От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 25.12.2002 11:44:09 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Образы будущего; Идеология; Версия для печати

По поводу "Уткоречи" (*+)

http://obltip.pskov.ru/utk.htm

УТКОРЕЧЬ" ИЛИ ЛЮБОВЬ К ТРЕМ… МАНДАРИНАМ


Одна из самых интересных книг, изданных в последнее время Псковской областной типографией, - антология советской поэзии "Уткоречь" философа Дмитрия Галковского. Книга, ставшая одним из лидеров продаж по Москве, необычна во всем. В чем же все-таки секрет ее своеобразия и столь громкого успеха?
Впервые в постсоветские времена предпринята попытка анализа поэтического наследия советской эпохи, причем бескомпромиссно, обнаженно, явственно настолько, что не может оставить равнодушными как "поклонников" советской поэзии, так и ее "неприятелей". "Уткоречь" чаще вызывает вполне прогнозируемую приязнь, если, конечно, речь идет о читателях XXI века, с пониманием относящихся к жанру политического китча; но порой возбуждает и резкое отрицание, правда, скорей рожденное идеологической пристрастностью, живучестью политических мифов, корни которых сокрыты в постсталинском прошлом.
Магия притяжения "Уткоречи от Галковского" в том и заключается, что прежние попытки составления антологий советской поэзии, по мнению философа и писателя, заканчивались скорей "антисоветским подбором авторов и произведений" "из обломков чужеродной культуры, советским миром отвергаемым". "Вообще большая, "репрезентативная" антология должна составляться не столько из самых лучших, сколько из самых характерных стихов того или иного автора… Это очень важный момент. Поскольку советская поэзия есть продукт распада культуры, то, соответственно, суть ее, острие ее будет проявлено в достижении максимальной степени деградации языка и мысли ("логоса"), - размышляет автор. Отсюда нарочитый духовный примитивизм, расцвет которого определил в книге тему №1 - восхваление вождя, его соратников и преемников. Именно поэтому самыми, пожалуй, знаковыми стали разделы, определенные Галковским весьма символично: "Любовь к трем мандаринам". Главный мандарин - Ленин ("Кто, - шепчу, - там на портрете?" - "Ленин"); второй - Сталин ("Всех солнц во вселенной наш Сталин ясней!"), третий - руководство в целом ("Когда победа у станка, рапортовать идешь в Цека").
Впрочем, содержание "Уткоречи" включает в себя и другие любопытные разделы. Романтика, производство, дружба народов, советская женщина, лирика, враги (на границе, за границей, контакты, эмигранты, внутренние враги, нэпманы, отпор врагам)… Самое же главное - стихи. Всех авторов в коротком представлении перечислить вряд ли возможно. Назовем лишь некоторых: С. Капутикян, Зульфия, Р. Баумволь, С. Вургун, И. Френкель, В. Казин, П. Кустов, В. Костыря, В. Гордейчев, М. Лисянский, И. Рождественский… Если возьметесь прочесть эту книгу, наверняка творчество многих известных советских стихотворцев покажется вам в доселе не виданном свете. Тем и замечательна "Уткоречь", ведь в ней через поэтические строки выражено "железное КРЕДО отравленного мозга, причем гораздо полнее, чем в самом толстом советском учебнике по истории, политэкономии или философии". По крайней мере, в этом убежден Дмитрий Галковский, чье философское видение истории советской поэзии уже само по себе - явление отечественной культуры.