>Социолог Г.С. Батыгин указывает на этот факт: «Ни “крестьянские войны” и голод в деревне, ни массовые репрессии, ни низкий уровень жизни не поставили под вопрос существование коммунистического режима. Его крах стал следствием разрушения “социальной теории” и конфликта в дискурсивном сообществе в относительно стабильных политических и экономических обстоятельствах.
>Он был предуготовлен движением “шестидесятников” и вступил в критическую фазу в период “плюрализма мнений”, обозначенного атакой “докторальной публицистики”, которая стала играть роль альтернативного мозгового центра страны.
Ч. Мюррей относит к 1960-м годам начало перелома в американском обществе. Это довольно сложная концепция, но если в общих чертах, то я её понял так: изменения в социально-экономической сфере перешли в социально-культурную сферу и общество перестроилось. В США это связано с выходом на первый план нового среднего класса, особенно "верхнего среднего класса" - преимущественно (тогда) молодых людей, обязанных своей карьерой своим личным способностям и элитному образованию.
Рискну предположить, что в СССР в том или ином виде происходили подобные процессы. Но если американское общество высоко дифференцированное и инновационное, то советское общество было очень косным и мало способным к необходимым изменениям. В частности потому, что интеллектуальная рефлексия в нём была возможна только в рамках "внутренней эмиграции", нелегальной оппозиции, контркультуры.
В США и Европе новой элите было тесно в старых рамках, отсюда 1968-й и т.п. А СССР и подавно разорвало.
Кто им доктор, этим советским вождям, что они сделали "дискурсивное пространство" пространством политических диссидентов?
А что Мамардашвили должен был делать? Он же действительно образованный и умный человек, не мог же он тупо воспроизводить сусловский бред, получать за это спецпаёк в спецраспределителе и сыто хрюкать? Это могли делать или запуганные террором и лишениями первой половины ХХ века всякие симоновы и прочие сталинские интеллектуальные лакеи, или узколобые карьеристы, которые приехав из села в город шли в вуз учить истматы-диаматы именно за этим - за спецпайком и квартирой в партийном доме. Но людям вроде Мамардашвили этого было уже просто недостаточно.