От Георгий
К Георгий
Дата 20.12.2002 11:40:31
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

О присоединении России к ВТО. Продолжение (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

Вектор развития России и ВТО

Отмеченная роль ВТО в меняющейся глобальной экономике - одна точка отсчета при принятии решения о целесообразности и сроках присоединения России к ВТО. Другая точка отсчета - внутренние процессы в российской экономике, ее ключевые задачи и способы их решения.

Особенность экономической ситуации сегодня - исчерпание ресурсов, на которых базировался экономический подъем последних лет. Секрет "экономического чуда" 1999 - 2001 годов во многом состоит в том, что к 1998 г. в российской экономике имелись масштабные незагруженные производственные мощности, способные производить конкурентоспособную продукцию, и скрытые излишки рабочей силы на предприятиях. Девальвация рубля плюс рост мировых цен на нефть, плюс монетизация экономики (сокращение бартера) позволили утилизировать эти ресурсы и обеспечили рост производства при минимальных капитальных затратах. Однако уже к 2002 г. эти ресурсы исчерпались. Признаком этого стало не только замедление экономического роста при сохранении благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта (1999 г. - 5, 4%, 2000 г. - 9, 0%, 2001 г. - 5, 0%, 2002 г. - 4, 0%). Гораздо важнее, что экономика возвращается к той модели развития, которая имела место в предшествующий кризису период (1995 - 1998 гг.). Эта модель характеризуется двумя особенностями: доминированием сырьевого экспорта как основной движущей силой экономики и преобладанием импорта в покрытии внутреннего спроса.

Возврат России к экспортно-ориентированной модели был признан и в ноябрьском (2002 г.) докладе Мирового банка, посвященном России. Драма состоит в том, что развитие с опорой на сырьевой экспорт неизбежно означает снижение общих темпов экономического роста в лучшем случае до уровня динамики сырьевых отраслей, то есть, до 2 - 3% в год. Как показывают многочисленные расчеты, этого абсолютно недостаточно для преодоления качественного разрыва России с ведущими странами мира, решения неотложных социальных задач и обеспечения приемлемого уровня безопасности страны. В худшем случае (например, при резком снижении мировых цен на нефть) в российской экономике неизбежно последует срыв, аналогичный кризису 1998 года.

Стратегически сегодняшняя ситуация в экономике характеризуется двумя особенностями: сменой вектора экономического развития и идеологическим кризисом, связанным с крайне негативными социальными и экономическими последствиями проводимой правительством политики дерегулирования экономики. Опять, как и три года назад, на первый план вышла задача выхода из этого тупика, для решения которой необходимо консолидировать усилия элит и массовых социальных групп для ускоренной модернизации российской экономики, нацеленной на повышение ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. Нет никакого сомнения, что форсированное присоединение России к ВТО решению данной задачи противоречит.

Во-первых, модернизация экономики требует осуществления маневра ресурсами, в частности перераспределения так называемой экспортной ренты из сырьевых отраслей в перерабатывающие. Между тем требования ВТО существенно ограничивают набор инструментов экономической политики, которые могут быть использованы для реализации такого маневра, что делает его практически невозможным.

Во-вторых, присоединение к ВТО ухудшит условия функционирования ряда секторов, ускоренное развитие которых является критически важным для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. К ним относятся, в частности: станкостроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение и ряд других. А реализация таких условий, как повышение цен на энергоносители до мирового уровня, сделает неконкурентоспособной 70 - 80% промышленной продукции, производимой российскими производителями.

В-третьих, резко обострится проблема депрессивных регионов. По некоторым оценкам, в силу неравномерности территориального размещения конкурентоспособных производств более 3/4 субъектов Российской Федерации будут иметь негативные последствия в результате присоединения к ВТО - рост социальной напряженности, сокращение финансовых поступлений в бюджет и другие.

В-четвертых, присоединение к ВТО с большой вероятностью ухудшит условия инновационной деятельности российских предприятий. Применение в сегодняшних российских условиях норм Соглашения о правах интеллектуальной собственности (TRIPS) (обязательное патентование, принудительное лицензирование и др.) без принятия адекватных компенсирующих мер может усилить отток имеющихся научно-технологических разработок за рубеж и стать еще одной преградой к использованию имеющихся интеллектуальных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

В-пятых, присоединение к ВТО стимулирует дезинтеграционные процессы в рамках СНГ. Раздельное проведение переговоров государств СНГ о присоединении к ВТО неизбежно влечет за собой распад Таможенного союза и зоны свободной торговли, которые не признаются сегодня женевской бюрократией. Как показывают расчеты, произойдет резкое снижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке, в результате чего сокращение российского экспорта в страны СНГ составит почти треть, а их импорта в Россию - до половины. Это вызовет резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран СНГ с последующим вероятным распадом зоны свободной торговли и дезинтеграции ЕврАзЭС.

Угрозы и риски, связанные с форсированным присоединением России к ВТО, столь очевидны, что возникает закономерный вопрос: что (или кто) является основной движущей силой данного процесса, "продавливающей" сопротивление его многочисленных, но, впрочем, разрозненных противников? По-видимому, речь может идти о трех основных группах поддержки, составляющих ядро активных сторонников присоединения к ВТО.

Первая группа - производители экспортной продукции (черных металлов, химических товаров, лесоматериалов), которые испытывают прессинг антидемпинговых процедур и рассчитывают с помощью механизмов ВТО улучшить свои позиции на соответствующих рынках. К ним примыкает ряд производителей оборудования для данных отраслей, рассчитывающих на увеличение заказов и недооценивающих угроз обострения международной конкуренции. К ним же следует отнести и некоторых руководителей регионов, рассчитывающих на приток иностранных инвестиций.

Вторая группа - бюрократия, связавшая свою аппаратную судьбу с присоединением России к ВТО. Дело не только (и не столько) в личных пристрастиях соответствующих представителей макроэкономического блока правительства. Вопрос заключается в том, будет ли проломлен "социальный барьер", препятствующий дальнейшему продолжению либеральных реформ, или они подвергнутся неизбежной коррекции. Понятно, что это одновременно и вопрос о том, кто станет "экономическим идеологом" следующего политического цикла. И присоединение к ВТО тут очень кстати: во-первых, оно само по себе предполагает осуществление "непопулярных мер", во-вторых, на него можно списать неизбежные социальные издержки этих реформ.

Наконец, третья группа - это носители проекта ускоренной интеграции России в мировую экономику. Практически все прошлое и начало нынешнего десятилетия шла непрекращающаяся дискуссия между сторонниками двух основных проектов экономического развития страны. В рамках первого экономический рост базируется на расширении внутренних рынков и на укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на этих рынках. В рамках второго - рост опирается на расширение экспортного потенциала за счет интеграции российских производителей в транснациональные технологические цепочки.

За этими проектами стоят разные (даже противоположные) представления о ресурсах развития, способах повышения конкурентоспособности, ее основных движущих силах и субъектах и т.д. Форсированное присоединение России к ВТО с высокой вероятностью приведет к тому, что российская экономика утратит целостность и внутренние ресурсы, необходимые для реализации первого проекта. По сути, это означает необратимость закрепления экспортно-сырьевой ориентации экономики. Именно поэтому вопрос присоединения к ВТО получил статус идеологемы, четко разграничив сторонников и противников проводимой сегодня политики статус-кво.

(Продолжение следует)

От Георгий
К Георгий (20.12.2002 11:40:31)
Дата 20.12.2002 11:41:25

О присоединении России к ВТО. Продолжение-2 (*+)

>
http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881

ВТО против модернизации

С точки зрения простого здравого смысла сначала нужно провести технологическую модернизацию и повысить конкурентоспособность российской экономики, а потом уже присоединяться к ВТО. Обратный порядок действий неприемлем. Принятие Россией только общих обязательств ВТО (даже если допустить, что все остальные условия членства будут максимально благоприятными) сделает невозможным осуществление модернизации отечественной экономики в требуемых масштабах ни сейчас, ни тем более в долгосрочной перспективе.

Открытие внутреннего рынка на условиях ВТО усилит прессинг зарубежных конкурентов на экономику в целом. Интервенция товаров и услуг из-за рубежа перенесет на нашу экономику критерии мировой эффективности, к которым мы не готовы. При мизерных инвестициях и износе в ряде отраслей основных фондов на 50 - 70 процентов, без действенной поддержки и защиты государства кардинально перестроить производство, чтобы выпускать продукцию по международным стандартам, будет просто невозможно. Достижение высокой конкурентоспособности осуществимо лишь на основе реализации тех сравнительных преимуществ, которыми Россия уже обладает.

Это - главный ориентир для понимания того, какие сектора и отрасли экономики являются ключевыми, стратегически важными. Только они могут стать фундаментом повышения конкурентоспособности экономики в целом, позволят России занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка. Бесспорными преимуществами России являются транзитный потенциал, богатые энергетические ресурсы, наличие конкурентоспособных научно-технологических заделов, относительно емкий внутренний рынок. Транзитный потенциал напрямую зависит от наличия развитой транспортной сети и телекоммуникаций. Следовательно, приоритетными для России отраслями являются телекоммуникации, авиационная промышленность. Авиационная промышленность традиционно контролируется государством, это общемировая практика. Причем дотации на производство и проектирование авиационной техники в той или иной форме осуществляются во всем мире.

В нашей стране гражданская авиапромышленность переживает серьезные трудности. В результате резкого (в 4 раза) падения объемов пассажирских перевозок в 90-е годы сократилось использование воздушного транспорта как на внутренних, так и на международных линиях. Еще один удар по авиапрому нанесен недавно решением ЕС о запрете полетов российских самолетов, которые по производимому шуму превышают европейские стандарты. Производство гражданской авиатехники упало. К примеру, пять крупнейших в России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов) общими усилиями производят 5 - 7 самолетов в год, хотя их проектная мощность составляет 150 - 180 авиалайнеров. Принятие условий стран - членов ВТО, касающихся авиационной промышленности (Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой - СТГА), лишит Россию перспективы возродить авиастроение и фактически погубит эту отрасль.

Другой приоритетный ресурс России - энергетика. Для надежного самообеспечения энергией в перспективе и высвобождения топливных энергоресурсов для экспорта очень важно стимулировать развитие ядерной энергетики. Кроме того, растущий мировой рынок производства электроэнергии на АЭС испытывает потребность в энергетическом оборудовании, где Россия вполне способна занять соответствующую нишу. Российское энергетическое машиностроение пока обладает достаточно высокой конкурентоспособностью (экспорт его продукции ежегодно составляет 700 - 800 млн. долл.). Однако в случае присоединения к ВТО и отказа от проведения активной промышленной и структурной политики высока вероятность того, что из-за организационных преимуществ (возможностей предоставления связанных кредитов и др.) западные производители энергомашиностроения быстро захватят рынок, лишив нашу страну одного из конкурентных преимуществ.

Следующим стратегически важным сектором, который следует отнести к "красному списку" отраслей, обреченных на деградацию в случае форсированного присоединения к ВТО, является автомобилестроение. Эта отрасль уникальна - она соединяет элементы высоких технологий и массового производства, ориентированного на потребительский спрос. Для успешного функционирования автомобилестроения в России есть ряд ключевых факторов: производственные мощности, квалифицированная рабочая сила, конструкционные материалы, емкий внутренний рынок, хорошая ценовая конкурентная позиция, сеть технического обслуживания, развитая система сбыта. С другой стороны - явный недостаток инвестиций, действенной государственной защиты и поддержки модернизации и расширения производства. Снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей вызовет приток товаров и тем самым закроет дорогу капиталу, так необходимому для существования этой отрасли.

Четвертое приоритетное направление для развития российской экономики определяется типом экономического роста. В долгосрочной перспективе это - внутренне ориентированный рост, опирающийся на инвестиционный рывок. Следовательно, на первый план выходят сектора инвестиционного оборудования, а именно станкостроение. Эта отрасль является системообразующей, определяющей в конечном счете качество производства продукции в других отраслях машиностроения.

Обеспечить модернизацию и динамичное развитие секторов, составляющих конкурентоспособное высокотехнологичное ядро экономики, может только государство, используя для этого инструменты промышленной политики: субсидии, льготные кредиты, государственные гарантии, государственный заказ, налоговую и тарифную политику, государственное участие в подготовке кадров и др. Поскольку нормативы ВТО резко усложняют, ограничивают, а в некоторых случаях полностью исключают применение этих инструментов, перевод экономики на траекторию быстрого экономического роста при помощи соответствующих мер государственной промышленной, структурной и внешнеторговой и научно-технической политики необходимо провести еще до присоединения к ВТО.

Особый случай - сельское хозяйство. Разрыв в уровнях конкурентоспособности аграрного сектора в России и в западных странах задается уже существующей неравноценностью масштабов государственной поддержки и тарифной защиты. Например, объем поддержки сельхозпроизводителей в странах ЕС в 50 раз превышает соответствующие объемы в России на 1 гектар пашни, а уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. Если пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, то в России - 15% (в 14 раз ниже), на молоко в странах ЕС - 113%, а в России - 15% (7, 5 раза), на пшеницу - 173% и 20% (8, 6 раза).

В рамках ВТО государственное участие в повышении конкурентности сельского хозяйства предполагается по двум основным направлениям: регулирование размеров таможенных пошлин и субсидирование. Для нашей страны простое увеличение импортных пошлин может оказаться низкоэффективным. Во-первых, потому что их повышение блокируется странами - членами ВТО, а барьеры пошлин легко "обходятся" благодаря несовершенству таможенного законодательства. Во-вторых, на фоне мощных экспортных субсидий со стороны ЕС они не представляют серьезного препятствия для наших конкурентов.

Сейчас правительством в качестве основного направления выбрано субсидирование, но финансовых возможностей для осуществления этого пути явно недостаточно. Возможным решением проблемы могло бы стать введение компенсационных пошлин в размере предоставляемых странами-экспортерами субсидий с целевым использованием полученных за счет этого бюджетных доходов на поддержку сельского хозяйства. Этот ход не противоречит нормам ВТО, но требует политической воли от российского правительства, которая пока парализована каким-то иррациональным страхом и самоунижением перед США и Евросоюзом. Стартовый уровень государственной поддержки при вступлении в ВТО обозначен российской стороной в 18 - 20 миллиардов долларов (который по условиям организации должен будет постоянно снижаться). Но даже если его удастся отстоять на переговорах (встречное предложение - существующий ныне уровень в 2 миллиарда долларов), "освоить" его в нынешних условиях практически невозможно.

Важно более точно определить размер необходимой государственной помощи и реальный объем финансовых ресурсов для ее осуществления. Кроме того, должны быть определены приоритеты в конкретных направлениях господдержки: что является первоочередным - кредиты и целевые субсидии, дотации на транспортировку или на покупку техники и оборудования, инвестирование инфраструктуры или стимулирование экспорта? Как и в других секторах, в сельском хозяйстве ощущается острая нехватка в обслуживающей отрасль сети обеспечения. Нет развитой кредитной системы; системы страхования; системы информационной и консультационной служб для сельского хозяйства; системы стандартов, которая соответствовала бы международной; нет сети наших сертификационных агентств за рубежом и т.п. - т.е. всего того, что может обеспечить эффективное движение продукции на рынке.

Рассматривая сферу услуг, становится очевидным, что поспешное присоединение к ВТО не только подорвет ее собственную конкурентоспособность, но и лишит значительной "доли" конкурентоспособности весь отечественный производственный сектор. Ведь нет оснований считать, что более успешные иностранные компании будут руководствоваться интересами российских, а не своих национальных производителей в продвижении их товаров на рынки.

(Продолжение следует)

От Георгий
К Георгий (20.12.2002 11:41:25)
Дата 20.12.2002 11:42:48

О присоединении России к ВТО. Окончание (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881


Болевые точки

Если российское руководство по каким-либо неэкономическим мотивам все же решит присоединяться к ВТО в ближайшее время, то необходимо хотя бы своевременно принять меры по нейтрализации негативных экономических последствий этого шага.

Во-первых, согласно правилам ВТО, все действующие в настоящее время на федеральном уровне механизмы господдержки отечественной промышленности (кроме возврата НДС) являются либо запрещенными, либо наказуемыми и должны быть пересмотрены. Невыполнение этого условия может вызвать применение предусмотренных в таких случаях санкций. Принятие этих обязательств приведет к изменению общих условий хозяйствования в России и потребует пересмотра правил и порядка поддержки отечественной промышленности. Надо будет резко сократить или полностью ликвидировать избирательную поддержку производителей посредством субсидий, дотаций, льготных и фиксированных цен, налогов, в том числе за счет федеральных целевых программ и льгот, предоставляемых региональными властями. В связи с этим особенно важно развернуть работу по созданию новых механизмов защиты и поддержки отечественной промышленности, соответствующих режиму ВТО (система нетарифной защиты, квоты, экологические требования и т.п.).

Во-вторых, необходимо проанализировать тенденции развития организации, чтобы в нормотворческой работе учесть грядущие изменения в ее правилах. Например, ожидается, что в следующем "миллениум-раунде", который начнется 1 января 2005 года, ВТО пополнится новыми Соглашениями по вопросам "социального и экологического демпинга". В этом случае мы будем лишены таких важных конкурентных преимуществ, как богатые природные и квалифицированные трудовые ресурсы.

В-третьих, в соответствии с требованиями ВТО действие ее норм должно распространяться на всю территорию без исключения (и на регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы с действующим там специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов). Выполнение этого условия приведет к тому, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий (значительная часть которых - градообразующие) пострадает преобладающее количество регионов.По данным журнала "Эксперт", в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5 регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограниченные, а у оставшихся 62 регионов они по существу отсутствуют совсем. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые "вписываются" в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства. В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4 - 7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.

В-четвертых, нормы ВТО потребуют установления равных условий для всех стран, в том числе и для СНГ. Поскольку сейчас во внешнеэкономических отношениях в СНГ немало двусторонних соглашений, в них действуют взаимные преференции. Снятие этих преференций приведет к резкому взаимному снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта, даст еще один толчок процессу дезинтеграции в СНГ. Распад зон свободной торговли, усложнение доступа к важнейшим видам сырья (руды цветных металлов), потеря основного рынка сбыта продукции средней и высокой степени переработки - вот некоторые последствия ускоренного включения России в ВТО на "площадке" СНГ. Дезинтеграция СНГ ударит и с другой "стороны".Из-за возможного разрыва исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например, из-за узости рынков и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках производственной кооперации стран СНГ. Для снижения отрицательного эффекта от неодновременного вступления в ВТО стран СНГ необходимо предварительное согласование их позиций, таможенных пошлин и экономических режимов.

В-пятых, в решении задачи модернизации экономики важнейшая роль принадлежит отечественной науке и всей системе создания и внедрения научно-технических разработок. При обсуждении вопросов влияния членства в ВТО на сферу научных исследований в первую очередь внимание обращается на условия торговли наукоемкой продукцией, на регулирующие ее правовые механизмы. Действительно, условия ВТО требуют выполнения Соглашения об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (от англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, или сокращенно TRIPS. Предметом соглашения TRIPS являются: авторские и смежные права, промышленные образцы и полезные модели, изобретения, топологии интегральных микросхем, защита производственных секретов и др.). России нужно будет привести патентное законодательство в соответствие с нормами TRIPS, гарантировать защиту иностранной интеллектуальной собственности в нашей стране. Но воздействие норм ВТО на инновационную деятельность выходит далеко за рамки торговли. Конкретные условия TRIPS и принципы их применения определяют и саму возможность производить и внедрять в стране научно-технические разработки. О чем идет речь? О трех основных положениях TRIPS, которые приведут к крайне негативным последствиям для создания и использования научных достижений в России.

1.Так называемый общий режим патентования. Он распространяет патентование на все виды изобретений (в том числе и на ноу-хау) в любом секторе промышленности и в любой области технологии (п.1 статьи 27 TRIPS).

2. "Принудительное лицензирование". Термин "принудительное лицензирование" означает обязательную, возможную даже без согласия патентовладельца передачу (продажу) лицензии. Обращение к принудительному лицензированию предусмотрено в случаях, если патентодержатель не начал промышленного производства и свободного экспорта продукта в течение 3 - 5 лет с момента патентования или отказывается выдать лицензии на "разумных условиях". Кроме того, принудительное лицензирование допускается и в тех случаях, когда страна-патентовладелец сумела начать производство продукта, но при этом его себестоимость выше, чем у конкурентов. Такая ситуация тоже трактуется TRIPS как "злоупотребление правами интеллектуальной собственности со стороны владельцев прав" или "необоснованное ограничение торговли", которое "неблагоприятным образом влияет на международную передачу технологии" и требует принятия определенных мер (п.2 статьи 8, статья 31 TRIPS).

Нынешние возможности быстрого и эффективного внедрения результатов отечественной науки в России настолько сократились, что западные конкуренты смогут выпускать на рынок запатентованные Россией продукты раньше наших товаропроизводителей, лишая их интеллектуальной ренты. В этих условиях произойдет полное свертывание отечественных исследований и разработок. При этом в отсутствие механизмов кредитования инвестиций в развитие производства нашим предприятиям едва ли удастся воспользоваться этими возможностями в своих интересах.

3. Распространение "защиты способа" на "защиту изделия". Фактически это условие означает запрет на производство изделия другим способом без разрешения патентовладельца, да еще с "возложением бремени доказательства на ответчика" (статья 34 TRIPS). Ранее значительная часть продуктов (лекарства, материалы и композиции, например, смазочные масла) производилась в обход патентов путем изменения в технологическом процессе, и истец обязан был доказать, что продукт получен способом, слишком близким к запатентованному. Теперь доказывать придется ответчику, т.е. российским производителям. При современном состоянии системы правовой защиты в России отстоять свои права вряд ли будет возможно.

Таким образом, некоторые последствия присоединения к ВТО для НИОКР таковы. Внедрение научно-технических разработок в короткие сроки (3 - 5 лет) в современной России нереально. Как следствие этого - вынужденная передача-продажа прав на изобретения и потеря интеллектуальной ренты. Блокируется перспектива развития высокотехнологичных отраслей на собственной научной основе - за использование чужих технологий и новшеств теперь придется дорого платить. Таким же образом затрудняется использование преимуществ своих собственных способов получения изделия. Возрастет число судебных исков к организациям, тиражирующим интеллектуальные продукты, что приведет к резкому сужению их рынка и взлету цен. Из-за отсутствия необходимых ресурсов невозможно будет обеспечить защиту внутренних научных разработок (даже закрытых) от промышленного шпионажа, который в условиях открытости экономики получит дополнительные возможности.

Опыт действия условий TRIPS показал, что лишь минимальная доля инноваций, охраняемых в развивающихся странах, находит там реальное применение. Тем больший ущерб нанесут они России, в которой нынешняя финансовая нищета науки сочетается с сохранившимся интеллектуальным богатством нации, способной на многочисленные и многообразные изобретения. В лучшем случае нам позволят продавать технологии, не имея возможности применить их в своих интересах, и тем самым повышать конкурентоспособность других.

Вывод

Присоединение России к ВТО - это вопрос как внешней, так и внутренней политики. Тем не менее ключевым в его решении является соотнесение этого шага со стратегическими задачами, стоящими в экономической сфере, - прежде всего с задачами ускоренной модернизации российской экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. В настоящий момент реальных экономических оснований для форсированного присоединения к ВТО нет. Сначала необходимо создать такие условия и организационные механизмы, которые позволят увеличить эффект и снизить потери, связанные с присоединением.