|
От
|
miron
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
22.01.2003 12:41:56
|
|
Рубрики
|
Крах СССР;
|
|
Сакрализация-десакрализация
>Давайте сначала вспомним исходные правила. Мы договаривались: приступаем к описанию явления без оценок. Я говорил “антисоветский потенциал” вовсе не как борец за советскую власть./
А что такое антисоветский потенциал. Есть ли вообше антипотенциал для справедливого обшества. Если в обшестве недостатки оперативно исправляются или хотя бы объясняются властью, то антипотенциал сам собой исчезает.
Ф.А.Ф. пишет в постинге ниже,
Общим для христианских традиционных обществ (и не только для них) было неприятие критики существующих порядков в форме сатиры или ерничества. Это проистекало из представление о христианском государстве как о семье. Смех же над членом семьи,находящимся в ущербном состоянии, а тем более над ее главой,наводил на прямые библейские аналогии.
Высмеивание представителей власти или власти, как таковой, представлялся поступком достойным Хама, насмехавшимся над своим пьяным отцом.
А потому, когда в традиционном обществе начинает процветать культура "социального" анекдота - это первый признак его десакрализации. Народ перестает воспринимать себя семью, братство. (Над братом, отцом, матерью, находящимся во грехе нельзя смеятся!!!)Спасти традиционное общество в данной ситуации может лишь применение чрезвычайных мер.
Только рассматривая Советский Союз как Общество традиционного типа становятся понятны жестокие наказания за анекдоты в сталинские годы, и затаптывание сатиры в период "развитого социализма"./
А вед, вопрос поставлен достаточно однобоко. В нормальной семье без пасынков и сынков, зона для критики и насмешек чрезвычайно узка. Никто не будет смеяться над ушербным человеком, если в семье четко оговариваются правила игры. Когда отец готов ответить на любой вопрос исходя из принятых в данной семье принципов справедливости. Если же принципы скрываются или хотя бы не объясняются, то возникает трешина, а затем и пропасть между отцом и семьей. Я знаю массу семей, где пропасть возникла именно из.за этого.
В традиционных обшествах почему то часто сакральным становилось то, что с точки зрения простолюдина было насправедливым. Поэтомус так называемой десакралозацией и боролись вместо того, чтобы бороться с несправедливостью.
Юмор требует сочуствия. Если никто кругом не смеется, то и самому быстренько делается не до смеха. Понимание юмора в обшестве возникает тогда,м когда возникает обшее понимание несправедливости некоторых деталей социального устройства. Сатира этих псевдосакральных зон и несет разрушительный потенциал, но только тогда, когда эти зоны укрепляются, а не уничтожаются. Смех над Брежневым происходил из идиотизма официоза. Насколько я помню злого смеха над попытками Андропова наладить работу обшественного транспорта, магазинов, приструнить начальство. наоборот смех был очень поошрительным.
Если бы традиционное обшество постоянно чистило эти псевдосакральные зоны, не было бы потенциала разрушения у смеха.
Гражданское обшество вычистило эти псевдосакральные места конкуренциоей, но одновременнбо резко умножило неравенство людей идушее из их естественного неравенства. Оно разрушило также неформальные связи между людьми, ввело конкуренцию в само обшество. Может быть квазигражданское обшество / выхоид из тупика.