И на личностном уровне это объяснимо без "марксни"
> Это более фундаментально: это природа человека. И это, конечно, воспитание с детства. Советская школа, страна воспитывала советских идеалистов. А вот дома воспитывали по разному, в том числе и проходимцев в том числе и управляющую прослойку в том числе и с особой этикой.
>Это расслоение оказалось опасным для советского государства, поскольку оно его и не понимало, и не снимало. Просто расслоение стало размежеванием по отношению к государству и стране. Те, кто считал себя благородными и недокормленными, решили все сломать и забрать себе, восстановив правильную "гармонию" отношений культурных и плебеев, когда культурные имеют все по праву, а плебеи - ничего, поскольку прав у них нет, как у низших существ.
Добавлялись еще обиды, полученные в детстве и отрочестве от "примитивных", привычных к конфликтам, и хотелось их не только превзойти в культурной области, но показать им это на уроках литературы и в кружках, вроде того, что вела учительница литературы.
Но во времена Кара-Мурзы такие кружки были полуподпольны, а в 70-х вполне респектабельны.