От Овсов Ответить на сообщение
К Овсов
Дата 30.12.2002 20:18:18 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Культура; Версия для печати

Кургинян об итогах 2002 г. Часть 2

Самовар и конфликт цивилизаций
Привезли меня тут недавно, как тот самый самовар, в одну высокопоставленную заморскую "Тулу". А там обсуждают проблему бомбардировок Ирака. Увесисто так обсуждают, и не как-нибудь, а научно. В духе конфликта цивилизаций.
А я возьми и зашипи: "Как это конфликт цивилизаций? Если конфликт цивилизаций, то миллионов двести трупов будет, не меньше. Конфликт цивилизаций – это покруче мировой войны. Тут ведь или-или. Либо надо сломать конкурирующую цивилизацию, выбив ее актив (процентов двадцать населения). Либо признавать поражение со всеми вытекающими".
Мне отвечают неохотно: "Ну и что? Двести – так двести. А может, малость поменьше. В любом случае не надо самоварничать – Вы ведь в Туле, не как-нибудь."
А я опять за свое: "В Туле-то в Туле… А будь она хоть супер-Тулой – все равно при таких параметрах уже непонятно, кто с кем воюет." А мне уже не без раздражения в ответ: "Как кто с кем? Великая западная демократическая цивилизация с третьим врагом. Первых двух - фашизм и коммунизм – победили."
Тут уж я зашипел на самый грубый "самоварный" лад: "Как это победили? Конечно, Рузвельта, Черчилля и де Голля воскресить нельзя. Но они же много чего сказали и понаписали. И ясно из того, что понаписали, что фашизм победили красные – СССР, коммунизм, – а не вы. Коммунизм, как передовой военизированный отряд западной идеологии гуманизма и прогресса. Отряд, который вы сами и уничтожили.
А то, что вы с ним воевали… Так, во-первых, ваш отряд был. Его потому и уничтожить было легче – он к вам тянулся. А во-вторых, не победили вы его, а растлили. И сам он себя растлил. И победить вы его не могли. Сердце в пятки уходило от одной перспективы столкновения – и правильно, что уходило. Растлили, соблазнили, использовали маразмы внутреннего характера. Это так. Но это не война, не конфликт цивилизаций. Это другое.
Вы то же самое хотели сделать с этим третьим врагом. А Бен Ладен, шейх Омар, Мохаммед Атта и другие вам показали, что этот номер не проходит. Вот и получился конфликт цивилизаций. Но раз уж он получился – нечего валять дурака. В этом конфликте вся ваша западная демократическая сущность неминуемо трансформируется во что-то другое.
Это ведь и Хантингтон показал. У него нет понятия "великого демократического Запада". У него цивилизации какие? Правильно! Ре-ли-ги-озные! Так вы под какими знаменами будете воевать в новом Крестовом походе? У вас тут есть специалисты, которые начинают говорить, что эра Путина и Буша – это эра перехода от демократии к секьюритизации. Вы действительно считаете, что секьюритизация может быть знаменем цивилизации? Что она может быть "коммон вэльюз" (общими ценностями)?
А если нет – то договаривайте. Не западная цивилизация в итоге будет с третьим врагом конфликтовать, а христианская. Или, может, какая другая? Так ведь ее еще создать надо. И еще надо созданное фундаментализировать. Это надо еще огромную часть человечества, размякшую в комфорте и поверившую в секулярность, светскость – назад вернуть. В то, что западный прогресс, между прочим, именовал мракобесием.
Может, неправильно именовал. Но вернуть в это – не то же самое, что просто устроить Средневековье в XXI столетии. Новое Средневековье – это нечто совсем другое. Начнешь с фундаментализма, а кончишь чем-то таким, что мало не покажется. И вдруг обнаружится, что третий враг – он вовсе и не враг, коль ты в этом новом обличии.
НЕТ УЖ, ДЯДЕНЬКИ И ТЕТЕНЬКИ, ХОТЬ ВЫ И В САМОЙ ЧТО НИ НА ЕСТЬ "ТУЛЕ", А ДУМАТЬ ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ. Страшно, конечно. Но что поделаешь? И когда додумаешь до конца, то что получается? Получается, что сами же вы выковывали разного рода мулл, борясь с арабскими светскими режимами. Режимами Насера, Садата, Хусейна, иранского шаха. Что вы это все взращивали, а не кто-то там еще. Что признаетесь вы теперь в этом, ваш же Бжезинский признается в операции "Циклон", направленной на такое взращивание, и в миллиардах долларов, потраченных на этот "Циклон". Вот что получается. И это не все.
Вы почему оперлись-то на фашистов в 1945 году? На всяких там немецких Аденауэров и японских их двойников? Почему не на антифашистский элемент оперлись? А потому что настоящий антифашистский элемент был коммунистическим, и вы его боялись, как огня. Отсюда все ваши сети "Гладио", все эти "стэй бихайнд". И отсюда же ваши муллы. Так что боретесь вы сейчас не с чем-нибудь, а со своей Тенью. И это есть главное событие современности. И потому вы с Тенью боретесь, что единственный свой форпост (свой собственный, а не чей-то еще) вы сами же и угробили.
Угробили коммунизм – конечно, с его собственной решающей помощью. Но ведь помогали угробить, боролись. Все вам Ялта не нравилась. Все вы приравнивали фашизм и коммунизм задним числом после того, как вожди ваши смиренно сидели рядом с почитаемым ими товарищем Сталиным. Тоталитаризм какой-то выдумали! Воинство прогресса и гуманизма не могли от мракобесия отличить. В Афганистане истерику закатили невесть по какому поводу.
Ну, так и нет его теперь, коммунизма. Нет военной идеологии борьбы с мракобесием. А ваша штатская либеральная идеология испарится при первом же столкновении. И получите вы тот же фашизм, который тут же объединится с вашим третьим врагом и вас прикончит. Такой вот самоварный сюжет.
И получается-то, между прочим, что? Не красивая, но вредная сказка этот самый коммунизм, а нечто совсем другое. Последний неиспользованный шанс западной цивилизации. Да еще такой шанс, который и заменить нечем. Конфликт цивилизаций происходит – а смыслового, идейного обеспечения у вас для него нет.
А это тот конфликт, в котором никакое силовое превосходство не поможет. Высокоточное оружие – это вещь хорошая и полезная, но только вкупе с другого рода оружием – идейным. Потребительская цивилизация в условиях межцивилизационных конфликтов просто обречена. А непотребительской западной цивилизацией был только коммунизм. Нет его – какие возможности? Пожалуйста, фашизм. Фашистский ренессанс налицо! Хучь тебе пересмотр образа Гитлера, хучь эта самая ведьма по имени Рифеншталь.
Ясно, куда все это заточено. На ревизию заточено, на теорию элит, на недемократическое господство в условиях конфликта цивилизаций.
Вот только окончательный-то эквивалент в чем? В последовательном и радикальном гностицизме, вот в чем. Причем в таком гностицизме, в котором жизнь проклята изначально и окончательно и спасению не подлежит. В оккультном гитлеризме то есть – даже не в национал-социализме, не в фашизме. Остановочка-то будет именно здесь! Да такая, что Освенцим раем покажется. И никуда вы это не переориентируете. Оно вас переориентирует куда надо – и в общем ясно куда. В большую топку, причем желательно ядерную".
И уж как привезли меня в "Тулу" в качестве "самовара", и уж как посмотрел я на ихние заморские аналитические "тульские пряники"… И уж как понял я, что любая мысль, доводимая до конца, любой целостный подход, любое, прошу прощения, рассуждение с диалектическим основанием, – есть крайняя и последняя непристойность… Так сразу родилось во мне окончательное и непреодолимое зловредно-злопыхательское влечение к построениям именно крайнего свойства и к анализу событий класса С.
Не про власть эти события, совсем не про власть – в том смысле, в каком власть у нас сейчас понимают. И все они, эти события, вроде бы и не слишком крупные… Так ведь какая у нас сейчас эпоха? Эпоха новых войн – точечных, пунктирных, диффузных, сетевых. И события класса С такие же – пунктирные, точечные. Сплетаются они в некую бытийную сеть. И попадает в эту сеть вся наша политика, вся наша власть целиком. И не только наша, между прочим. И не только власть, а нечто гораздо большее.
Что же это за точечность такая? Что за пунктирность? Что за событийность класса С, возникающая, как большое, из малого?
Начну с вещей совсем уже невластного свойства.

Мелочи класса С
На ту конференцию в Израиле, на которую привезли меня, как "самовар в Тулу", летел я через аэропорт "Домодедово". Рейсом "Трансаэро". Однако же – бизнес-классом и через VIP. Иначе в "Тулу" "самовар" в наше время на доставляют. Самолет "Трансаэро" сразу задержался часов на пять. А что, спросят меня, с западными авиакомпаниями так не бывает? Конечно, бывает. И похуже бывает. И багаж забывают, везут не туда. И хамят, все бывает. Вы послушайте дальше.
Назад мне ехать неохота… Прошу VIP-зал о месте в гостинице. Меня везут в гостиницу, которую расхваливают, как современную. Привозят, оформляют номер за немалые деньги. И подчеркивают, что гостиница крутая, такая современная, что дальше некуда. Все удовольствия есть – одно слово, не советская. Хорошо. Не советская – и ладно. Все-то советское зачем хвалить? Пожил я в советских гостиницах в эпоху занятий геофизикой, например. Ничего хорошего.
Еду в несоветскую, с западным сервисом – радуюсь. Приезжаю. Подымаюсь на девятый этаж. Сервис бьет в ноздри. В гостинице вообще нет кондиционера, окна зашпандорены, в комнате градусов 35 жары, спать невозможно. Хорошо, думаю, спать нельзя – подстригусь.
Спускаюсь вниз. Спрашиваю: "У вас есть парикмахерская?" "Да-да, - отвечает мне угодливо этакий холуек современного, несоветского, типа, заглядывая в глаза. – У нас все есть, фитнес-клуб есть, сауны есть, массажные кабинеты… Девочки есть… Вам девочка нужна?" Я ему корректно отвечаю: "Мне нужна парикмахерская." Он скучнеет и визгливым голосом, очень хорошо известным по советской эпохе, когда клиент просил бифштекс и отказывался от коньяка, шипит: "Парикмахерская у нас с десяти. Будьте добры подождать."
А мне и торопиться-то некуда. Я жду. Жду двадцать минут, 10.00 – никого нет. Жду еще тридцать минут. Приходит барышня лет двадцати. Такая ладненькая, бойкая, энергичная. Я ее спрашиваю: "Вы – парикмахерша?" Она меня "сканирует" и говорит: "Ждите, мне переодеться надо. Я приду минут через двадцать". Ладно, через двадцать, так через двадцать.
Сижу, интересуюсь подмосковной гостиничной ситуацией. И зарекаюсь злиться. Через двадцать минут приходит барышня, ведет за руки кудлатого клиента, чтобы стричь. Я ей говорю: "Как же так? Я занял очередь чуть ли не час назад." Она мне отвечает: "Так он же из фитнесс-клуба." И чем это не Аркадий Райкин? Чем не одна тыща девятьсот семьдесят второй год? Я решил провести исследование до конца. На языке "Тулы", куда я ехал как "самовар", это, кстати, называется, "филд рисерч" (полевые исследования). И, между прочим, исключительно ценится.
"Филд рисерч" требуют воздействий на среду с тем, чтобы получить реакцию. Вот я и воздействую на барышню, можно сказать, "нарываюсь" и грубо спрашиваю: "А если я тебя сниму на два часа, но использую только для того, чтобы ты меня подстригла, тебя это устроит?" Барышня тупо на меня смотрит, на лице у нее, наконец, проступает некое огорчение, и она, смягчаясь, отвечает мне с нежными модуляциями в голосе: "Но теперь-то уже только после него".
Полевые исследования закончены. Я собираю вещи, вызываю свою машину. И перед отъездом пытаюсь с кем-то что-то договорить. Идет очень солидная женщина позитивно-советского типа лет сорока пяти. Я спрашиваю: "Вы администратор?" Она отвечает важно: "Я супервайзор по полам". Я спрашиваю: "Пополам с кем?" Она раздражается: "Не пополам, а по полам. Я слежу за качеством уборки полов". Я спрашиваю: "А за качеством уборки окон следит другой супервайзор?" Она говорит: "Конечно". Тогда я адресуюсь к ее советскости: "Знаете, я из депутатского зала. Хочу поболтать со свободным администратором". Легкомысленность моего тона ее тревожит, и она находит мне собеседницу своего же возраста и своего же типа.
Собеседница как-то меня распознает (возможно, смутно вспоминает, что видела по телевизору). Я деликатно ее спрашиваю: "Кто хозяин гостиницы?" Она называет фамилию. Я спрашиваю: "Он из домодедовской ОПГ или из солнцевской?" Она, просияв, говорит: "Кажется, не из солнцевской". Мои вопросы вызывают в собеседнице расположение к моей персоне. Причем расположение, лишенное какой бы то ни было тени сочувствия или беспокойства. Мол, вы же понимаете – так и должно быть. Зверинец и есть зверинец.
Дальше я отправляюсь назад в VIP-зал, и мне говорят, что рейс отложен еще на три часа. Я на всякий случай даю свой мобильный телефон и уезжаю. Через тридцать минут мне звонят и говорят, что рейс отложен не на три часа, а на час с небольшим, и что я должен вернуться назад. Поскольку я еще не вышел из машины, успеваю вернуться.
Скажут, что и так бывает? Бывает. На обратном пути из Израиля сижу в спецзале бизнес-класса, жду рейса - того же "Трансаэро"… Вдруг в панике ко мне кидается администратор: "Вы должны срочно бежать в общий накопитель, самолет отправляется." Я отвечаю по-английски: "Как же так? Вы меня предупредили, что я буду проходить через другие двери. И так положено. В чем же дело?" Она мне в ужасе шепчет: "Сэр, они сказали, что вы один в этом зале, и не будут же они ради одного клиента спецавтобус гонять!" Я отвечаю: "А ради скольких будут? Вы же понимаете, что это неправильно?" Она говорит в ответ: "Сэр, поторопитесь, это русские, они могут что угодно. Творится сплошной кошмар. Вам лучше с этим смириться, поверьте совету".
Я совету верю и успеваю улететь назад, в родные пенаты.