>Может, нам просто размежеваться? В контексте размышлений об украинском кейсе Сергей Кара-Мурза предлагает пересмотреть одну из ключевых идей строительства общественных отношений. Не пытаться вести общественный диалог и искать консенсус между разными общественными силами — которые, во-первых, еще не оформились, а, во-вторых, не хотят этого и к этому не способны. А, напротив, сильнее размежеваться, отчетливее провести разделительные линии.
>Эта, казалось бы, парадоксальная идея находит немало продуктивных примеров в истории, к которым отсылает собеседник Сергея Кара-Мурзы — научный сотрудник Центра проблемного анализа Александр Вершинин.
>В прошлый раз мы выдвинули идею: размежеваться общностям «старых русских» и «новых русских». Большинство населения по установкам, поведению, идеалам и желаемому способу жизни можно называть «старыми русскими». 25 лет попыток объясниться «новыми русскими» результата не дает: с ними не хотят разговаривать, их отталкивают — иногда грубо, иногда вежливо.
>Надо собраться внутри себя, обдумать и обговорить ситуацию. Иметь свое пространство, где мы не споры бы вели с оппонентами, а договорились бы — как на сельском сходе община — как жить. Надо размежеваться с этой общностью «новых русских», а не пытаться вторгнуться в нее — и не позволять им вторгнуться в нашу общность.
>В прошлый раз мы начали публиковать цикл видеокомментариев некоторых цитат, ключевых для понимания общественной ситуации и настроения разных социальных групп. Это выдержки из работ разных публицистов, социологов, экономистов, политиков. Анализируя эти высказывания, мы пытаемся объяснить, почему необходимо культурное, мировоззренческое и этическое размежевание с той частью нашей новой элиты, которая проявляет себя как хищная общность, агрессивно относится к большинству населения, по советской инерции сохраняющему свои основные принципы и культуру. После первого материала у его читателей и слушателей возникло много вопросов: зачем отмежевываться? Почему не продолжать вступать в контакт и бороться с этой общностью? Как мы узнаем «своих»? И какими могут быть формы этого размежевания? Свои доводы и соображения озвучивает Сергей Кара-Мурза, после чего предлагает прочитать ряд новых показательных цитат.
>Сергей Кара-Мурза продолжает озвучивать свои доводы о необходимости размежевания так называемых старых русских и новых русских. Размежевания с новой элитой, которая агрессивно относится к большинству населения, по советской инерции сохраняющему свои основные принципы и культуру. «Советский человек никуда от нас не делся», о чем говорят социологические данные (см.ниже). Он просто «ушел в катакомбы». Там он подвергается жесткой идеологической обработке, часто с примесью культурного садизма. Любой тип, выходящий на трибуну или к телекамере с антисоветским сообщением, получает какой-то бонус. Антисоветская риторика узаконена как желательная, что и обеспечивает непрерывность «молекулярной агрессии» в массовое сознание населения. Сергей Кара-Мурза предлагает посмотреть и проанализировать ряд цитат, ключевых для понимания общественной ситуации в постсоветской России.
>Неожиданная идея, к которой мы пришли постепенно и которую во многом активизировали события на Украине, это необходимость виртуальной федерализации российского общества. В России 25 лет назад произошел ценностный и культурный раскол на две разные по размеру, но примерно одинаковые по весу общности. Одна получила название новых русских: это то меньшинство, которое в ходе реформы 1990-х сформировало властный слой, новую политическую и экономическую элиту. Другая общность, названная старыми русскими, — это большинство, которое в результате реформ сникло и утратило доступ к культурным и материальным благам.
>Пока общество новых русских организовывалось, вырабатывало самосознание, свою эстетику, шкалу ценностей, общность большинства оказывалась без своей организованной элиты, без своей информационной системы. Это общность без языка и без видимых пределов своего культурного пространства.
>На Украине разделение на две разные общности нарастало, а сейчас новая власть такой проект предложила, что многие жители Юго-Востока Украины осознали необходимость размежеваться с остальной частью страны путем политической федерализации.
>Мы в России, чувствуя ненормальное положение большинства в символическом пространстве, считаем, что для всего российского общества было бы полезно, чтобы эта общность большинства, не имеющая своего пространства и языка, начала бы виртуальную федерализацию. И одним из способов могли бы стать новые школьные учебники. Сергей Кара-Мурза и Александр Вершинин — о виртуальной федерализации российского общества, об образе желаемой России для новых и старых русских и о новых учебниках.
Всё чаще мне приходит на ум аналогия из астрономии.. Поклонники Птоломея удивляются - «Как странно ведут себя планеты ведомые божьим промыслом!», а те кто приняли воззрения Коперника не могут им ничего ни объяснить, ни доказать.. Несовместимые «системы знаний». В одной из них, за всё ответственен «Бог», требующий кровавых приношений, а в другой — сам человек, вернее — «элита», искусственно поддерживающая заблуждения, являющиеся основой их существования в этом мире. Причина проблем молодых стара как мир.. «Суть проблемы в том, что новое поколение живёт изначально (от рождения) в более защищённом окружении, а по этой причине, для реализации основных базовых программ поведения индивида выбираются иные нежели у предков точки приложения сил и иные направления проявления активности » http://tsaisselke.livejournal.com. Всё просто и понятно и в наших силах это изменить.. но .. зачем? Нам и так хорошо, а те кому плохо, у тех времени на обсуждения и писательство нет. Как, интересно, при доисторическом мистическом мировоззрении, Вы собираетесь, что-то правильно решать в реальности? Не на год, не на поколение, а как это делает естествознание — навсегда F=m*a. Чистое фарисейство по большей части.. всё это...