|
От
|
Pout
|
|
К
|
Зубатов
|
|
Дата
|
09.01.2001 16:57:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Я - критик
Так меня, КАК ТИП, крупный СЕТЕВОЙ "соционик" Ру (ник)из релком.сци.философи однозначно диагностировал по самой передовой их методике. Я не обиделся(не худший"соцотип"). Очень интересный получился диспут, благожелательный и до сих пор с удовольствием возвращеаемся к этим идеям. Пришла пора опять вернуться.
Критика она _очень разная_ бывает, г-н Зубатов. Вам про это краткую философскую лекцию невредно будет послушать. А вообще тут мы - разные, и за всех не скажу, но по тому что удалось прочитать мне - и Игорь, и Александр, и аз грешный, уж не говоря об Алексе... особенно последнее время - и по делу и иной раз не по делу, и по крупному (калибру)спорили с Сергеем Георгиевичем, а он с нами, порой один оказывался точней, а другой бил мимо - и даже бывало обидно, и восклицали обиженно - не в этом дело. Учимся, милорд. Духу и инструментарию конструктивного оппонирования, полемики, которые вам, я понимаю,мало известны, они для вас в диковинку . Понимаю, в наших палестинах такое встречается еще редковато. Ну стараемся,научаемся, наращиваем обмен(долю) по-настоящему деловой полемики. Пререкаться же, ловить на обмолвках, льстить, "делить"какую-то корову нам не к чему, да и просто некогда.
====лекция. Три вида критики=============
Три типа критики (по конспекту лекций Г.Батищева, читанных в Физтехе в 1974-75 гг)
-------------------------------------------------
1."прикладная" критика. Негативная (негационная - от негацио(лат)
-отрицание) прикладная позиция задана тем, что субъект относится
к предмету как априори данной, выработанной (чем-то) вещи.
В предельном выражении выдает себя за единственный тип критики, за критику
как таковую.(Это - стандарт.)
Не проблематизирует себя - стало быть и предмета. Он для нее не
предмет, а мишень. Присваивает то, что одобряет, чужое утилизует как свое.
В мишени ищутся слабые стороны, их надо "разоблачить". Предмет
рассматривается "негационно", всячески снижается - вплоть до разрушения.
Это не беспристрастный суд, а выполнение уже заданного, предвынесенного
приговора. Своего рода "пороковидение", а не "добровидение". Развивает
негативную мыслительную силу - искусство "порокологии", умение увидеть дыры
в объекте.
Как момент, как тенденция - имеет право на действие, является адекватной
на стадии очистительно-разрушающей работы мысли. Но как абсолютизированная,
выдающая себя за критику как таковую - порочна.
2."теоретическая"критика ( например критика культуры)
Она предметна, ищет достоинства предмеиа, допускает правоту критикуемого и
собственную неправоту (проблематизирует и себя, и предмет). Научает критикующего в том, чего он не знает. Как особый род исследования - проблематизация в пределах "кодекса",
заданного парадигмой. Такой является всякая умная научная критика.
Но не может выйти за пределы парадигмы, ее заданных оснований.
3. собственно "философская" критика.
Прежде всего она - самокритика, самопроблематизация. Проблематизирует все, в
первую очередь самого себя, основания своего подхода.
"Когда я критикую в тебе себя, то я действительно тебя критикую".
Пример такого отношения. Гегель vs Cпинозы. Гегель развивает "за него"
основания, причем именно сильные сторны его концепции, развивает-мажорирует ( концепцию субстанции-субъекта). В таком подходе
-путь к адекватному пониманию сути предмета критики.
Гегель, как и все последующие умные критики концепции субстанции, остается
спинозистом и "всякий умный рационализм - спинозизм". Преемственность
теоретической мысли.
Батищев: "тем не менее, я - не субстанционалист. Недостаточно
по-гегелевски представлять субстанцию как субстанцию-субъект. Пытаюсь
представить предметную деятельность как полностью междусубъектную".
-------------------------------------------------
техника конструктивной критики
------------------------------
Другие воспринимаются как мои собственные возможности. Метод
"встречания Другого". Если он не есть моя собственная возможность -подлинного общения нет, суррогат его.
В свою очередь, я - возможность для другого. Умение поставить другого на
свое место, в позицию субъекта. "Тотальная субъектность всего космоса".
Заносы, вывихи на этом пути.
-"Благодаризм"(недостача очистительной критики) - ведет в болото, к полной зависимости от нераспредмеченной, косной материи.
-"Вопрекизм"(абсолютизация негативной критики) - это на самом деле форма
"негативной зависимости"от предмета критики. Неспособность освободиться от
его сильных_сторон, неспособность превзойти, "снять"их в понимании.
Негативная зависимость от критикуемой концепции - сплошь и рядом распространена. Примеры - "родимые пятна"мажорируемой коцепции в новой,
"выворачивание наизнанку"старого в надежде получить чаемое новое. Типичный
образец негативизма - ограниченное понимание свободы лишь как "свободы от..."(типичное для современных либералов, кстати)
"Вопрекизм" - ведет к невозможности встречания другого, общения в подлинном смысле слова. Вполне может допоняться "благодаризмом", прекрасно уживается с
ним, работает в связке.
Борьба как соперничество, на изничтожение плюс
неизбежная зависимость от нераспредмеченного остаттка. Здесь все побеждены
(внешними обстоятельствами), только мнят себя свободными.
-------------------------------------------------
Критическое действие и понимание.
----------------------------
"Пропустить через три поля" - борение, помощь, интериоризация норматива поведения и мышления.
- борьба как соперничество альтернатив. Кодифицированное отвечание.
Я-центризм (эгоцентризм). Я есмь субъект, прочее - объект.
Утилитарное отношение к другим.
- вектор "от себя". Помощь ответами.Бескорыстная помощь (жертва)
и наконец-
- "помощь трудностями, вопросами". Вселенная вопрошания превышает вселенную
отвечания. Богатство предметного мира распредмечивается.
^^^^^^^^^^^^^^^^^
Распредмечивание - делание своим, интериоризация. Адекватная идея образуется
в процессе действия"по контуру"предмета (это из Ильенкова).Простейший
случай - определение окружности по Спинозе. Окружность есть контур,
образуемый при движении линии, один конец которой закреплен - в определении
содержится способ построения. " В меру своего участия в процессе - я
понимаю". Путь к свободе.
Облик Другого среди прочего задает в поле субъектности нам
возможности(собственного развития, совершенствования)и взаимообогащения.
-------------------------------------------------
БАТИЩЕВ Генрих Степанович(1932-1990)
Русский философ, один из целой группы философов, образовавшейся в 50х годах
и занимавшихся прежде всего проблемаими методологии и теории познания.
Их лидерами на первых порах были Эвальд Васильевич Ильенков ( 1925-1978)
и Александр Алексанрович Зиновьев (тот самый). Затем каждый из них развил
самостоятельную концепцию. Из этой же школы вышли Г.П.Щедровицкий и другие.
Начинал как постмарксист(фихтеанизированный). Этот период представлен книгой
"Деятельная сущность человека как философский принцип"(1969), вызвавшей
гонения, крайнюю непрязнь Суслова и т.п. Затем становится религиозным,
православным философом, принимает иноческий сан. Среди работ Батищева - более 50 статей
в 5томной ("голубой "пятитомник) Философской энциклопедии( 1 том -1962,
5ый -1970), в том числе такие концептуальные как-
Субъективизм, Объективизм, Утилитаризм, Экономический материализм,
Немецкая идеология, Экономические рукописи (Маркса),
Разум, Рассудок, Овеществление, Опредмечивание и Распредмечивание, Критика, Противоречие.
Посмертно издана "Введение в диалектику творчества"( серия "Философы России
в 20 в", СПб, 1997, тир.2000)