От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.12.2002 11:40:31 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

О присоединении России к ВТО. Продолжение (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

Вектор развития России и ВТО

Отмеченная роль ВТО в меняющейся глобальной экономике - одна точка отсчета при принятии решения о целесообразности и сроках присоединения России к ВТО. Другая точка отсчета - внутренние процессы в российской экономике, ее ключевые задачи и способы их решения.

Особенность экономической ситуации сегодня - исчерпание ресурсов, на которых базировался экономический подъем последних лет. Секрет "экономического чуда" 1999 - 2001 годов во многом состоит в том, что к 1998 г. в российской экономике имелись масштабные незагруженные производственные мощности, способные производить конкурентоспособную продукцию, и скрытые излишки рабочей силы на предприятиях. Девальвация рубля плюс рост мировых цен на нефть, плюс монетизация экономики (сокращение бартера) позволили утилизировать эти ресурсы и обеспечили рост производства при минимальных капитальных затратах. Однако уже к 2002 г. эти ресурсы исчерпались. Признаком этого стало не только замедление экономического роста при сохранении благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта (1999 г. - 5, 4%, 2000 г. - 9, 0%, 2001 г. - 5, 0%, 2002 г. - 4, 0%). Гораздо важнее, что экономика возвращается к той модели развития, которая имела место в предшествующий кризису период (1995 - 1998 гг.). Эта модель характеризуется двумя особенностями: доминированием сырьевого экспорта как основной движущей силой экономики и преобладанием импорта в покрытии внутреннего спроса.

Возврат России к экспортно-ориентированной модели был признан и в ноябрьском (2002 г.) докладе Мирового банка, посвященном России. Драма состоит в том, что развитие с опорой на сырьевой экспорт неизбежно означает снижение общих темпов экономического роста в лучшем случае до уровня динамики сырьевых отраслей, то есть, до 2 - 3% в год. Как показывают многочисленные расчеты, этого абсолютно недостаточно для преодоления качественного разрыва России с ведущими странами мира, решения неотложных социальных задач и обеспечения приемлемого уровня безопасности страны. В худшем случае (например, при резком снижении мировых цен на нефть) в российской экономике неизбежно последует срыв, аналогичный кризису 1998 года.

Стратегически сегодняшняя ситуация в экономике характеризуется двумя особенностями: сменой вектора экономического развития и идеологическим кризисом, связанным с крайне негативными социальными и экономическими последствиями проводимой правительством политики дерегулирования экономики. Опять, как и три года назад, на первый план вышла задача выхода из этого тупика, для решения которой необходимо консолидировать усилия элит и массовых социальных групп для ускоренной модернизации российской экономики, нацеленной на повышение ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. Нет никакого сомнения, что форсированное присоединение России к ВТО решению данной задачи противоречит.

Во-первых, модернизация экономики требует осуществления маневра ресурсами, в частности перераспределения так называемой экспортной ренты из сырьевых отраслей в перерабатывающие. Между тем требования ВТО существенно ограничивают набор инструментов экономической политики, которые могут быть использованы для реализации такого маневра, что делает его практически невозможным.

Во-вторых, присоединение к ВТО ухудшит условия функционирования ряда секторов, ускоренное развитие которых является критически важным для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. К ним относятся, в частности: станкостроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других. А реализация таких условий, как повышение цен на энергоносители до мирового уровня, сделает неконкурентоспособной 70 - 80% промышленной продукции, производимой российскими производителями.

В-третьих, резко обострится проблема депрессивных регионов. По некоторым оценкам, в силу неравномерности территориального размещения конкурентоспособных производств более 3/4 субъектов Российской Федерации будут иметь негативные последствия в результате присоединения к ВТО - рост социальной напряженности, сокращение финансовых поступлений в бюджет и другие.

В-четвертых, присоединение к ВТО с большой вероятностью ухудшит условия инновационной деятельности российских предприятий. Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой к использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

В-пятых, присоединение к ВТО стимулирует дезинтеграционные процессы в рамках СНГ. Раздельное проведение переговоров государств СНГ о присоединении к ВТО неизбежно влечет за собой распад Таможенного союза и зоны свободной торговли, которые не признаются сегодня женевской бюрократией. Как показывают расчеты, произойдет резкое снижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке, в результате чего сокращение российского экспорта в страны СНГ составит почти треть, а их импорта в Россию - до половины. Это вызовет резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран СНГ с последующим вероятным распадом зоны свободной торговли и дезинтеграции ЕврАзЭС.

Угрозы и риски, связанные с форсированным присоединением России к ВТО, столь очевидны, что возникает закономерный вопрос: что (или кто) является основной движущей силой данного процесса, "продавливающей" сопротивление его многочисленных, но, впрочем, разрозненных противников? По-видимому, речь может идти о трех основных группах поддержки, составляющих ядро активных сторонников присоединения к ВТО.

Первая группа - производители экспортной продукции (черных металлов, химических товаров, лесоматериалов), которые испытывают прессинг антидемпинговых процедур и рассчитывают с помощью механизмов ВТО улучшить свои позиции на соответствующих рынках. К ним примыкает ряд производителей оборудования для данных отраслей, рассчитывающих на увеличение заказов и недооценивающих угроз обострения международной конкуренции. К ним же следует отнести и некоторых руководителей регионов, рассчитывающих на приток иностранных инвестиций.

Вторая группа - бюрократия, связавшая свою аппаратную судьбу с присоединением России к ВТО. Дело не только (и не столько) в личных пристрастиях соответствующих представителей макроэкономического блока правительства. Вопрос заключается в том, будет ли проломлен "социальный барьер", препятствующий дальнейшему продолжению либеральных реформ, или они подвергнутся неизбежной коррекции. Понятно, что это одновременно и вопрос о том, кто станет "экономическим идеологом" следующего политического цикла. И присоединение к ВТО тут очень кстати: во-первых, оно само по себе предполагает осуществление "непопулярных мер", во-вторых, на него можно списать неизбежные социальные издержки этих реформ.

Наконец, третья группа - это носители проекта ускоренной интеграции России в мировую экономику. Практически все прошлое и начало нынешнего десятилетия шла непрекращающаяся дискуссия между сторонниками двух основных проектов экономического развития страны. В рамках первого экономический рост базируется на расширении внутренних рынков и на укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на этих рынках. В рамках второго - рост опирается на расширение экспортного потенциала за счет интеграции российских производителей в транснациональные технологические цепочки.

За этими проектами стоят разные (даже противоположные) представления о ресурсах развития, способах повышения конкурентоспособности, ее основных движущих силах и субъектах и т.д. Форсированное присоединение России к ВТО с высокой вероятностью приведет к тому, что российская экономика утратит целостность и внутренние ресурсы, необходимые для реализации первого проекта. По сути, это означает необратимость закрепления экспортно-сырьевой ориентации экономики. Именно поэтому вопрос присоединения к ВТО получил статус идеологемы, четко разграничив сторонников и противников проводимой сегодня политики статус-кво.

(Продолжение следует)