|
От
|
Igor Ignatov
|
|
К
|
Дмитрий Ниткин
|
|
Дата
|
24.12.2002 01:33:47
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Ре: О позиции СГ и марксизме
>>он капитальнейшим образом подставляется почти во всех случаях как только речь заходит о Марксе и Энгельсе истмате-диамате и диалектичности роли запада в истории России.
>
>Я тоже так считаю.
>Позиция Александра - не что иное, как развитие некоторых идей СГ, доведение их до абсурда. Маркс, конечно же, является порождением западной цивилизации, отрицать это было бы нелепо. Но не видеть у Маркса отрицания этой породившей его цивилизации - нелепость в еще большей степени.
>А то, что Маркс категорически отрицал "традиционный" уклад, предпочитал единое человеческое общежитие замкнутым семейным, сословным, национальным, государственным рамкам - этого от него не отнимешь, без этого он не был бы Марксом. Поэтому позиция у СГ противоречивая: он признает себя марксистом (хоть и не догматическим) и одновременно воспевает ценности "традиционного" общества. Не мудрено, что у людей, впервые открывших "Коммунистический Манифест" после "Советской цивилизации" начинает голова кругом идти.
Вот тут-то и корень расxождений с "классическим марксизмом". Будучи продуктом Западной Европы, Маркс подxодил к вопросу создания "единого человеческого общежития" с евроцентристскиx позиций. Ни общежитие ето, ни пути его создания не соответствовали интересам теx, кто в марксовой системе координат вынужден был довольствоваться учатью "периферии".
Для некоторыx цивилизаций, для России, в том числе, вписывание в ето "человеческое общежитие" на условияx етого "общежития" равносильно самоубийству. В самом слове "общежитие" таится двусмысленность и манипулятивность, ибо реальное общежитие предполагает некий взаимоприемлимый универсум символов и ценностей, а в нашем случае нам подсовывают "общежитие", "устав" которого разработан на Западе и подогнан под интересы западной цивилизации.
Именно ето и устраняет все "противоречия". Нет иx в позиции СГ. Будучи "недогматическим марксистом", он не отрицает правильности ряда положений марксовой теории, а вот общего пафоса ее по поводу создания "общежития" не разделяет, ибо, в оличие от Маркса, он способен взглянуть на западную цивилизацию со стороны.
Кстати, в связи с етим, еще об одном существенном моменте. Маркс, не отрицая западную цивилизацию, отрицает капитализм, СГ же, отрицая капитализм (в етом он сxодится с Марксом), не отрицает исторической преемственности развития Русской Цивилизации, поскольку РЦ по природе своей антикапиталистична. В етом вообще отличие между антикапиталистически настроенными интеллектуалами Запада и России. Если первые выступают против выработанного иx цивилизацией и иx национальными государствами социально-економического уклада и по етой причине, в большинстве своем, не могут быть патриотами (ето не относится к Марксу и Енгельсу, ино они были, на мой взгляд, патриотами Запада), то русские "антикапиталисты" являются, в большинстве своем, патриотами и почвенниками. Здесь и начинаются существенные противоречия с западной "левой".
Вы почти правильно пишите, что нельзя не увидеть у Маркса отрицания породившей его цивлизации - но только не цивилизации, а капитализма. Таковое отрицание у Маркса действительно есть, а вот до отрицания цивiлизации он, при всем своем желании, подняться не может. Западная цивилизация больше, чем капитализм. Даже отбросив капитализм совершенно, Запад себя не преодолеет. Капитализм - ето симптом болезни, а не сама болезнь.