>> Э. Фромм так объясняет культурную катастрофу Реформации: «Человек, освободившийся от пут средневековой общин¬ной жизни, страшился новой свободы, превратившей его в изолированный атом. Он нашел прибежище в новом идолопоклонстве крови и почве, к самым очевидным формам которого относятся национализм и расизм» [10].
>
>совершенно верно. Человек -животное стадное, ему никак без общества. Оборвали одни связи, он их пытается восстановить, но в новых условиях (не будет останавливаться на том, кто или что создал эти условия, на том, что это условия общежития, взаимодействия членов общества, на природе этих отношений) это стало невозможно. Потому люди стали налаживать какое-то подобие отношений. В результате "мутации", поиска получилось то, что получилось.
>Понятно, что рядовые делали это понаитию, а "образованные" пытались это формализовать, обосновать чем-то (Коттон Мезер).
То, что тут по непониманию называют "индивидуализмом" - это фундаментальная христианская идея о личной ответственности человека перед Богом за свои грехи, за свой выбор и за свой путь.
(Например: даже такой умнейший русский человек как профессор МДА Осипов пришёл к поддержке одной из раннехристианских азиатских ересей "всеспасения" ("апокатастасис"). Русская культура, где христианская традиция не слишком глубока, плохо воспринимает тот факт, что высшие ценности любви и свободы находятся в неразрывном единстве. Осипов мыслит дело таким образом, что Бог вполне может насиловать людей ко спасению вопреки дарованной им свободной воле и желанию).
Христианство - это единственное действительно инновационное религиозное учение, которое говорит о том, что выводит человека из рабства греха к спасению и Царствию Небесному. Которое мыслится не только как нечто внешнее, ожидающее впереди, но и как то, что "внутри вас есть", и что разворачивается как из горчичного зерна в громадное дерево. Это образы из Евангелия, если кто не в курсе.
Поэтому Реформация, европейский либерализм - это движение в русле магистральной логики христианской культуры, которая требует изменений от человека. Следовательно, меняется и общество.
Только человек очень далёкий от христианства может рассматривать взаимодействие любви и свободы, которое лежит в фундаменте европейской культуры, в рамках дискурса об "атомизациях", "индивидуализациях" и т.п. Это взгляд "извне". Это взгляд язычника на Церковь, взгляд дикаря на цивилизацию.