От В.Васин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.02.2001 02:28:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

533. К теме "СМИ", I

Хотя средства массовой информации в странах Запада предпочитают считать себя поборниками свобод, гуманистических принципов и конституционных прав, "свободным духом" истины и фактов, в действительности они не являются свободными, независимыми и объективными.

Независимость и свободу журналистов можно сравнить со свободой волка в зоопарке, который может свободно бегать внутри огражденного загона. Они могут "смело" критиковать отдельные недостатки системы, но никогда не выходят за "ограждение", то есть никогда не критикуют систему в целом. Большинство из них или неспособны, или не хотят докапываться до корней таких сложных проблем, как преступность, насилие,
СПИД, загрязнение окружающей среды и т. д. СМИ могут объяснять эти проблемы распадом семьи, влиянием улицы, низким уровнем образования, бедностью, безработицей. На этом их критика обычно заканчивается -- или потому, что им не хватает проницательности, или потому, что соображения личной выгоды начинают довлеть над их принципами и нравственной позицией.

Возьмем, например, телевидение. Разве можно ожидать от журналиста или ведущего телевизионного шоу серьезной критики этой могущественной структуры? Ведь это означало бы кусать руку, которая тебя кормит. Даже пресса становится менее задиристой, когда имеет дело с "большим братом". Лет 15 назад я услышал по канадскому радио сообщение о том, что скоро должна появиться книга "Век телевидения", в которой автор "... бичует телевидение". Позже я старался разыскать эту книгу -- продавцы книжных магазинов о ней и не слышали. Интересно, что могло помешать ее выходу в свет?

Карл Беккер писал в своей книге "Современная демократия" (стр. 384): "Сами средства массовой пропаганды являются коммерческими организациями, которые ориентируются на извлечение прибыли, и, следовательно, испытывают на себе влияние тех же факторов, которые действуют в системе свободного предпринимательства. Газеты вольны печатать все новости, которые "надо" печатать; но они не могут
постоянно идти вразрез с интересами бизнеса, который платит за рекламу и обеспечивает тем самым распределение прибыли среди акционеров. Вещательные корпорации свободны от правительственной цензуры, по крайней мере в разумныхрамках; относительно свободны вещать то, что хотят; но они не решаются выпускать в эфир то, что может оскорбить преобладающие нравы или затронуть интересы коммерческих предприятий, которые финансируют развлекательные программы".

СМИ процветают за счет стадной ментальности и внушаемости масс. В то же время многие работники СМИ сами являются частью публики со всеми ее предрассудками и заблуждениями; они руководствуются не столько духовными устремлениями, сколько материальными соображениями. Многие журналисты открыто признают, что их деятельность носит коммерческий характер и что главная цель вещательных корпораций -- прибыль. Если они не сумеют привлечь внимание публики и предложить читателям и слушателям продукцию, которая собрала бы многочисленную аудиторию, то их труд не будет оплачен. Чтобы угодить массам и обеспечить высокий рейтинг, корпорации вынуждены снижать качество содержания своих передач и публикаций до
интеллектуального и культурного уровня толпы, то есть до посредственности.

Понятие профессионализма для телевизионных журналистов выражается в том, что они должны освоить определенные манеры и позы и говорить с глубокомысленным видом даже на банальные темы. (Как заметил один комик, чтобы быть преуспевающим диктором телевидения, необходимо напускать на себя необычайно серьезный вид.) Например, представляя репортаж по телевидению, журналист должен держать одну руку в кармане брюк, а другую согнутой под 90 градусов у пояса, иногда разводя в стороны обеими руками для разнообразия или выразительности. Именно таких трафаретных поз и манер и ожидает от него публика. В большинстве случаев на должности дикторов телевидения нанимаются лица, обучавшиеся актерскому мастерству. Зрителей больше привлекают манеры и внешность диктора, чем то, что он говорит. Сам же он озабочен не столько существом темы, сколько впечатлением, которое он производит на зрителя. Ведущие телевизионных новостей, которым платят жалование, выражающееся шестизначными цифрами, только за то, что они читают заранее подготовленный текст и держат собственное мнение при себе, пользуются популярностью, сравнимой только с популярностью кинозвезд и исполнителей шлягеров.

Часто документальные телевизионные программы преподносятся в претенциозной, напыщенной манере и сопровождаются громкой, назойливой музыкой. Хотя я не имею ничего против музыки как таковой, я все же считаю, что ее использование в передачах, претендующих на продуманность и серьезность, оказывает отрицательное воздействие на зрителей, вызывая в них чувства, страсти и образы, которые отвлекают от реальности. Иными словами, используются все средства для того, чтобы воздействовать на эмоции человека, а не на его разум. К сожалению, именно так воспринимает действительность современная публика.

И публика, и СМИ оказываются в обоюдной зависимости: большая часть читателей и зрителей предпочитают низкопробные развлечения, а пресса и телевидение поставляют массам то, что те требуют, оправдывая свои действия заявлениями типа: "Это то, что публика хочет". Образуется порочный круг: развращая публику, СМИ снижают свой собственный стандарт на качество и вкус. Эрих Фромм писал в книге "Разумное общество" (стр. 14): "У нас 90% населения грамотны, мы можем ежедневно пользоваться услугами радио, телевидения, кино и газет. Но вместо того, чтобы дать нам все лучшее, что имеется в литературе и музыке прошлого и настоящего, СМИ и коммерческая реклама забивают людям головы мусором, не имеющим ничего общего с реальностью, и садистскими фантазиями, которые любой мало-мальски культурный человек постыдится смотреть даже время от времени. Умы людей, как молодых, так и взрослых, подвергаются непрерывному отравлению, а мы беспечно продолжаем игнорировать безнравственность, царящую на экране".

Средства массовой информации точнее было бы называть "средствами массовой манипуляции".