|
От
|
В.Васин
|
|
К
|
Нина
|
|
Дата
|
30.01.2001 23:29:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
К теме "Воспитание, просвещение, образование", часть 2*
На мой взгляд, основной фактор, определяющий человеческую природу -- это условия, в которых
формируется человек. Если бы характер и поведение человека определялись только генами, наследственностью, то между народами и нациями разных стран было бы больше общего. Но это не
совсем так. На формирование человека в преобладающей степени влияют окружающие социальные условия: воспитание, культура. А если благодаря крокодиловым генам в обществе и появляются мерзавцы и преступники, то это исключения. Даже если какая-то часть человеческой природы, какие-то пороки определяются генами, а изменить их мы не в состоянии, то какой смысл так много о них говорить. Не разумнее ли сосредоточиться на том, что можно изменить к лучшему, а именно, окружающие условия?
Первая главная задача просвещения -- заложить нравственные основы. "Начинающийся" человек должен научиться вести себя в обществе, знать границы свободы, иметь чувство ответственности по
отношению к обществу, контролировать свои эмоции и полагаться на разум.
Тут, может быть, уместно припомнить, что разум и ум -- разные понятия. Ум дан человеку природой.
Но разум (или мудрость) -- это способность постигать мир, которая может прийти только с опытом в благоприятно сложившихся условиях. (Конечно, вполне возможно, что какая-то предрасположенность к разуму передается через гены.) Разум, как и опыт, можно передавать и прививать. Это отмечал еще Аристотель. Можно даже сказать, что разум -- это метод мышления, вырабатывающийся на основе опыта, наблюдательности и склонности к размышлению. К сожалению, человеческий разум, в общем, пребывает в зачаточном состоянии. Не следует рассчитывать на то, что каждый человек способен прийти к разуму самостоятельно через свой практический опыт. Жизнь показывает, что это совсем не так. Но многие люди способны воспринять разумное, если им открыть глаза. Единственный путь к массовой разумности -- через воспитание и просвещение.
Согласно проводимым ранее опросам детей, большинство из них высказывали желание приобрести
какую-нибудь популярную профессию (космонавта, артиста, спортсмена и т.д.), в то время как
государству требовались более прозаические профессии (рабочий, инженер, ученый и т.д.). Как же увязать эти две реальности: личные наклонности и разумные потребности общества? Прежде всего,
способности и наклонности -- это не одно и то же.
Способности человека не имеют отношения к популярности профессии, они заданы природой. Если
выявить в человеке способности к какому-то роду деятельности, то естественно, что он принесет
больше пользы обществу, если он будет работать в этой области. Тут, мне кажется, опасаться нечего,
потому что разнообразие способностей, определяемых, на мой взгляд, генами, сохранится примерно в том же соотношении.
Теперь о наклонностях. Во-первых, наклонности и заинтересованность не заложены природой и даже
не складываются в очень раннем возрасте. Они складываются в процессе воспитания (активного или
пассивного, целевого или стихийного) и под воздействием пропаганды преобладающей идеологии.
Ведь ребенок не может родиться, например, космонавтом: он даже не ведает еще о существовании космоса. Поэтому в новом обществе с иной социальной средой, где не будет неразумного прославления и самопревозношения профессий (особенно бесполезных для общества, то есть для всех), проблемы резкой диспропорции в этой области быть не должно.
Воспитание необходимо поставить таким образом, чтобы заложить в ребенке сознание того, что он
человек, а не животное, что смысл жизни не в накоплении материальных ценностей и погоне за
удовольствиями, что общество может выжить и существовать лишь в том случае, если люди будут
чувствовать ответственность за его будущее. Не надо стремиться сразу же научить ребенка делать
что-то, работать, производить. Все это узкие задачи, за которыми нет дальней, справедливой и
благородной цели -- создать здоровое и стабильное общество. Сначала надо сформировать разумного
и достойного человека, а потом прививать ему, с учетом его способностей и наклонностей, но не
навязывая, конкретные знания и навыки, чтобы он мог с пользой, или по крайней мере без вреда для
людей и природы, жить и функционировать в обществе.
Образование, разумеется, должно быть бесплатным и, до известного уровня, обязательным. Метод
познания должен основываться на критическом и аналитическом мышлении. Специализация осуществляется лишь после того, как молодой человек получит общее гуманитарное и научное
образование. Какая-либо профессия или специальность не должна иметь значительного
материального преимущества и выгоды по отношению к другой. Движущей силой должны быть любознательность и интерес и, желательно, сознание своей ответственности перед обществом, чувство долга.
Как можно изменить сознание людей? Все начинается с идеи. Идея появляется, постепенно развивается, распространяется, проникая в сознание людей (хотя и не всех, и не сразу) и открывая им глаза на действительность. В деле пропаганды идей необходимо найти разумный баланс: с одной стороны, не надо быть чрезмерно агрессивным, навязывая людям новые взгляды; с другой стороны,
нельзя быть чрезмерно пассивным. Идеи не навязываются, а предлагаются и разъясняются. Никакой культ личности, конечно, не допустим. Очень важно сохранять целостность своих нравственных позиций, не поддаваясь на какие-либо соблазны конъюнктуры. Это тоже эффективная форма
пропаганды. Так или иначе, новые понятия необходимо упорно распространять и доводить до
сознания людей. Если человек не ознакомится с ними и не усвоит их, он не сможет измениться.
Задача просвещения состоит в том, чтобы побудить человека внимательнее взглянуть на себя и понять, что он собой представляет, и сделать выбор, кем он хочет быть: полуживотным или Человеком Разумным. Но прежде надо иметь более или менее ясное представление, что значит быть Человеком Разумным, какими качествами для этого необходимо обладать. Оставаясь же полуживотным, человек обрекает себя на вымирание. Выход один -- активизировать заложенный в нас разум, который
покажет нам наши заблуждения и укажет путь к решению проблем.
www.netrover.com/~vassin