|
От
|
Сепулька
|
|
К
|
Almar
|
|
Дата
|
16.08.2002 15:13:30
|
|
Рубрики
|
Семинар;
|
|
Re: пример формационного...
>Здесь надо исходить из следующего:
>- для Стругацкого наивысшей целью и смыслом человеческой цивилизации является движение по пути прогресса (как науки и техники, так и социальных отношений).
Рост производительных сил неотделим от движения по пути научно-технического прогресса. Поэтому и в данном отношении подход Стругацких - плод истмата. А вот прогресс социальных отношений - вещь очень неоднозначная, вообще-то она определяется культурой.
> Хорошо это или плохо - трудно сказать. Вопрос сверхсмысла человечества - это вопрос очень философский (я бы даже сказал, самый философский), но во всяком случае нет никакого "криминала" в таком ответе на данный вопрос.
Именно поэтому истмат и формационный подход оказались настолько привлекательными (особенно для русских): они предлагают человечеству такую модель, в которой человечество идет к своему Предназначению, действия человечества (в целом, т.е. всех цивилизаций) окрашены смыслом. Цивилизационный подход практически отнимает такой сверх-смысл существования. В принципе, хорошая теория должна бы давать синтез обоих подходов. Типа: да, все человечество идет к Предназначению, но каждая цивилизация - своим путем, каждая вносит свой, неповторимый вклад в него.
Кстати, в подходе Стругацких есть еще одно противоречие: ведь они сами, во множестве своих книг заявляют, что будущее произрастает не там и не так, где и как мы ждем. Однако теперь они почему-то вообразили, что знают это: будущее России должно произрасти, по их мнению, через следование по "столбовой дороге цивилизации".