От Александр Ответить на сообщение
К Рустем Ответить по почте
Дата 09.07.2003 11:15:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Вопросы терминологии или Гевара и теперь живее всех живых.

Рустем, давайте определимся с терминами. Невозможно же разговаривать.

>на застой с позиции коммуниста.

Горбачевский термин "застой" - это перелицованый марксов "неисторический народ". То есть народ, который строит свою жизнь по некоему культурному стереотипу, "застывшему плану", как говорил Маркс. План этот отражает этические установки народа. "Неисторические" народы вовсе не являются косными. Они пытаются органично включить в имеющийся план новые исторические события и технические реалии. Вон прогрессивное центральное отопление включили на 70 лет раньше Запада. Для быстрого реагирования таким народам служит государство. Поскольку государство действует в рамках общепринятого морально-этического плана жизнеустройства ему даны очень большие права, что и делает возможным прорывы типа русского или японского экономического чуда. Если план уже совсем несовместим с накопившимися историческими противоречиями он изменяется. Так например вольность дворянства, освобождение крестьян без земли, практика отработок, 200% налоги на крестьян при том что помещики налогов не платили вовсе и массовый экспорт хлеба в царской России делегитимизировали помещичье землевладение в глазах крестьянства. "Застывший план" изменился таким образом что в нем не было больше места ни помещику ни помещичьему землевладению.

То что Маркс называл "историей", у Горбачева называлось "перестройка" (противоположность застою и "продолжение революции") - это ни что иное как вариации на тему гоббсовой "войны всех против всех", дарвиновско-спенсеровского "выживания наиболее приспособленных" и марксовой "классовой борьбы". Никакого "застывшего плана" у "исторических народов" нет. Существует только право сильного и он ломает жизнеустройство как ему выгодно, полностью игнорируя интересы побежденных.

> Здесь было важно понять, почему режим отторгал родственного по идеологии Гевару.

Что родственного между правом сильного и "не в силе Бог, а в правде"?
Да ничего! Гевара никак не мог быть "родственным по идеологии" просто потому что у СССР не было идеологии. "Неисторические народы" не имеют идеологии и не могут ее иметь в принципе. Идеология - это попытка создать механистическую "научную" теорию описывающую действия человека исходя не из наличия культуры и символического характера ее институтов, а из "природы человека". Из "природы человека" выводили свои теории-идеологии Гоббс, Мальтус, Спенсер, Маркс, Гитлер... СССР строился не по идеологии, а по русской культуре. Ничто идеологическое по определению не может быть родственно культуре потому что любая идеология базируется на отрицании культуры. В этом общем правиле есть одно исключение - Запад. Специфика западной культуры состоит именно в том что она отрицает культуру. Саму себя западная культура мнит рациональным рассчетом. Натурализм - краеугольный камень западной культуры со времен Возрождения. Именно поэтому все известные человечеству идеологии порождены Западом. Вот что пишет по этому поводу декан факультета антропологии чикагского университета Маршал Сахлинс:

"в сравнении с исходными мифами всех иных обществ миф Гоббса обладает совершенно необычной структурой, которая воздействует на наше представление о нас самих. Насколько я знаю, мы - единственное общество на Земле, которое считает, что возникло из дикости, ассоциирующейся с безжалостной природой. Все остальные общества верят, что произошли от богов... Судя по социальной практике, это вполне может рассматриваться как непредвзятое признание различий, которые существуют между нами и остальным человечеством" http://situation-rus.narod.ru/books/evr_centr/evr_centr3.htm#par77

>Согласно Александру , предствляющему из себя радикальную ветвь "кара-мурзизма", мол это потому , что социалистическая идеология - евроцентристкая штучка, а у нас и народ был соборный, хранил заветы предков и жил коллективсткой коммюнотарной жизнью. Органический социализм- потому западные левые бунтари ни в дугу и ни в тую.
>Я же утверждал, что Че опасались , как символа несогласия, как предствителя социалзма живого, противостящего брежневской мертвечине и скуке.

Не "опасались", а сочли ненужным идеологическим хламом и выкинули на помойку истории, откуда сейчас пытаются вытащить. Не как символ несогласия, а как пропагандиста права сильного. То что народ "хранил заветы предков" Вы сами признали употребив термин "Застой". Но самый удивительный Ваш терминологический финт это "живой социализм Гевары" как противоположность "брежневской мертвечине". Это при том что Брежнев и его социализм жили и здравствовали когда Гевару уже 10 лет ели черви, а его социализма мир так и не увидел. Вот уж воистину с ног на голову. Мертвое живее живого!

>Однако и людей, желающих совершенствовать брежневский социализм, пытающихся создавать любые паралельные структуры, мордовали нещадно. Можно было попытаться интегрировать их социалистические поиски, но партократия этого не пожелала.

Партократия тут не при чем. "Неисторические народы" типа Русского не признают конкуренции. В их "застывших планах" каждому отведено определенное место, определяемое внутренней логикой плана. Государство конечно имеет определенную свободу, но если что-то не укладывается в "застывший план" то никакое государство эту структуру не спасет при всем желании, как не смогло царское правительство спасти помещиков.