От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 20.12.2002 11:42:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

О присоединении России к ВТО. Окончание (*+)

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=881


Болевые точки

Если российское руководство по каким-либо неэкономическим мотивам все же решит присоединяться к ВТО в ближайшее время, то необходимо хотя бы своевременно принять меры по нейтрализации негативных экономических последствий этого шага.

Во-первых, согласно правилам ВТО, все действующие в настоящее время на федеральном уровне механизмы господдержки отечественной промышленности (кроме возврата НДС) являются либо запрещенными, либо наказуемыми и должны быть пересмотрены. Невыполнение этого условия может вызвать применение предусмотренных в таких случаях санкций. Принятие этих обязательств приведет к изменению общих условий хозяйствования в России и потребует пересмотра правил и порядка поддержки отечественной промышленности. Надо будет резко сократить или полностью ликвидировать избирательную поддержку производителей посредством субсидий, дотаций, льготных и фиксированных цен, налогов, в том числе за счет федеральных целевых программ и льгот, предоставляемых региональными властями. В связи с этим особенно важно развернуть работу по созданию новых механизмов защиты и поддержки отечественной промышленности, соответствующих режиму ВТО (система нетарифной защиты, квоты, экологические требования и т.п.).

Во-вторых, необходимо проанализировать тенденции развития организации, чтобы в нормотворческой работе учесть грядущие изменения в ее правилах. Например, ожидается, что в следующем "миллениум-раунде", который начнется 1 января 2005 года, ВТО пополнится новыми Соглашениями по вопросам "социального и экологического демпинга". В этом случае мы будем лишены таких важных конкурентных преимуществ, как богатые природные и квалифицированные трудовые ресурсы.

В-третьих, в соответствии с требованиями ВТО действие ее норм должно распространяться на всю территорию без исключения (и на регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы с действующим там специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов). Выполнение этого условия приведет к тому, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий (значительная часть которых - градообразующие) пострадает преобладающее количество регионов.По данным журнала "Эксперт", в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5 регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограниченные, а у оставшихся 62 регионов они по существу отсутствуют совсем. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые "вписываются" в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства. В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4 - 7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.

В-четвертых, нормы ВТО потребуют установления равных условий для всех стран, в том числе и для СНГ. Поскольку сейчас во внешнеэкономических отношениях в СНГ немало двусторонних соглашений, в них действуют взаимные преференции. Снятие этих преференций приведет к резкому взаимному снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта, даст еще один толчок процессу дезинтеграции в СНГ. Распад зон свободной торговли, усложнение доступа к важнейшим видам сырья (руды цветных металлов), потеря основного рынка сбыта продукции средней и высокой степени переработки - вот некоторые последствия ускоренного включения России в ВТО на "площадке" СНГ. Дезинтеграция СНГ ударит и с другой "стороны".Из-за возможного разрыва исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например, из-за узости рынков и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках производственной кооперации стран СНГ. Для снижения отрицательного эффекта от неодновременного вступления в ВТО стран СНГ необходимо предварительное согласование их позиций, таможенных пошлин и экономических режимов.

В-пятых, в решении задачи модернизации экономики важнейшая роль принадлежит отечественной науке и всей системе создания и внедрения научно-технических разработок. При обсуждении вопросов влияния членства в ВТО на сферу научных исследований в первую очередь внимание обращается на условия торговли наукоемкой продукцией, на регулирующие ее правовые механизмы. Действительно, условия ВТО требуют выполнения Соглашения об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (от англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, или сокращенно TRIPS. Предметом соглашения TRIPS являются: авторские и смежные права, промышленные образцы и полезные модели, изобретения, топологии интегральных микросхем, защита производственных секретов и др.). России нужно будет привести патентное законодательство в соответствие с нормами TRIPS, гарантировать защиту иностранной интеллектуальной собственности в нашей стране. Но воздействие норм ВТО на инновационную деятельность выходит далеко за рамки торговли. Конкретные условия TRIPS и принципы их применения определяют и саму возможность производить и внедрять в стране научно-технические разработки. О чем идет речь? О трех основных положениях TRIPS, которые приведут к крайне негативным последствиям для создания и использования научных достижений в России.

1.Так называемый общий режим патентования. Он распространяет патентование на все виды изобретений (в том числе и на ноу-хау) в любом секторе промышленности и в любой области технологии (п.1 статьи 27 TRIPS).

2. "Принудительное лицензирование". Термин "принудительное лицензирование" означает обязательную, возможную даже без согласия патентовладельца передачу (продажу) лицензии. Обращение к принудительному лицензированию предусмотрено в случаях, если патентодержатель не начал промышленного производства и свободного экспорта продукта в течение 3 - 5 лет с момента патентования или отказывается выдать лицензии на "разумных условиях". Кроме того, принудительное лицензирование допускается и в тех случаях, когда страна-патентовладелец сумела начать производство продукта, но при этом его себестоимость выше, чем у конкурентов. Такая ситуация тоже трактуется TRIPS как "злоупотребление правами интеллектуальной собственности со стороны владельцев прав" или "необоснованное ограничение торговли", которое "неблагоприятным образом влияет на международную передачу технологии" и требует принятия определенных мер (п.2 статьи 8, статья 31 TRIPS).

Нынешние возможности быстрого и эффективного внедрения результатов отечественной науки в России настолько сократились, что западные конкуренты смогут выпускать на рынок запатентованные Россией продукты раньше наших товаропроизводителей, лишая их интеллектуальной ренты. В этих условиях произойдет полное свертывание отечественных исследований и разработок. При этом в отсутствие механизмов кредитования инвестиций в развитие производства нашим предприятиям едва ли удастся воспользоваться этими возможностями в своих интересах.

3. Распространение "защиты способа" на "защиту изделия". Фактически это условие означает запрет на производство изделия другим способом без разрешения патентовладельца, да еще с "возложением бремени доказательства на ответчика" (статья 34 TRIPS). Ранее значительная часть продуктов (лекарства, материалы и композиции, например, смазочные масла) производилась в обход патентов путем изменения в технологическом процессе, и истец обязан был доказать, что продукт получен способом, слишком близким к запатентованному. Теперь доказывать придется ответчику, т.е. российским производителям. При современном состоянии системы правовой защиты в России отстоять свои права вряд ли будет возможно.

Таким образом, некоторые последствия присоединения к ВТО для НИОКР таковы. Внедрение научно-технических разработок в короткие сроки (3 - 5 лет) в современной России нереально. Как следствие этого - вынужденная передача-продажа прав на изобретения и потеря интеллектуальной ренты. Блокируется перспектива развития высокотехнологичных отраслей на собственной научной основе - за использование чужих технологий и новшеств теперь придется дорого платить. Таким же образом затрудняется использование преимуществ своих собственных способов получения изделия. Возрастет число судебных исков к организациям, тиражирующим интеллектуальные продукты, что приведет к резкому сужению их рынка и взлету цен. Из-за отсутствия необходимых ресурсов невозможно будет обеспечить защиту внутренних научных разработок (даже закрытых) от промышленного шпионажа, который в условиях открытости экономики получит дополнительные возможности.

Опыт действия условий TRIPS показал, что лишь минимальная доля инноваций, охраняемых в развивающихся странах, находит там реальное применение. Тем больший ущерб нанесут они России, в которой нынешняя финансовая нищета науки сочетается с сохранившимся интеллектуальным богатством нации, способной на многочисленные и многообразные изобретения. В лучшем случае нам позволят продавать технологии, не имея возможности применить их в своих интересах, и тем самым повышать конкурентоспособность других.

Вывод

Присоединение России к ВТО - это вопрос как внешней, так и внутренней политики. Тем не менее ключевым в его решении является соотнесение этого шага со стратегическими задачами, стоящими в экономической сфере, - прежде всего с задачами ускоренной модернизации российской экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости к внешним воздействиям. В настоящий момент реальных экономических оснований для форсированного присоединения к ВТО нет. Сначала необходимо создать такие условия и организационные механизмы, которые позволят увеличить эффект и снизить потери, связанные с присоединением.