|
От
|
И.Островский
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
07.02.2002 01:16:29
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
О бедном еврее замолвите слово
Во всяком случае, не высказывали возражений против главного тезиса, который сводился к тому, что препятствием к диалогу и «примирению» евреев и русских служит якобы изначально присущий России антисемитизм.
- Примирение? А разве до сих пор война велась? Еврейский вопрос есть иррациональное фиксирование общественного внимания на евреях. Стоит переключить внимание и "вопрос" исчезнет автоматически. Нет же "чувашского вопроса"? А почему?
--------------------------
>Прежде всего, совершенно нежизненной, стереотипной установкой является настойчивое представление евреев и русских как двух монолитных по своим взглядам и позициям «блоков» (этносов, народов, культур и т.д.).
- Вот именно! Но в Ваших дальнейших рассуждениях Вы об этом почему-то забываете!
------------------------
>Очень трудно вести разговор, когда понятия не определяются, а предмет непрерывно меняется. В основном речь, конечно, велась о той еврейской элите, которая присвоила себе право право представлять все еврейство и выражать его установки...
- Элита в стране объединена не по пятой графе. Никакой "еврейской элиты", кроме как в воображении, не существует.
----------------------------
Никто из русских в действительности не увязывает свою антипатию к Гусинскому с делами фарисеев в древнем Иерусалиме или скупостью ростовщиков в средневековой Англии.
- Ещё как увязывают. Посмотрите записи под Вашим текстом! Так прямо на глазах и увязывают.
----------------------
Странно было слышать такое от историков, потому что общепризнанным считался тот факт, что даже в одной культурной среде буквально за несколько лет, в Германии 30-х годов, возник антисемитизм нацистов, генетически не связанный с антисемитизмом 20-х годов в Веймарской республики.
- Это утверждение в корне неверно. Антисемитизм нацистов уходил корнями в политический антисемитизм, характерный для Германии и Австрии со второй половины 19 века. Гитлер в "Mein Kampf" уделил немало внимания своим духовным и политическим предшественникам - Шёнереру и Люгеру (у последнего он в своей политической практике 1920-х гг. многое перенял!). Строго говоря, с теоретической точки зрения в нацистском антисемитизме не было ничего действительно нового.
-------------------------
С этим спорить не стали, но остались при своем мнении. Корень антисемитизма, говорят, в самих евреях - где есть еврей, там возникает и антисемитизм. Евреи, мол, обладают мистическим свойством «виктимности» (жертвенности) - всем, как только их увидят, хочется их ущипнуть и обидеть.
- Причина антисемитизма не евреях, это точно. Я полагаю, причина в самих антисемитах. Об этом приложу отдельный текст.
-----------------------------
В литературе приходилось видеть довольно-таки устоявшееся определение, согласно которому в результате «кризиса модернизации» - разрушения натурального хозяйства, вторжения монетаризма и т.д. подрывался привычный уклад жизни, что приводило к массовым страданиям. В эти моменты евреи, как «мастера денежных дел», выступали в качестве очень активного агента рыночной экономики, при том, что внутри своей общины сами они строго сохраняли устои традиционного общества. Это, говорю, и вызывало конфликты и столкновения (вроде изгнания из Испании в 1492 г.).
- Политический антисемитизм традиционно был инструментом консервативных кругов, недовольных общественно-экономическим прогрессом. Я бы ввёл для объяснения этого такое понятие как "органическое сознание". Носители этого сознания воспринимают социум, этнос как организм, неотъемлемой частью которого они себя ощущают. Поэтому "зло" в их понимании не может исходить от "своих". Тут нужны "чужаки", на роль которых в таких ситуациях традиционно выбирали и выбирают евреев.
Насчёт строго сохранения устоев традиционного общества внутри еврейской общины - это на чём основано? Чисто умозрительное утверждение? Или?
-----------------------------
>Тут меня даже поддержал один из участников, развив тему «мастеров денежных дел» - в духе Вл.Соловьева. Мол, любая катастрофа в сфере финансов в периоды социальных потрясений ассоциируется с образом еврея - всегда и во всех странах.
- Вообще надо полегче с этими "везде и всегда". В Германии и впрямь была поговорка: "Падают курсы на бирже - растёт антисемитизм".
------------------------------
Но и такую постановку вопроса не приняли. Нет и никогда не было никаких объективных оснований для напряженности между евреями и окружающим их местным населением! В чем же тогда дело?
- Были ли и объективные причины для резни армян в Сумгаите, Баку? Турок-месхетинцев в Фергане? Узбеков в Оше?
----------------------
Так вы, говорю, считаете, что и Чубайса как политической реальности нет, и приватизации с катастрофой хозяйства не было? Просто в своем воображении суеверные русские создали образ рыжего Чубайса, и из-за этого весь сыр-бор?
- Что, у Чубайса что-то в родословной нашли? Из-за этого и сыр-бор?
--------------------------
А ведь задумайся они, представив, что кого-то из них пригласили на круглый стол, скажем, в журнал «Наш современник», то каждый бы признал, что никому там и в голову бы не пришло сказать что-нибудь подобное о евреях.
- Давно я в это издание не заглядывал. Но в годы перестройки они, помнится, особо не стеснялись. Хоть до уровня "Молодой гвардии" и не доходили.
---------------------------
>Я предложил рассмотреть такой вопрос. В настоящий момент в связи с перестройкой и «рыночной реформой» большинство населения России переживает социальное бедствие - разрушение страны, резкое обеднение, глубокий кризис хозяйства, преступность и т.д. Но влиятельная еврейская элита полна радости и непрерывно это демонстрирует. Разве это не говорит о наличии раскола по главному основанию?
- Еврейская элита? Скажите, если главреж еврей, то и весь театр еврейский? И всё его искусство еврейское? И рейд Доватора надо проходить по разделу "еврейское военное искусство"?
-----------------------
И ведь при этом авторитетные пред-ста-вители этой части высказываются по отношению к русским исключительно агрессивно, намеренно оскорбительно - и ни-кто их не останавливает, не имеет силы остановить.
- Э-э, это уже о сравнительных размерах бревна и соломинки.
---------------------
>Историки стали говорить, что евреи всегда выступали за укрепление Российского государства, империи, державы - и в начале ХХ века, и во время перестройки. Это для меня было в диковинку.
- И для меня тоже.
-----------------------
>Я не стал углубляться в события начала прошлого века, а напомнил вчерашние дела - разрушение СССР, советской державы (пусть бы и империи). Ведь все мы это еще помним, чего же тень на плетень наводить. Да и сами мои собеседники за столом по большей части зафиксировали свои откровенно антисоветские позиции. Где они видели «защиту государства СССР» - у Жванецкого с Хазановым?
- Как насчёт эстрадников с русскими фамилиями? А те сто или сколько там тысяч, что праздновали развал страны на площади перед "белым домом" (помните этот концерт в последних числах августа 1991 г.?), это были сплошь евреи?
------------------------
Мол, мы, евреи, всегда держали кукиш в кармане.
- А кто не держал?
----------------------------
С комсомольским приветом!