняется и после результатов работы комиссии по приемке от него дел будет привлечен к ответственности.
6. Проведена работа по специальным заготовкам стройдеталей в г. Ленинграде с тем, чтобы в готовом виде эти детали монтировались на стройках Запада. К такой работе относятся:
а) заготовка деревянной и металлической опалубки для всех батарей;
б) изготовлением 7 готовых брусковых домов для службы наблюдения и связи;
в) изготовление более 50 сборных стандартных бараков;
г) заготовка всех деталей для закладных частей и внутреннего монтажа отопления, вентиляции и других сантехнических устройств оборонительных сооружений.
Аналогичную работу проводит Электромортрест для монтажа электрооборудования.
7. В результате выезда на строительства Запада руководящих работников НКВМФ на месте были приняты меры по обеспечению выполнения плана строительства:
а) Развернуты работы по строительству железнодорожной батареи на пЪо Ханко, 305 мм башенной батареи на острове Руссаре, 180 мм башенных батарей на островах Оденсгольм и Даго, 130 мм долговременных батарей на Тоффри и Такхуне; до этого работы на этих батареях не производились;
б) Работы по строительству железнодорожной батареи на п/о Пакри переведены на круглосуточные, с привлечением дополнительно до 500 человек эстонских рабочих на отдельные участки пути;
в) Разрешены вопросы выбора места по новым объектам (Ниннаст) и уточнено место строительства батареи на Такхуне, в связи с резко неблагоприятными грунтами;
г) Утверждены генпланы по острову Оденсгольм, п/о Такхуна и в Ниннасте, а также утверждены трассы железнодорожного пути на п/о Ханко и в Виндаве;
д) Разрешены организационные вопросы по авиационному строительству на острове Эзель и приняты меры к немедленному развертыванию этих работ;
е) За плохую работу сняты с занимаемых должностей:
Начальник Строительного отдела в Латвии инженер-флагман 3 ранга Михайлов
Начальник 1 участка строительства на Эзеле военинженер 2 ранга Кетуров
Начальник участка строительства в Виндаве военинженер 3 ранга Юровский
Старший военпред острова Даго военинженер 1 ранга Шмелев и другие.
Руководители Строительного отдела в Эстонии предупреждены , что если они в течение месяца не справят недостатки, то будут отстранены от занимаемых должностей и привлечены к ответственности.
ж) Разрешены на месте отдельные принципиальные технические вопросы.

3. Необходимая помощь по линии КО
1. Заставить Ленинградский торговый порт выполнить постановление КО № 266 от 20 июня и производить переработку грузов НКВМФ своими силами и через свои склады.
2. Заставить наркоматы-поставщики немедленно выполнить постановление КО № 266 от 20 июня 1940 года и распоряжение КО № 5444/9КО в части поставки для строек Запада материалов, механизмов и оборудования, в особенности: лесоматериалов, цемента, дизелей и остального штатного оборудования.
Виновных в срыве отгрузки привлечь к ответственности.
3. Обязать Наркомморфлот представить для перевозок полностью по плану тоннаж, переключив для этих перевозок необходимые пароходы.

4. По существу обследования группой Контроля строительства на Западе
Ввиду того, что в представленном Вам докладе Главным контроллером – «О ходе оборонительного строительства НКВМФ в Эстонии и на п/о Ханко» приведен целый ряд фактов, которые изложены неправильно, вынужден особо доложить здесь по существу вопросов, затронутых в материалах контролеров КО:
1. Основной задачей на 1940 год по строительству на Западе НКВМФ считает постройку оборонительных объектов и только при полной уверенности в обеспечении материальными ресурсами этих сооружений производится обеспечение строительства жилых городков. Тем не менее, приняты все меры к окончанию их в 1940 году.
В связи с форсированием строительства основных оборонительных объектов, жилое строительство для инженерно-строительных батальонов производится в очень ограниченном размере и последние в значительной своей части зимой будут находиться в палатках.
Строительство казарм и жилых домов на Оденсгольме и Кюбассаре начато.
2. Ссылки на то, что промышленность поставила основные материалы, механизмы своевременно, совершенно неправильны, о чем свидетельствует приложенная справка.
3. Находившийся в течение двух часов в Ленинградском торговом порту контролер т. Харитонов даже за этот короткий срок мог убедиться в том, что:
а) Весь вопрос складского хозяйства НКВМФ в Ленинградском порту зависит от невыполнения Ленторгпортом постановления КО. Причем т. Харитонов не смог заставить Начальника Ленторгпорта изменить свое отношение к грузам НКВМФ, не сделал он это и после приезда в Москву.
б) Морпароходство до 15.08.1940 года представляло пароходы только крупного тоннажа по 4.500-5.000 тонн, следовательно, неминуемо должно быть предварительное накопление такого количества грузов.
в) Цемент при т. Харитонове грузился в пароход непосредственно с прибывающих вагонов и в складах его почти не было. Цемент имеет накопление только сейчас, когда не дают тоннажа для перевозок и накоплялся до 01.05, когда тоннаж для перевозок совсем не представлялся.
г) Отгрузка автомашин, как и других тяжеловесов, возможна только на пароходах, имеющих стрелу для подъема свыше 5-6 тонн. Таких пароходов в БГМП немного. Т. Харитонову было показано, что пароход «Иван Папанин» взял только 15 самосвалов из полученных 60, а остальные забирают пароходы «Хасан» и «Выборг», становившиеся под погрузку с 8-11 августа, что и было исполнено. Эти пароходы увезли остальные машины. Машины прибыли в конце июля - начале августа месяцев.
4. 24.000 куб.м. пиломатериалов НКВМФ получил из наличия в Тронгзуне. Для отгрузки этого материала первый пароход «Каупа» был получен 31 июля 1940 года.
До 3 сентября весь лес будет отгружен. На 27 августа отгружено 4 парохода 15.000 куб.м.
5. Отгрузка скреплений к рельсам для железной дороги в Пакри в течение двух с лишним месяцев НКВМФ пробивалась во всех организациях. Отгрузка по специальному решению производилась только НКПС.
Потребовалось двухкратное распоряжение т. Тевосяна для того, чтобы эти скрепления отгрузить.
В Ленинградском порту скрепления не задерживались буквально более двух дней и специальным поездом были направлены в Палдиски. А такие вещи как стрелки, доставались в разных организациях по одной штуке и свозились для обеспечения этой железной дороги.
6. Вопрос об отсутствии накладных доложен неверно.
Все грузы отправляются по железной дороге только по накладным, иначе железная дорога просто не примет их к перевозке, а на пароходах только по манифестам-коносаментам.
По общепринятому порядку в вагонах, где погружен разный сборный груз, в накладных указывается «разный груз» и показывается вес и количество мест.
Все номера отгруженных вагонов посылаются строительствам ежедневно и поэтому учет может вестись совершенно полный и ясный.
7. Доставка бензина водой не производится не по вине НКВМФ, а исключительно из-за отсутствия соответствующих приспособлений в Морфлоте.
8. Категорически отвергается вопрос о задержке в строительстве городков из-за отсутствия эстонских рабочих. Строительство тормозится только из-за недостатка материалов и запозданий в их поступлении.
9. Титульные списки на капитальное строительство Запада в 1940 году, составленные в соответствии с постановлением КО № 417сс, утвержденные 7 января 1940 года в основном не менялись, а подвергались лишь корректировке, исходя из учета менявшейся обстановки.
Первая корректировка титула имела место в апреле месяце и была вызвана необходимостью переключить часть средств на строительство оборонных объектов п/о Ханко. Однако, эта корректировка титульных списков ни в какой мере не отражалась на строительстве как самих объектов, так и доставки материалов, ибо все основные объекты, а также и прочие объекты, начатые строительством оставались в титуле.
Вторая корректировка в титуле проведена в конце июля на месте и была вызвана развертыванием строительства на вновь принятом острове Оденсгольм.
Приведенный в докладе пример завышенной в титульном списке стоимости одного кубометра казармы не соответствует действительности, т.к. стоимость кубометра в титуле определена в 85 рублей – для всех казарм, а не 180 рублей, как указывается в докладе.
10. Заготовки камня и строительство городка для батареи 180 мм калибра на Кейгесте выполнялись до решения КО при СНК СССР от 21.06.1940 года № 266-267 о переносе 180 мм батареи с Кейгуста на Ниннаст и строительства на Кейгусте в 1941 году 152 мм батареи. После постановления КО – НКВМФ принято решение казарменный городок достроить и камень оставить для использования в 1941 году.
11. По вопросу командировок 120 человек с 01.10.1939 по 01.08.1940 и об израсходовании 114.619 крон, докладываю, что непосредственно по строительство Запада выезжали 14 человек, с затратами до 10-12 тысяч крон. Вся остальная сумма расходов падает на командировки комиссий по выбору мест и отдельных работников других управлений, решавших вопросы по Наркомату вцелом.
12. Совершенно неверно доложено о том, что Трансзагототделу не уделялось должного внимания и работа его не контролировалась.
Основной поток материалов и оборудования стал накопляться в порту к середине июня месяца. С 13 по 17-е июня начальник СУ ВМФ с группой руководящих работников проверив работу Трансзагототдела, оставил совершенно конкретные указания, что нужно делать.
Убедившись, что многое не сделано, Начальник Строительного Управления руководил отправками с 23 июня по 1-е июля. С 1-го июля по 6-е июля непосредственное наблюдение за работой по отправке осуществлял Зам. Наркома – Вице-Адмирал т. Левченко и с 17 июля по 20-е августа руководил работой по отгрузкам Заместитель Начальника СУ ВМФ.
Дальнейшие мероприятия по улучшению работы Трансзагототдела и выявлению фактов плохой работы предпринимаются.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Справка на 5 листах.
За Народного Комиссара ВМФ Адмирал Исаков
Машинопись, автограф