|
От
|
alex~1
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
23.10.2003 11:25:56
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Энгельс, диалектика и термодинамика
Возможно, форумяне захотят высказаться по следующему важному вопросу: насколько философия (в том числе диалектический материализм) способны послужить "лоцманом" применительно к исследованиям в области точных наук, подобных физике или химии.
Острые столкновение философии с естествознанием - вещь самая обычная. Можно взять ту же проблему искусственного интеллекта.
Недавно у меня возник спор по другому поводу - применительно ко 2-му началу термодинамики и энтропии. Этот вопрос уже поднимался на форуме, но хотелось бы рассмотреть его немного с другой стороны.
Итак, некоторые положения:
СГКМ, "Научная картина мира и фактор природы в экономике"
http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/SCILOG/S_1_02.HTM
Ненависть к эксплуатации (не только человека, но и природы, о чем не раз писали Маркс и Энгельс), всечеловечность представлений о справедливости должны были бы привести к проблеме права всех жителей Земли и будущих поколений на доступ к жизненным благам. Однако эта проблема не вставала вследствие веры в отсутствие природных ограничений наращивания количества этих благ.
Разделяя физическое и экономическое и тем самым отрицая несоизмеримость продуктов хозяйственной деятельности, марксизм задержался в плену механицизма и не освоил главных современных ему достижений термодинамики. Он отверг фундаментальные представления об энергии и не использовал шанс принципиально перестроить политэкономическую модель.
Основные труды марксизма были созданы после утверждения термодинамики. Более того, она была внимательно изучена классиками и по своему значению поставлена в один ряд с эволюционным учением Ч. Дарвина. К. Маркс очень быстро воспринял многие важные мысли Карно.
Иной была реакция в отношении второго начала термодинамики, которое утверждало невозможность бесконечного использования энергии Вселенной, накладывало ограничения на саму идею прогресса. Дело было не в незнании, а в активном отрицании. В письме Марксу от 21 марта 1869 г. Энгельс называет концепцию энтропии "нелепейшей теорией":
"Я жду теперь только, что , попы ухватятся за эту теорию как за последнее слово материализма. Ничего глупее нельзя придумать... И все же теория эта считается тончайшим и высшим завершением материализма. А господа эти скорее сконструируют себе мир, который начинается нелепостью и нелепостью кончается, чем согласятся видеть в этих нелепых выводах доказательство того, что их так называемый закон природы известен им до сих пор лишь наполовину. Но эта теория страшно распространяется в Германии" [10, т. 32, с. 228-229].
Более развернутое отрицание Энгельс сформулировал в "Диалектике природы":
"Клаузиус - если я правильно понял - доказывает, что мир сотворен, следовательно, что материя сотворима, следовательно, что она уничтожима, следовательно, что и сила (соответственно, движение) сотворима и уничтожима, следовательно, что все учение о "сохранении силы" бессмыслица, - следовательно, что и все его выводы из этого учения тоже бессмыслица.
В каком бы виде ни выступало перед нами второе положение Клаузиуса и т.д., во всяком случае, согласно ему, энергия теряется, если не количественно, то качественно. Энтропия не может уничтожаться естественным путем, но зато может создаваться" [10, т. 20].
В особом разделе "Излучение теплоты в мировое пространство" Энгельс пишет:
"Превращение движения и неуничтожимость его открыты лишь каких-нибудь 30 лет тому назад, а дальнейшие выводы из этого развиты лишь в самое последнее время. Вопрос о том, что делается с потерянной как будто бы теплотой, поставлен, так сказать, без уверток лишь с 1867 г. (Клаузиус). Неудивительно, что он еще не решен; возможно, что пройдет еще немало времени, пока мы своими скромными средствами добьемся его решения... Кругооборота здесь не получается, и он не получится до тех пор, пока не будет открыто, что излученная теплота может быть вновь использована".
В другом месте "Диалектики природы" он пишет:
"Излученная в мировое пространство теплота должна иметь возможность каким-то путем, - путем, установление которого будет когда-то в будущем задачей естествознания, - превратиться в другую форму движения, в которой она может снова сосредоточиться и начать активно функционировать. Тем самым отпадет главная трудность, стоявшая на пути к признанию обратного превращения отживших солнц в раскаленную туманность".
Энгельс специально подчеркивает, что видит выход в том, что можно будет "вновь использовать" излученную теплоту:
"Вопрос будет окончательно решен лишь в том случае, если будет показано, каким образом излученная в мировое пространство теплота становится снова используемой".
Таким образом, идеология неограниченного прогресса не только заставила классиков марксизма отвергнуть главный вывод термодинамики (и создаваемую ею новую картину мира), но и пойти вспять, возродив веру в вечный двигатель второго рода. Огромный культурный и философский смысл второго начала, который либеральная политэкономия просто игнорировала, марксизм отверг активно и сознательно. Был пройден важный перекресток в траектории общественной мысли индустриальной цивилизации.
Приглашаю интересующихся этим вопросом высказать свое веское суждение.
Возможно, лучше оставаться в рамках механики и термодинамики - так, как это сделали Энгельс, Клузиус и СГКМ.
С уважением
- Может ли быть вновь использована излученная теплота? - Дмитрий Кропотов 17.11.2003 13:14:04 (36, 11719 b)
- В качестве разрядки. - alex~1 27.10.2003 08:30:06 (79, 869 b)
- И чтобы жизнь совсем медом не казалась :) - alex~1 26.10.2003 20:20:33 (66, 1698 b)
- По поводу энтропии - alex~1 26.10.2003 13:25:47 (49, 14985 b)
- Re: Энгельс, диалектика... - alex~1 24.10.2003 13:19:49 (58, 3293 b)
- Re: Энгельс, диалектика... - VVV-Iva 23.10.2003 16:21:03 (47, 393 b)
- Я не знаю ни одной количественной оценки - Игорь С. 23.10.2003 16:11:07 (58, 848 b)
- Все это попахивает схоластикой .... - Павел 23.10.2003 12:34:36 (53, 184 b)