|
От
|
Дмитрий Лебедев
|
|
К
|
CКЕПТИК
|
|
Дата
|
27.11.2000 20:08:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
re: О традициях
«Пусть это не будет для Вас откровением, но рабовладение в России существует. Закон действительно закрепляет сформировавшуюся потребность СУЩЕСТВУЮЩЕГО общества, а традиции закрепляют потребности тех, кто их ввел. В этом и разница».
Не понимаю, что Вы хотели сказать Вашим пассажем о рабовладении. Традиции – оболочка моральных норм, их оформление – и отражают они интересы общества. Законы лоббируются определёнными кругами.
«Но эти мотивы в основном не были основаны на непроверяемых вещах, принимаемых на веру (например, на убеждении, что так повелел Бог), а на логике, сострадании, желании быть порядочным человеком, принимаемым обществом, а не изгоем».
Как раз традиции и моральные регуляции легитимизируются авторитетом Бога – семь смертных грехов, 10 заповедей. Когда я вижу старушку, просящую милостыню и даю ей копейку в протянутую руку, я не думаю, как выгляжу в глазах общества, я ощущаю стыд, что являюсь если не соучастником её унижения, то, по крайней мере, весьма спокойным статистом. Когда я кину кусочек хлеба проголодавшейся собачонке, я не думаю, что меня представят к награде за спасение собаки, мне просто её жалко. Тут нет даже подсознательного расчёта. С другой стороны, попытались бы Вы в концлагере объяснить «цивилизованным» и ох каким расчётливым! фашистам, как Вас надо пожалеть и почему из Вас не надо делать свитер. Как раз многие моральные нормы и культурные положения достаточно иррациональны («Сам пропадай, товарища выручай!»). Да, конечно, они возникли, отражая естественную необходимость, но их породили поколения. Законы, хоть и основаны на моральных нормах (отнюдь не всегда!) и имеют свою историю развития – отражают более актуальные проблемы. Они не кирпичики мировоззрения, не содержание личности, а регуляции – что можно и чего нельзя. Одно другое не заменит. Тем не менее, Вы можете попытаться разработать закон, что нельзя нагло смотреть на обнажённые женские ножки.
«Логика, сострадание и желание быть человеком, принимаемым обществом» – это три разные вещи. 1) Логика – показывает внутренний смысл поступков; 2) Желание быть человеком, принимаемым обществом – отражает социальную конформность, потребность в социализации; 3) сострадание – умение сопереживать, иррациональное, но очень важное для человека, воспитанное качество.
То, что западные люди в традициях не нуждаются, Вы утверждали здесь book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Situation-in-Russia&i=975017830 «Tрадиционное общество высокообразованных людей - это вроде как слон с крыльями. Зачем высокообразованным людям нужны традиции??? Они сами не сообразят, что плохо, а что хорошо».
«Учите историю. Во-первых, этот закон разработал не Мор, во-вторых, это было в 16-м веке. В то время о существовании каких-либо гражданских обществах вообще трудно говорить.»
Вот уж точно, Роман «сам себя высек». 1) философия гражданского общества как раз и формировалась в 16 веке, с развитием капиталистических отношений; 2) «этот закон разработал не Мор» Против бедноты разрабатывали немало законов. Если «этот закон» разработал не Мор, то о каком законе идёт речь? Информацию я прочёл в интервью Кожинова. Суть законотворчества Мора в других источниках, доступных мне, не отражена. А на каких источниках базируетесь Вы?
«Я нигде не говорил, что в Советском союзе НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ТРАДИЦИЙ. Можно подумать, что на Западе люди не ожидали чуда в канун нового 2000-го года. Ожидали и даже консервами запасались. Речь идет о роли традиций в регулировании общественного поведения человека.»
Речь идёт о празднике и ощущении полноты жизни в моём послании, но Вы почему-то противопоставляете этому консервный психоз.
«Вы учтите, что в западных корпорациях работают люди из разных стран, которые как раз и впитали разные этические установки с молоком матери. Для них эти правила и написаны. А то, что Вы следовали всем "регуляциям" интуитивно еще раз доказывает, что общественное поведение человека в России и на Западе регулируется одними и теми же механизмами.»
Не одни регуляции не исчерпают всех механизмов, регламентирующих поведение людей в разных странах. Деловая этика – да, во многом тождественна. Но даже техасец – это уже не житель Нью-Йорка. А что, по-Вашему, жители других стран настолько лыка не вяжут, что простейшие понятия деловой этики им надо объяснять, как таблицу умножения?
Я: «Роман прав, меньше было свобод. Но многие из этих свобод были не нужны (зачем мне две жены?) или даже омерзительны (зачем мне муж!?)».
Роман: «Не судите обо всех только по себе».
Существует определённый стереотип, Вы своим высказыванием его ниспровергаете.
Люди организованы по-разному, но не надо большинству навязывать нормы меньшинства.
Я «На западе, как на острове доктора Моро, законами регламентируются простейшие человеческие взаимоотношения»
Роман: «Их приходится регламентировать, так как у людей больше возможностей решать конфликты через суд, чем это было в СССР. Но это совсем не значит, что люди все время читают законы или обращаются к юристу перед тем, как что-нибудь сделать.»
Их приходится регламентировать, потому что этические нормы чаще дают там сбой, чем в традиционных обществах, и в атомизированном, полулишённом человеческих связей мире легче избегнуть наказания. Кроме того, развитое законодательство – естественная потребность для войны всех против всех, которая полыхает на западе, а то бы все друг друга перебили.