|
От
|
alex~1
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
20.01.2003 10:05:42
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
Re: Усилю прежнюю...
Пока возился с соображениями, Ольга ответила гораздо лучше.
Поэтому очень кратко и "в дополнение".
>Вся смеховая культура 60-х несла в себе антисоветский потенциал.
Не основание для обсуждения. Несла, не несла. Основание для спора - насколько велик этот потенциал, его сравнение с потенциалом "советскости", зародился ли этот потенциал "смеховой культуры в целом" в шестидесятые или только отчетливо проявился и пр.
>В советском строе не было систем, которые могли бы интегрировать смех в его конструктивном значении...
Очень спорное утверждение (мягко говоря). Или Вы имеете в виду только 60-80-ые годы?
>"Просоветские" юмористические фильмы про Гражданскую войну ("Бумбараш", "Неуловимые мстители") уже были разрушительны - они подрывали легитимацию сов. строя трагедией. У моих родных, выросших в зоне Гр. войны, и помыслить нельзя было ее "юморизировать".
"Советский фундаментализм"?
>Смеховая культура 60-х это сплошной разговор в стиле хохмы, это 16-я страница ЛГ. Это само по себе было разрушительно, без всякой направленности, она выросла на хохме, как на питательной бульоне.
Я не знаток смеховой культуры "оттепели" и "пост-оттепели", но давайте возьмем "ее символы" в кино. Гайдай, "Кавказская пленница", "Операция Ы", "Бриллиантовая рука", Вицин, Никулин, Моргунов, Демьяненко, Папанов, ранний Рязанов, "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники" (?), "Девчата", "Семь стариков и одна девушка" (?), "Полосатый рейс", старые "12 стульев", "Айболит-66", "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Это то, что пришло в голову. IMHO, советский потенциал там явно выше антисоветского. И разве это культуры хохмы? Отнюдь.
И Райкина я не могу отнести к хохмачам.
>Вариантом, возможно, могло бы быть развитие "юмора Художественного театра" (Яншин, Грибов, Топорков), но эту линию забили хохмами и "физиками шутят".
Что значит "забили"? Это разные слои.Я бы мог согласиться, что линию "Художественного театра" могли забить попсовик Захаров или откровенный интеллигентский подонок Любимов (не надо мне о его талантливости как режиссера - я был на спектаклях Таганки.) Сказать так - это примерно то же самое, что Консерваторию забили ВИА.
>Культурных ресурсов для интеграции смеха не было - да и сейчас не видно.
Не знаю, что такое "интеграция смеха".
Сейчас очень мало смеха (точнее, радости в юморе). Я не беру хазановых и иже с ним - по-моему, это смешно точно так же, как смешна драка музыкантов в "Веселых ребятах". А то и меньше. Все, что было смешно даже в антисоветском смехе (кое-что у Галича, Войновича, например), было смешным только вместе с "советским".
И вообще, в России всегда было мало юмористов. Русская комедия - это, в общем, чисто советский период. Аверченко, может быть, некоторое исключение. Можно, конечно, считать юмористом Чехова, но моя жена, например, говорит, что у нее от чтения смешных рассказов Чехова сразу портится настроение. :)
С уважением