продолжим разговор - Коммунизм это учение о синергии
правда это скорее относится к незаконченной теме о Сахлинсе - я не хотел его заводить раньше, чем прочитаю книжку Багдасаряна о религии и науке с нового сайта СГКМ - http://problemanalysis.ru. Эта работа удачно дополняет материал Сахлинса о рождении современной антропологической модели запада из протестантских воззрений.
Я и сейчас ещё не дочитал эту книжку, но одна из её основных мыслей уже ясна - протестантизм это результат усилий гностиков на Западе.
Ну в общем да, понятно, что антропологическая модель Маркса не стала такой же стоящей в стороне Джомолугмой по отношению к массиву индийской культуры, как буддизм. Т.е практически все, но не все компоненты антропологической модели Маркса имели в разной степени близкие аналоги на Западе. Но далеко не все
Для начала - Сахлинс показывает, что современная антропологическая модель Запада возникла из протестантизма. Насколько я могу судить по вашим выступлениям на форуме, вы вполне отдаёте себе отчёт в том, что эта модель сильно отличается от антропологической модели православия. Правда, судя по всему вы не принимаете одно из коренных отличий антропологии православия от католической и/или протестантской антропологии - способность воспринимать энергийные проявления более высокоорганизованных существ/общностей/систем/организмов, т.е синергию, в терминах православного богословия.
Вы т.ж отрицаете соборность как одно из проявлений этой синергии - об этом говорят все ваши наезды на попов и поповщину, и следовательно на Церковь, т.к субъектом являются не попы, а Церковь, попы только проявления Церкви. Все ваши нападки на Церковь означают автоматически нападки на партию, как основу любой советской системы, в настоящем и будущем, кстати говоря.
Ну что тут можно сказать - совокупность того, что вы не принимаете и есть протестантизм, тут двух мнений быть не может. Просто понимая, что вы потеряете какое либо влияние на свою аудиторию, если прямо противопоставите себя православию, заставляет вас высказывать свою позицию косвенным образом и через различные недомолвки.
Я буду счастлив ошибиться в своём выводе, но я совершенно уверен, что вы никогда ясно и безоговорочно не скажите, что признаёте Соборность и синергию в том объёме, котором они зафиксированы в богословии православия
Теперь вернёмся к Марксу, Сахлинсу и антропологической модели.
Труд как философская категория, как основа определения человека это заслуга Маркса, о разуме как очевидном отличии человека от животных в Европе не могли не упоминать - иначе кто бы вообще воспринял людей, игнорирующих такое отличие. Но только Маркс объяснил разумность трудом, совокупностью социальных/общественных отношений - он дал некое определение разуму, таким способом. Конечно очень не совершенное - но вполне оригинальное и главное операциональное, пригодное для практического применения.
Второе отличие антропологии Маркса - это совершенно иная эсхатология его учения. Запад продолжает традиции скандинавов о конце мира и белом полярном лисе, а Маркс направляет активность человека из звериного настоящего в преображённое будущее. Т.е антропология Маркса и Запада отличается с точностью до Добра и Зла, Жизни и Смерти.
Если не абсолютизировать ошибки Маркса, то они вполне локализуемы и их вред вполне снимаем. Ошибки Маркса обусловлены и наукой своего времени - если человек есть сумма общественных отношений, как утверждал Маркс, и наука говорит о том, что у человека существует только сознание, то иной антропологической модели, чем есть в истмате, и которую вы любите цитировать, просто не может возникнуть.
Но есть нечто более важное - Маркс признает синергию, всё его учение о Коммунизме это учение о синергии, это выход за границы западной антропологии, прорыв к православной антропологической модели. А Ленин прикрутил к этому партию - новую Церковь, вернув русским модернизированную Соборность.
Сочетание синергии и Соборности - это и есть большевики и советский строй.
Народ и нация в терминах религии были реализованы ещё в Византии созданием принципа симфонии властей, признанием защиты христианских ценностей в мире главной задачей государства.