От В.Васин Ответить на сообщение
К В.Васин Ответить по почте
Дата 11.02.2001 02:38:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

К теме "СМИ", II

Телевидение (несмотря на то, что это -- относительно новое информационное средство) стало самым популярным и мощным орудием пропаганды. Телевидение есть продукт технологии, также как компьютеры, ядерные станции и орбитальные спутники. Технология бездушна, этически нейтральна; она лишь инструмент в руках человека. Само по себе телевидение не представляет нравственной проблемы. Все дело в том, кто, как и
для чего его использует. В руках крупных корпораций, таких как Эй-Би-Си, Эн-Би-Си и Си-Би-Эс, основной целью которых является извлечение максимальной прибыли, а не просвещение и гуманистическое воспитание масс, телевизионная технология становится инструментом, который разрушает нравственные ценности и лишает человека способности мыслить рационально, критически, логически и аналитически.

Телевидение воздействует на основные органы чувств человека -- зрение и слух; информация, которую оно несет, проникает в наш мозг беспрепятственно, не требуя, в отличие от чтения, работы мысли и воображения. До появления телевидения читатель полагался на свою способность формировать образы, он делал это сам;
теперь же телезрителя начиняют готовыми фабрикатами искаженной реальности. (В рекламе программ "В печать" и "Сегоднячко" на НТВ их ведущие, обращаясь к зрителям, острят: "Вам не надо больше читать газеты -- мы читаем их за вас".)

Мы еще полностью не осознаем всех тех последствий, которые такое телевидение может иметь для общества в целом и молодого поколения в частности. Однако уже сейчас мы начинаем видеть его некоторые тенденции. Сегодняшние дети читают гораздо меньше, а то что они читают, часто лишено содержания и смысла. Дети, которые часто и подолгу смотрят телевизор, могут испытывать затруднения в реальной повседневной жизни, поскольку значительную часть времени они проводят, наблюдая нереальный мир. Современное телевидение притупляет нашу способность думать критически; более того, оно требует, чтобы мы не думали вовсе. Нет никакого сомнения в том, что телевидение меняет нас; вопрос лишь в том, в какую сторону и до какой степени. Однако уже сейчас кое-что ясно. Такие способности и формы деятельности, как чтение, воображение и анализ, постепенно атрофируются. Смотря телевизор, мы расслабляемся физически и умственно: телевидение рассчитано на то, чтобы развлекать, а не стимулировать мышление и тягу к знаниям. Оно редко транслирует дебаты и дискуссии, потому что это не то, что хотят видеть массы. Нил Поустмэн в
своей книге "Развлекаясь до умопомрачения" писал (стр. 152): "Серьезные исследования показывают, что телевидение не способствует значительному приобретению знаний; в отличие от печатного слова оно не культивирует качественное дедуктивное мышление".

Часто, обсуждая проблему насилия и сексуальной распущенности на телеэкране, большинство людей, включая политиков, интеллектуалов и журналистов, прибегают к такому аргументу: "Не нравится -- не смотри!". Эти люди отказываются понимать, что речь идет не столько о ценностях и вкусах взрослых, сколько о защите детей от разлагающего влияния таких программ.

Когда-то нравственное воспитание детей основывалось на вере в Бога и семейных традициях. У них не было возможности постоянно наблюдать на экране сцены жестокости и насилия. Сегодня даже мультфильмы, которые смотрят миллионы детей, все больше и больше начиняются сценами насилия. Ребенок, оставшись наедине с телевизором, получает уроки насилия, употребления алкоголя и наркотиков, сексуальной распущенности и других форм преступного и безнравственного поведения, которые по силе воздействия можно сравнить с длительным пребыванием в тюремной камере вместе с уголовниками-рецидивистами.

Появляется все больше новых телевизионных каналов, по которым на зрителей обрушиваются потоки одинаково пустых и вульгарных передач. Их теперь на Западе уже не десятки, а сотни. Коммерческая уловка состоит в том, что телезрителям предлагаются объемистые наборы каналов. Всегда по многим из них демонстрируются программы, которые детям было бы лучше не смотреть. Получается то, что в России называли "продажей с нагрузкой": бери весь набор -- или ничего. Зритель вынужден платить и за то, что ему не нужно. Выходом из такого положения для западного зрителя могла бы стать "поштучная продажа" каналов. Пусть зритель будет волен "подписаться" только на те из них, которые он предпочитает. Кроме того, это позволило бы родителям, озабоченным воспитанием своих детей, более эффективно контролировать содержание и качество программ в своем доме.

Другая коммерческая уловка заключается в том, что создается видимость дешевизны телевидения. Зрителям внушается, что львиную долю расходов на телевидение берут на себя те фирмы и корпорации, которые платят за рекламу. Это как бы оправдывает наличие на экране многочисленных рекламных вставок. Но мало кто отдает себе отчет в том, что по действующим на Западе законам расходы на рекламу не облагаются налогом, и в конечном итоге оплачиваются рядовыми гражданами, ибо такая практика приводит к росту налогов и цен на потребительские товары.

Все большее число людей начинают осознавать серьезность этих проблем и необходимость более строгого контроля над телевидением. Причина этих проблем, зародившихся на Западе и уже распространившихся на Восток, в том, что телевидение находится в руках частного бизнеса. Это привело к таким несуразностям, что даже демократически избранная администрация не располагает собственным телеканалом; даже президенты и премьер-министры вынуждены обращаться к частным телевизионным корпорациям с просьбой предоставить им возможность выступить перед народом и изложить свою точку зрения.

Как отметил Карл Беккер ("Современная демократия", стр. 384), "Главные орудия пропаганды -- пресса и телевидение -- практически недоступны среднему гражданину для изложения своих взглядов. Они могут эффективно использоваться лишь правительством, политическими партиями и их вождями, крупными общественными организациями, богатыми людьми, коммерческими корпорациями и авторами книг, публикация которых выгодна издательствам".