Гуманизм самого человечного человека...
> Пытаясь абстрагироваться от текста, я воображаю, что разговаривая с высококультурным западным человеком, для которого такая отсталая традиция, как культура полемики и уважение к собеседнику, вещь несущественная.
Извините, Дмитрий, я вспылил, но пережевывать одно и тоже в десятый раз очень тяжело.
> Вы, Роман, вовсе не опровергли С.Г.Кара-Мурзу – для этого надо разработать антитезу.
Ну вот Вы мне ее и помогаете разрабатывать, ведь истина открывается в спорах.
> В России существуют преступные группы, которые занимаются отловом бомжей и молодых девушек и их продажей в рабство.» Я: перечитал. Так и не дошло. Какое отношение это имеет к дискуссии? Сказано для красного словца?
Вы просто забыли свою начальную тезу о том, что в России традиционно не существует рабства, поэтому не нужен закон о его отмене. На самом деле, рабство в России существует и существуют законы, по которым множно привлечь рабовладельцев.
> Аналогично, мне непонятно, в каком традиционном обществе Вы страдали долгие годы и консервный психоз.
Страдали не я, а родственники (в Иране), плюс я активно общался с выходцами из традиционных обществ. Консервный психоз вообще нипричем, имелось в виду, что радости на лицах во время праздников по крайней мере столько же, сколько и в России, если не гораздо больше.
> Вы прекрасно понимаете, что этот закон следует из естественного права и базируется на заповедях и авторитетах – основах традиционного общества. Т.н. цивилизованные государства – не пионеры в этом вопросе. Кстати, запрет на убийства во многом преодолён именно западным правом. А вот закон о приватизации или коммерческих банках противоречит общественным интересам и заповедям.
Как законы, так и традиции могут вводиться в интересах всего общества или лоббироваться определенными группами. Разве в интересах всего общества надо было снимать шапку перед представителем благородного сословия и не иметь права сидеть в его присутствии (средневековые традиции)? И каким таким заповедям противоречят законы о приватизации и коммерческих банках???
> В Вашей концепции «высокообразованные» сами выбирают себе нормы, а с этим я категорически не согласен. Образование не предохраняет личность от распада и судьбы многих образованных – тому подтверждение. Ещё хуже когда, кичась своим образованием и цивилизованностью, люди (и общества) начинают навязывать прочим свои представления, как жить.
Вы можете быть с этим несогласны, но это - хорошо известный факт. Следование традициям и нормам во многом порождается невежественным страхом наказания за ослушание. Распад личности и навязывание другим своих концепций - совсем из другой оперы.
> Другим аспектом проблемы выступает суждение: может гуманизм и законность сочетаться с насилием и захватничеством? Кара-Мурза говорит – да, может, и я с ним согласен.
Да и я вроде как с этим не спорил. Конечно, под давлением обстоятельств Томас Мор мог разработать что-то такое не в интересах бедноты, но нам он известен, как защитник бедных. А с Томасом Джефферсоном пример не очень яркий, гораздо лучше пример с "самым человечным человеком", который "боролся за счастье простых людей" (в соответствие с компропагандой), но требовал "расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты" и "поощрить энергию и массовидность террора".
> Роман, я намереваюсь постараться доказать, что интеллект и образованность не помеха разрушению культуры и не препятствие на пути деградации.
А кому? Я с этим не спорил. Вы никак не можете привыкнуть, что у меня абсолютно непредвзятая позиция, не зависящая от моих симпатий. Поэтому я не расставляю акценты, что хорошо и что плохо, а говорю, что правда и что неправда (на мой взгляд).