От Овсов Ответить на сообщение
К All
Дата 30.12.2002 20:13:22 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Культура; Версия для печати

Кургинян об итогах 2002 г. Часть 1

Газета "Слово", № 52, 2002.

(Этого текста в интернете пока нет. )

С.Кургинян
ГОД И ГОДО
События года в их соотношении
с содержанием Большого Процесса

Вместо введения
Русский язык больше говорит о фундаментальных константах мировоззрения, нежели любые идеологии с их национальными идеями и пр. В этой связи нельзя не задуматься над конструкцией слова "событие".
Событие – это СО-бытие. То есть для того, чтобы возникло событие, нужно бытие, нужна, говоря научным языком, некая внятная социальная онтология. И уже на ткани этого бытия узорами будут вычерчиваться события. То есть нечто такое, что придает бытию это самое "со". Соединяет нас, порождая пусть разные, но выстраиваемые вокруг чего-то единого реакции на нечто происходящее.
Нынешняя российская действительность в каких-то своих очень важных основаниях подорвана ровно настолько, чтобы не создавать действительной событийности. В ней нет ни "бытия" (как общей социальной ткани), ни "со" (как нашей общности, нашей включенности в эту ткань).
Страшные разрывы (социальные и смысловые) превращают российское общество в почти несвязный конгломерат. И то, что является событием для одних, не выступает в этой роли для других. Вот и говори тут о консенсусе, консолидации, национальной идее. Сытый голодного не разумеет. Нет и не может быть единой идеи у жертвы и палача, кроме разве что идеи насилия... К вопросу об особом синдроме заложничества…
Но тогда приходится говорить об общем заложничестве – в котором все мы находимся. Однако кто террорист? Многие скажут, что государство. И это будет ошибкой. Это будет соблазном. Это будет усугублением заложничества, а не выходом на свободу.
Заложничество в данном случае может быть рассмотрено только по отношению к некоей Колее, которая уже не первый год волочет всех нас от СО-бытийности через НЕ-бытийность к АНТИ-бытийности.
Что произошло за год? Произошел очередной уход от СО через НЕ к АНТИ. И именно это затрудняет анализ событий – этот хлеб нормальной политологии.
Меня спрашивают о главном событии года. Для того, чтобы было главное событие года, нужно нормальное время, нужно движение в некоем социальном пространстве от начальной к конечной точке. Нынешние блуждания в поисках утраченного времени превращают само время в проблему. В единую проблему с событием. И тогда может оказаться, что главное событие 2002 года (если нет года) размещено не на интервале года, а где-то еще. Вообще в этих случаях события прошлого начинают работать как генераторы настоящего. Меняется фактура времени, его типология и его способ функционирования.
И вполне может быть, что главным событием 2002 года, как и предшествующих, оказывается 1991 год с его крахом СССР, так желанным для многих. И где-то рядом (не буду говорить, где) кольцом взрывателя к гранате этого события окажется прицеплено другое – еще более желанный для многих крах коммунизма. Где он на оси времени? И на оси ли времени он вообще? Но он вцепился в гранату-1991 и ждет, когда его дернут – то ли бомбардировки Ирака ждет, то ли чего-то другого, намного худшего. Но ждет. И все мы заложники этого ожидания.
События наши и есть такое ожидание. Во многом, кстати, ожидание уже случившегося. Так построена пьеса Беккета "В ожидании Годо". Каждый Новый год мы ждем прихода Времени и Годо. Потом приходит мальчик, говорит, что "господин Годо не придет". И мы понимаем, что "Годо" и есть "Год". Год-ооо… Год нуля.
И мы понимаем, что этот год не пришел, и пьем шампанское, и едим, и болтаем о политике. И знаем, что прийти-то он не пришел, но он рядом. И что все наши обсуждения – есть просто разговоры о событиях в отсутствие СО- и Бытия и "в ожидании Годо".
Нет СО-Бытия. Есть последствия и последыши, сплетающиеся в зловещие сети… Террористические?.. Бытийственные?.. А может, это Бытие и превратилось в Террор? Поэт сказал: "Весь мир – театр". Может, он имел в виду "Норд-ост"? Но давайте все-таки вернемся ближе к политике. Раз уж нет Годо – поговорим о Годе и его глумливых кривляниях.

Так сказать, о "классах событий"
Есть события класса А. Те события, связь которых с проблемой власти – очевидна. Ее не надо раскапывать, разрабатывать. Волга впадает в Каспийское море – и все тут.
Есть события класса В. Те, чья связь с проблемой власти лишь ощущается. И до содержания этой связи еще надо докапываться. Может, они важнее, чем события первого класса. Но поди разберись – мистифицируется эта важность какими-то политологами или имеет место на самом деле?
А есть события класса С.
Вроде бы и вовсе с проблемой власти не связанные. Но на самом деле наиболее значимые. Все определяющие. Те события, которые разом превращают власть в ничто. В гроб повапленный.
Вроде о них надо прежде всего говорить? Но связь-то с властной проблематикой отсутствует! И… как это говорилось в предшествующую эпоху? "Нам тут подбрасывают!".
И в самом деле, согласитесь, обидно, когда "подбрасывают". Кому обидно? Тем, кому "подбрасывают", конечно же. А тем, кто "подбрасывает"? Им-то тоже в этой роли сегодня выступать не с руки. И даже не потому, что кто-то обижается, негодует. А потому, что роль "подбрасывающего" в сегодняшнем обществе, как минимум, крайне нереспектабельна. Ведь он что каждый день слышит?
"Мы, знаете ли, порядок наводим. Раскладываем по полочкам. Это вот и это – о власти. И потому имеет название "политология". А это вот и это – из другой оперы. И коль вы в нашей опере, то чужие мотивы не напевайте. Здесь не напевайте, пойте, знаете ли, где-нибудь в другом месте.
И не потому в другом месте – что зловредный вы злопыхатель. А потому, что путаник вы, батенька. Полку от полки отличить не умеете. И туда же – в политологию. Как в Тулу со своим самоваром. Вы ведь как, батенька, рассуждаете. Мол, Тула. А раз Тула, то самовар. А раз самовар – то чай. А где чай, там и пряник, опять же тульский. А где самовар – там вы сразу же: "У самовара я и моя Маша". Вам бы остановиться, а вы и дальше поете: "А на дворе совсем уже темно". На каком это дворе темно и в каком смысле "темно"? И причем тут Тула и самовар? Вы еще оружейный завод к этому пришпандорьте и назовите это политологией".
И становится тебе стыдно. И сам себе ты начинаешь казаться таким несерьезным, путаным. Как этот самый самовар, который кто-то с собой невесть откуда в Тулу волочет. Упорствует, выпендривается…