Судя по некоторым недавним сообщениям, российские судостроители по-прежнему испытывают трудности с созданием новых кораблей. Сначала - в самом конце 2015 года - появилось сообщение о том, что окончательная сдача фрегата «Адмирал Горшков» заказчику перенесена на год - до конца 2016 года. Тогда же представители ВМФ сообщили, что передача фрегата «Адмирал Григорович» флота состоится в первом квартале 2016 года. К этому ожидалось, что он будет передан флоту в мае 2015 года, после чего его сдача несколько раз откладывалась. Кроме того, в очередной раз была перенесена - на май 2016 - по техническим условиям и базового тральщика «Александрит» (проекта 12700). Изначально планировалось, что он будет передан флоту в 2013 году. К первому кварталу 2016 был перенесен и ходовые испытания большого десантного корабля проекта 11711 (по классификации НАТО - Ivan Gren). В итоге в 2015 году морских надводных кораблей российские ВМС так и не получили.
С другой стороны, флот прекратил эксплуатацию нескольких кораблей - в том числе корвета «Стерегущий», на котором в апреле 2015 произошел пожар, и обоих фрегатов класса «Бесстрашный». Два последних ожидают ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», однако на капитальный ремонт нужно много времени из-за непоставки Украины новых двигателей для них. Из-за отсутствия двигателей будет отложено и строительство крупных надводных кораблей. Среди них - корабли проекта 22350 (третьего и четвертого кораблей класса «Адмирал Горшков»), проекта 11356 (четвертого, пятого и шестого кораблей класса «Адмирал Горшков»), а также проекта 20385 (модификация корвета класса «Стерегущий» вместо которого будет построен корвет проекта 20380 с менее надежными двигателями российского производства).
На первый взгляд может показаться, что со строительством подводных лодок дела идут лучше, учитывая, что в боевой состав флота приняты два многоцелевые дизельные подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО - Improved Kilo), после длительного восстановительного ремонта в 2015 году были вновь введены в эксплуатацию подводная лодка «Гепард» серии «Щука-Б» (по классификации НАТО Akula) и многоцелевой атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО - Sierra-II). При том, что ситуация со строительством подводных лодок в России, несомненно, намного лучше, чем со строительством надводных морских кораблей, в этой области также существуют проблемы. Так, несмотря на то, что многоцелевой атомная подводная лодка К-560 «Северодвинск» был принят в опытную эксплуатацию в 2013 году, ее морские испытания продолжаются уже третий год.
Но - что более важно - как видно, существуют проблемы с разработкой нового класса дизель-электрических подводных лодок. Из-за проблем с силовым агрегатом сдача главного подводной лодки проекта 677 ( «Лада») давно уже откладывается, в результате чего несколько лет назад было принято решение построить для Черноморского флота шесть субмарин проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО - Improved Kilo) . Оказалось, что командование российского ВМФ решило построить доработанный лодку и объявило о переходе на строительство субмарин проекта «Калина», на котором предполагалось использовать повитрянезалежну энергетическую установку (ПНЕУ). Как заявили российские специалисты, ПНЕУ будут готовы к 2017-2018 году, после чего строительство подводных лодок должен уйти несколько быстрее. Однако недавно командование российского ВМФ достаточно громко заявило, что заказало для Тихоокеанского флота еще шесть субмарин проекта 636 «Варшавянка». Это очень хорошие подводные лодки, на которых наверняка будут установлены крылатые ракеты «Калибр», что сделает их мощным средством противокорабельного защиты и нанесения ударов по наземным целям. Но это заявление подразумевает, что на получение подводных лодок класса «Калина» российский флот в ближайшее время не рассчитывает, и поэтому, чтобы дополнить недостаток в лодках, заказывает проверенные и надежные субмарины.
В итоге, похоже, что российские судостроители, как и раньше, топчутся на месте - с успехом строят старые модели, но при этом испытывают серьезные проблемы и откладывают реализацию новых проектов, которые, как ожидалось, в 2020-е годы должны были стать основой российского военно-морского флота.
Дмитрий Горенбург - старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа, в котором он занимается исследованием проблем безопасности бывшего СССР, реформы российской армии, российской внешней политики, политической этики и идентичности, а также российской региональной политики. Редактор журналов, посвященных проблемам посткоммунизма, российской политике и праву. Научный сотрудник проекта в области национальной безопасности Truman National Security Project. Эта статья впервые была опубликована 19 января 2016 в блоге Горенбурга Russian Military Reform blog.