От И.Т.
К И.Т.
Дата 10.04.2012 22:53:10
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Тексты;

В.Я. Мач. Распределение и власть.

Из письма С.Г.Кара-Мурзе. Статья.

Распределение и власть.

Обратимся к наиболее ранним формам производственной, экономической и общественной организации, существовавшей еще на самой заре развития человечества – в первобытном стадном сообществе. Преобладающим способом производства в то время могло быть только собирательство подножной пищи, основанное на самостоятельных и независимых индивидуальных действиях каждой особи. Крайняя примитивность такого способа производства исключала необходимость использования производственной организации и распределения продуктов труда, а вместе с ними существование производственных и экономических отношений. Тем самым была обусловлена невыразительность экономической организации первобытного сообщества, которой вполне соответствовала невыразительность его общественной организации.

Можно предположить, что и в том, необозримом историческом прошлом существовали способы добывания пищи, для использования которых требовалось осуществление организованного взаимодействия двух или более особей. Таким способом могла быть охота на диких животных, а тем более – крупных. То есть, уже тогда, пусть и эпизодически, происходила коллективная производственная деятельность, вызвавшая необходимость использования централизованного управления производственным процессом, на основе которого возникли производственные отношения. А обособленные индивидуальные производители, которыми являлись независимые собиратели подножной пищи, превращались на время производственного взаимодействия в участников совместной производственной деятельности.

Однако наиболее значительные изменения в укладе первобытного сообщества были вызваны возникновением необходимости распределения результатов совместной производственной деятельности. Распределение, которое в то время могло быть только централизованным, обусловило возникновение экономических отношений между его участниками и образование экономической организации, на основе которой образовалась организация общественная в виде пирамиды общественной иерархии. Последняя представляла собой отражение распределения отношений господства и подчинения, сложившихся в процессе выяснения отношений к результатам совместной производственной деятельности посредством насилия.
Вся история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом.

Если производственная организация охватывала только участников совместной производственной деятельности, то организация общественная – всех участников централизованного распределения, которое осуществлялось, быстрее всего, в виде такой своей разновидности, как распределение единоличное, на основе которого возникла Ее Величество Власть в качестве единственно возможного способа человеческой самоорганизации.
Некоторое время организованное производственное взаимодействие и последующее единоличное распределение результатов совместной производственной деятельности происходили от случая к случаю, однако, производственная, экономическая и общественная организация имела более долговременный характер, сохраняясь от одного случая к другому, если временной интервал между ними не был чрезмерно продолжительным. Более длительное сохранение организационной структуры имело значительный практический смысл, так как возникновение каждого нового организационного образования всегда сопровождалось выяснением отношений с помощью насилия.

В виду многочисленности первобытного сообщества, даже самой крупной разовой добычи не хватало на всех, поэтому ее распределение происходило среди более или менее постоянного круга особей, наиболее тесно примыкавших к той или иной группе охотников, внутри которого и происходили все организационные изменения. В целом к укладу первобытного сообщества эти внутригрупповые изменения относились в той мере, в которой способствовали его полному разрушению.

Неравномерность распределяемой в различных группах добычи зачастую вызывала межгрупповые раздоры, способствовавшие переходу к более жестким и более выразительным групповым организационным структурам. Однако преобладание количества собираемой пищи сглаживало неравномерность распределяемой добычи, сохраняя тем самым целостность стадного сообщества. Когда коллективная производственная деятельность превратилась в основной источник пищи при одновременном возникновении достаточно неблагоприятных условия для собирательства, неравномерность распределения недостаточного количества продуктов труда значительно возросла и повысила накал межгрупповых раздоров до критического значения, по этой веской причине первобытное стадное сообщество распалось в соответствии с уже сложившимися независимыми источниками единоличного распределения. Тем самым человечество совершило переход к следующей, более высокой ступени своего исторического развития, которой явился первобытно-общинный строй.

Экономическая организация первобытной общины основывалась на натуральном распределении, которое можно осуществить двумя способами. Одним из них является полномасштабный неуправляемый самопроизвольный процесс в экономических и общественных отношениях, сопровождаемый разгулом насилия и завершающийся необратимым распадом первобытной общины. Недопустимость такого исхода представляется очевидной. Другим, более приемлемым способом натурального распределения является распределение единоличное, исключающее возможность возникновения неуправляемого самопроизвольного процесса со всеми вытекающими из него неблагоприятными последствиями, так как само оно всегда основывается на насилии.

Образование в составе общины нескольких производственных коллективов было для нее критическим, так как каждый из них мог в любое время превратиться в независимый источник единоличного распределения и отделиться от всех остальных. Для предотвращения подобного исхода необходимо было подчинить единоличному распределению результаты производственной деятельности всех производственных коллективов, для чего требовалось отделение производственной иерархии от иерархии общественной

Человек быстро осознал все огромные преимущества, предоставляемые ему правом единоличного распределения, а поэтому добивался обладания таковым, используя все доступные способы и средства, не исключая самое жестокое насилие.

Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей борьбы за обладание правом единоличного распределения.
В процессе этой борьбы, неотделимой от борьбы за власть, вопрос о праве единоличного распределения всегда решался с помощью силы. Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ее использование зачастую сопровождалось значительным распространением насилия в обществе. Не вызывает никаких сомнений огромная разрушительность насилия для всех сфер человеческой деятельности. Человечество, пожалуй, никогда не вышло бы из состояния весьма недалекого от своей первобытной дикости, не найди оно иные, более приемлемые способы решения вопроса о власти.

Первой находкой подобного рода оказалась наследственная монархия, значительно ограничившая число возможных соискателей власти, предотвратив, таким образом, возникновение не одной вспышки насилия в обществе. Тем самым человечеству удалось избежать значительное множество разрушительных потрясений, несмотря на то, что законные престолодержатели положили непомерно много на алтарь достижения, укрепления и распространения своего могущества. Не отставали от них и законные престолонаследники, умудряясь в своих бесконечных сварах затевать, иногда весьма продолжительные и кровопролитные, династические войны. Со временем и наследственная монархия оказалась чрезмерно обременительной для все более возраставшей экономически независимой части общества. Настойчивое стремление буржуазии избавиться от произвола чрезмерно централизованной власти вызвало вначале частичные ограничения, а затем и полное устранение самодержавия.

Следующей находкой в виде еще более приемлемого способа решения вопроса о власти явилась демократическая процедура, представляющая собой сплошное надувательство. Однако и до настоящего времени во многих случаях вопрос о власти решается с помощью насилия. Будучи доведенной до своих крайних форм в виде полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса в экономических и общественных отношениях, борьба за власть несет ужасающие по своей разрушительности последствия для охваченной ею независимой человеческой общности и ее среды обитания.

Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел: как результатов совместной производственной деятельности, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей борьбы за власть.

Неразрывная связь между распределением и властью заключается в существовании соответствия между централизацией распределения и централизацией власти. Единоличное распределение со временем превратилось в распределение централизованное, которым является единоличное управление тем или иным множеством источников единоличного распределения с помощью многоступенчатого бюрократического аппарата.

Недостаточной степени централизации распределения соответствует недостаточная степень централизации власти и распространение в экономических и общественных отношениях неуправляемого самопроизвольного процесса. Оптимальной степени централизации распределения соответствует оптимальная степень централизации власти. Избыточной степени централизации распределения соответствует избыточная степень централизации власти. Тотальному централизованному распределению совокупного результата общественного производства соответствует тоталитарная власть. Кто ведет борьбу за обладание правом единоличного распределения, тот ведет борьбу за власть и наоборот. Кто распределяет, тот властвует и наоборот.

Очевидно, что распределение и власть являются понятиями тождественными. Вместе с тем понятие власть, охватывающее всю совокупность общественных отношений, является намного обширнее понятия распределение. Это означает, что распределение представляет собой всего лишь одно, хотя едва ли не самое значительное, из всего множества проявлений власти.

Совсем несложно заметить, что любым, соответствующим друг другу степеням централизации распределения и власти всегда можно поставить в соответствие некоторую долю внеэкономического распределения совокупного результата общественного производства. Уже установленная недостаточность внеэкономического распределения не позволяет искать возможность дальнейшего совершенствования общественной и экономической организации среди различных соответствующих друг другу степеней централизации распределения и власти. Между тем в свое время капиталисты усовершенствовали для себя экономическую и общественную организацию, добившись экономической независимости утверждением неприкосновенности частной собственности.

Таким образом, решение в области экономического распределения, которое позволит перейти к более качественной общественной и экономической организации, должно предполагать достижение экономической независимости всех членов общества.

Однако всегда будет существовать необходимость свести до возможного минимума многочисленные отрицательные последствия неосмотрительной деятельности, обладающего, наряду с непомерным самомнением, весьма ограниченными возможностями человека, неизменно ухудшающие качество и без того далекой от совершенства экономической и общественной организации.


В.Я. Мач.


От И.Т.
К И.Т. (10.04.2012 22:53:10)
Дата 09.08.2012 23:52:00

В.Я. Мач. Общество и право

Из письма С.Г.Кара-Мурзе. Статья.

Уважаемая Редакция, занимаясь длительное время политической экономией, наработал определенный теоретический задел, составляющий более тридцати отдельных работ, из которых предлагаю Вашему вниманию уже седьмую.

С уважением. В.Я. Мач.


Общество и право

Только постоянные столкновения человеческих интересов, направленных на одновременное достижение заведомо несовместимых между собой целей, еще в глубокой древности вызвали необходимость правового регулирования общественных отношений. Возможно, что тогда уже возникли первые ошибочные представления о праве как наиболее действенном и эффективном инструменте совершенствования человеческой самоорганизации. В результате этих, не вполне обоснованных представлений возникло и получило достаточно широкое распространение убеждения в том, что одновременно с созданием некоего идеального или абсолютного права качество общественно-экономических отношений будет доведено до законченного совершенства. В том или ином виде эти, ни на чем не основанные верования, наряду с различными древними суевериями и предрассудками сохранились до настоящего времени.
Очевидно, что право складывается из множества правовых ограничений, каждое из которых делит свою область общественных отношений на две части. В одной из них, которую назовем правовой, существует полная правовая определенность отношений, исключающая возможность какой-либо деятельности. В другой части, которую назовем внеправовой, существует полная правовая неопределенность отношений в виде неограниченной свободы действий. Разделяет различные части каждой области непрерывный скачкообразный переход от полной правовой неопределенности отношений к их полной правовой определенности и наоборот. Оказывается, что существуют всего лишь две степени правовой определенности общественных отношений: ноль и единица.
Совокупность всех общественных отношений представляет собой достаточно сложное образование, поставить которому в соответствие внеправовое пространство в целом не представляется возможным. Для упрощения этой задачи следует рассматривать каждую область общественных отношений в отдельности, а в случае необходимости – и ее отдельные составные части. Продолжая, по мере надобности, продвигаться в этом направлении, мы дойдем до некоторых, элементарных областей общественных отношений, каждой из которых будет намного проще поставить в соответствие свое элементарное внеправовое пространство.
Очевидно, что совокупность всех элементарных внеправовых пространств будет представлять собой общее внеправовое пространство.
Очевидно, что совокупность всех правовых ограничений, относящихся к некоторой элементарной области общественных отношений, образует принадлежащее ей единственное элементарное внеправовое пространство. Что касается его пределов, то они должны определяться исходя из необходимости достижения их оптимальных значений.
Очевидно, что если все правовые ограничения, относящиеся к некоторой элементарной области общественных отношений, являются оптимальными, то они образуют оптимальное элементарное внеправовое пространство.
Очевидно, что если все элементарные внеправовые пространства являются оптимальными, то они образуют общее оптимальное внеправовое пространство.
Задача в том и заключается, чтобы правильно определить оптимальные значения всех правовых ограничений и получить тем самым наиболее точные положения образуемых ими непрерывных скачкообразных переходов, каждый из которых должен быть либо замкнутым, либо простираться в обе стороны в бесконечность. Только таким можно представить себе пресловутое идеальное или абсолютное право, то есть, не допускающим никаких разночтений в случае возникновения необходимости дать правовую оценку чьей-либо деятельности. Однако многочисленные изобретатели в области права все еще намереваются усовершенствовать общественную и экономическую организацию с помощью юридического крючкотворства.
Одни из них усердно сооружают идеальное или абсолютное правовое государство, которым может быть только лишь такая чудовищная химера как идеальная или абсолютная тоталитарная диктатура, в наибольшей мере ограничивающая внеправовое пространство наибольшим количеством правовых ограничений. Государство, предоставляющее человеку наиболее широкую свободу деятельности, должно быть наименее правовым, образуя наименьшим количеством правовых ограничений наиболее обширное внеправовое пространство.
Следующая разновидность изобретателей в области права настойчиво стремится сочинить идеальные или абсолютные законы, предоставляющие человеку всевозможные права и свободы. Между тем, происходящее из «Уложения о наказаниях», право в принципе не может предоставлять никаких свобод, так как именно и только без каких-либо правовых ограничений человек будет наиболее свободным, осуществляя свою деятельность в безграничном внеправовом пространстве, прибавить к которому что-нибудь еще не будет никакой возможности. Только для того, чтобы неограниченная свобода не обернулась полномасштабным неуправляемым самопроизвольным процессом в общественных и экономических отношениях, необходимы достаточные правовые ограничения и ничего более.
Ни в одной области общественных отношений, ни одно правовое ограничение не может предоставить никаких прав и свобод человеку, имеющему одну только возможность осуществлять свою деятельность в сложившемся внеправовом пространстве. Право не в состоянии совершенствовать общественную и экономическую организацию. Оно только лишь изменяет пределы внеправового пространства. Образование оптимальными правовыми ограничениями оптимального внеправового пространства вовсе не означает того, что образована некая оптимальная общественно-экономическая организация. Любое, даже наиболее положительное изменение человеческой организации всегда будет противозаконным. Право само не подлежит совершенствованию по причине невозможности совершенствования любого отдельно взятого правового ограничения, которое можно только устранить: либо частично, либо полностью.
То есть, каждый шаг человека к свободе происходил не в связи с праздным сочинением многочисленных свободообильных и многоправных конституций, биллей и хартий. Только последовательные устранения избыточных правовых ограничений, каждое из которых (устранение) было обусловлено предшествовавшим переходом к более качественной общественной и экономической организации, постепенно раздвигали пределы внеправового пространства.
Получается, однако, что возможен еще один случай идеального правового регулирования общественных отношений, которым может быть абсолютное отсутствие правовых ограничений. Понятно, что этот случай будет всего лишь следствием перехода к идеальной общественной и экономической организации, которая, рассматриваемая в качестве конечной цели общественного развития, едва ли будет достижимой, а рассматриваемая в качестве направления процесса совершенствования общества, будет единственно приемлемой. Вот и приехали! Оказывается, чтобы более правильно жить, действительно, надобно жить по понятиям, а не – по законам.
Таким образом, дальнейшее совершенствование человеческой самоорганизации является самостоятельной, не зависящей от правового регулирования общественных и экономических отношений, задачей.

= В.Я. Мач =



От И.Т.
К И.Т. (10.04.2012 22:53:10)
Дата 10.04.2012 22:58:01

В.Я. Мач. Общество и распределение.

Общество и распределение.

Значительный дефицит справедливости и равенства в обществе некогда «окончательно и бесповоротно победившего социализма» самым естественным образом вписывается в длинный ряд, неизменно преследующих борцов за социальную справедливость, неудач, фатальная неизбежность которых создает прецедент существования правила без исключения. Причину заведомой обреченности всех попыток построить общество всеобщего благоденствия должна была бы выяснить такая общественная наука, как политическая экономия. Однако, многочисленные еще совсем недавно, угодливые толкователи своевольных действий практиковавших строителей коммунизма, источившие все свои зубы о гранит пролетарской политэкономии, утверждают сейчас, что такой науки, дескать, не существует вовсе. С этим, довольно запоздалым признанием нельзя не согласиться. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь одной из ведущих общественных наук, должна была бы выяснить хотя бы принципиальную возможность приемлемого разрешения многочисленных противоречий в человеческом обществе к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
В качестве единственного средства совершенствования человеческой самоорганизации все разновидности борцов за социальную справедливость, видят только внеэкономическое распределение материальных благ. Представляется в высшей степени целесообразным выяснить влияние внеэкономического распределения на характер общественной и экономической организации в зависимости от его доли в совокупном результате общественного производства. Тем самым предоставляется заманчивая возможность найти такое ее значение, которое позволит навсегда устранить несправедливость в человеческом обществе.
Применительно к основанному на частной собственности обществу внеэкономическое распределение можно разделить на несколько характерных областей.
Первая их них имеет четко определенное начало в виде своего нулевого значения. Полное отсутствие внеэкономического распределения предоставляет частным собственникам неограниченную экономическую свободу, следствием которой будет быстрое углубление имущественного расслоения, социальные потрясения, распространение насилия, деградация всех сфер человеческой деятельности, территориальное разобщение. Практически исключается возможность устойчивого существования отдельной независимой человеческой общности по причине возникновения и быстрого распространения в экономических и общественных отношениях неуправляемого самопроизвольного процесса. Вот так неограниченная экономическая свобода оборачивается огромными бедствиями для допустившего ее общества. По мере увеличения доли внеэкономического распределения степень устойчивости общества будет возрастать. Первая область использования внеэкономического распределения ограничивается минимальной неприемлемой степенью неустойчивости общества.
Вторая область, следовательно, с минимальной приемлемой степени устойчивости общества начинается. Она включает в себя так называемый «гуманный и демократический капитализм», упираясь далее в невидимый, но ощутимый экономикой барьер, за которым начал давать значительные сбои хваленный производственный механизм Швеции. То есть, вторая область использования внеэкономического распределения ограничивается наибольшей допустимой степенью административного вмешательства в экономику.
Третья область, следовательно, с наименьшей недопустимой степени административного вмешательства в экономику начинается. Она включает в себя избыточное внеэкономическое распределение в
виде возрастающих степеней недоразвитости капитализма, затем неразвитости, завершаясь советской системой тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства.
Преимущественное использование первой области внеэкономического распределения относится к ранним формам так называемого первобытного капитализма, когда общество еще не
пришло к пониманию необходимости ограничения своевольной деятельности частных собственников. Только насилием можно сохранить целостность такого общества, жестокость которого должна возрастать по мере сокращения доли внеэкономического распределения. Быстрое разорение мелких и средних предприятий, образование гигантских, вплоть до отраслевых и не только, монополий сведут на нет роль и значение товарно-денежных отношений, заменив их в скором времени тотальным централизованным распределением. Вот так две крайности в экономических отношениях: полная экономическая свобода и полное отсутствие таковой сходятся в одном и том же, замыкаясь на нищете, деградации и разобщении.
Избежать более или менее благополучно осуществления многочисленных мрачных пророчеств капиталистическому обществу позволил переход к использованию наиболее приемлемого внеэкономического распределения, в пределах которого только и возможно достаточно устойчивое существование основанного на частной собственности общества в виде наиболее упитанных демократий. Именно внеэкономическое распределение является той самой действенной уздой, которая не позволяет частным собственникам в их безоглядной погоне за наживой перешагнуть ту невидимую грань, за которой экономические и общественные отношения быстро приобретают явно выраженные признаки неуправляемого самопроизвольного процесса.
Третья область внеэкономического распределения используется в случаях значительного ограничения возможностей общественного производства (войны, стихийные бедствия, природные катаклизмы и пр.). Однако, иногда сами ограничения обусловлены преднамеренным использованием избыточного внеэкономического распределения, когда общество сворачивает на дорогу, вымощенную благими намерениями наиболее одержимых борцов за социальную справедливость. Получается так, что общество, использующее избыточное внеэкономическое распределение, самопроизвольно тяготеет к такому своему состоянию, которое вызывает необходимость использования такого распределения.
Очевидно, что внеэкономическое распределение оказывает огромное влияние на характер общественно-экономических отношений, изменяя их в самых широких пределах: от форм присущих неуправляемому самопроизвольному процессу, до – свойственных системе тотального централизованного распределения. Однако, оно не позволяет получить модель общественного устройства, превосходящую по степени совершенства ее общественной и экономической организации «гуманный и демократический капитализм. Не приходится даже говорить об общественных и экономических отношениях, которые хотя бы отдаленно соответствовали многочисленным описаниям несравненных достоинств таковых в социалистическом или коммунистическом обществе, так как не обнаружено ни социалистического, ни коммунистического внеэкономического распределения. Вот так и слабая надежда на возможность найти такую долю внеэкономического распределения, которая позволила бы без всяких измов раз и навсегда устранить несправедливость в человеческом обществе, тотчас оказалось несостоятельной. Налицо очевидная недостаточность самого внеэкономического распределения, предопределяющая ограниченность и порочность идеи социалистической и призрачность коммунистической, а вместе с тем бессодержательность таких понятий, как социализм и коммунизм.
Таким образом, возможность дальнейшего совершенствования общественной и экономической организации необходимо искать в области распределения экономического.
В. Я. Мач.



От miron
К И.Т. (10.04.2012 22:58:01)
Дата 11.04.2012 10:44:39

Товарищу надо учить азы и матчасть.

https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/317982.htm
СГКМ верно пияет.

Пусть почитает о законе Паршева. https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/291/291320.htm